Украинцев в будущем могут лишить пенсий?

ZN.UA Инфографика
Поделиться
Украинцев в будущем могут лишить пенсий? © depositphoto/Wongphoto

Украинцы в будущем могут остаться без пенсионных выплат. Такая новость, почти «вражеская ИПСО», пролетела на днях по отечественным медиа. Зависят ли пенсии от количества работающих и действительно ли государство не сможет выплачивать пенсии в будущем, а также о почти утраченном историческом шансе объединить две ключевые «реформы века», разберемся.

Случайные фразы или прогрев общественного мнения?

Поводом для «паники» стали заявления первого заместителя министра социальной политики Дарьи Марчак, которые она сделала в эфире телеканала «Еспресо». В частности, Марчак заявила: «…украинская нация стареет. Сейчас 18% населения в возрасте 65+ лет, а соотношение работающих и пенсионеров составляет один к одному… То есть уже сейчас один работающий содержит одного пенсионера».

Это не первое такое заявление высших правительственных чиновников страны. Еще до полномасштабной войны министр финансов Сергей Марченко говорил в одном из своих интервью: «Если у вас нет накоплений в НПФ (накопительный пенсионный фонд. — А.К.), рассчитывать на пенсию вообще не стоит… Мне, сорокалетнему, на пенсию рассчитывать в нынешних условиях не следует. Тогда два варианта — или я сам ищу возможности и откладываю через НПФ, или создаются условия для таких накоплений для всех граждан».

Вроде бы все логично и закономерно, но дьявол, как известно, кроется в мелочах.

Начнем с того, что низкая рождаемость не демографическая проблема номер один для Украины. Не менее опасно стремительное сокращение продолжительности жизни.

Во время войны средняя продолжительность жизни мужчин сократилась с 65 до 57 лет, а женщин — с 75 до 70. Как видим, военные потери влияют на этот показатель, но не являются главным фактором, потому что продолжительность жизни стремительно сократилась и для женщин, которые не так, как мужчины, привлекаются к службе в ВСУ.

Кроме того, Украина стремительно теряет не только плательщиков единого социального взноса на содержание солидарной пенсионной системы (ЕСВ), но и самих пенсионеров.

Так, на начало 2024 года в Украине насчитывалось 10,52 миллиона пенсионеров, а в 2012-м их было 13,8 миллиона. Накануне полномасштабной войны этот показатель сократился до 10,9 миллиона человек. За два года войны количество пенсионеров уменьшилось на 325 тысяч, а за два года пандемии (2020–2021) — на 494 тысячи. Странные процессы происходили и в 2024 году: за январь—март количество пенсионеров сократилось сразу на 362 тысячи — до 10,15 миллиона.

То есть сокращение за квартал превысило аналогичный показатель за два последних года. Ключевая причина — это учет сокращения числа пенсионеров вследствие оккупации новых территорий. Но некоторым образом влияет и фактор повышенной смертности: определенная часть мужчин у нас до пенсии не доживает, но на численность пенсионеров влияет чаще всего снижение продолжительности жизни женщин.

В целом, если анализировать последние десять лет, численность пенсионеров сократилась на 3,65 миллиона, или на 27%.

Численность населения в Украине составляет сейчас приблизительно 27 миллионов человек. Если война завершится в 2025 году, сальдо беженцев ухудшится еще на 1–1,5 миллиона человек, а количество пенсионеров будет равняться немного менее 10 миллионов. Общая численность населения достигнет 25 миллионов. Из них 9–10 миллионов будут пенсионеры, до 5 миллионов — несовершеннолетние и где-то до 10 миллионов — экономически активное население, в структуре которого надо будет учесть до 3 миллионов безработных, инвалидов и льготников. На двух налогоплательщиков в среднем будут приходиться один ребенок, один льготник и два пенсионера.

Поэтому пенсионная система страны действительно нуждается в реформировании, вот только каком?

Хлеб, хлеб с маслом, бутерброд

Теоретически есть три уровня пенсионной системы:

  • солидарная или социальная. Условный кусок хлеба, гарантированный государством;
  • накопительная обязательная — слой масла на кусок хлеба;
  • накопительная добровольная — это уже нарезка колбасы или красная икра на масло и хлеб (кто сколько сможет накопить).

В Украине существуют первый и третий уровни, второго нет. То есть сейчас никто не мешает украинцам накапливать на пенсию, лишь бы были деньги.

Введение обязательного уровня накопительной пенсионной системы — это давняя мечта чиновников, главная цель при этом — получить доступ к распределению дополнительных 2%, которые будет платить работодатель на обязательное пенсионное накопление своих наемных работников.

Это к существующей ставке ЕСВ в 22%, которая и так великовата для реалий нынешней Украины и приводит к формированию теневого сектора экономики и теневого рынка труда. А ее хотят еще увеличить. Правда, есть вариант изъять эти 2% из существующей ставки ЕСВ, но это же усилит существующий дефицит Пенсионного фонда (более 180 млрд грн в год) и увеличит целевой бюджетный трансферт на его покрытие. Напомню, сейчас дефицит бюджета находится на уровне 20% ВВП.

То есть на кону стоит до двух миллиардов долларов в год в эквиваленте в будущих накопительных пенсионных фондах. Большинство вложений планируют разместить в государственные ценные бумаги. Очевидно, что значительная часть этих накоплений будет израсходована на комиссию специальных компаний по управлению активами пенсионных фондов и съедена инфляцией и девальвацией гривни.

Мы страна «перманентных кризисов», и пенсионная система должна опираться на что-то постоянное, неизменное, почти патриархальное.

Базовая модель без базовых настроек

Сейчас рассматривается следующая базовая модель третьего уровня пенсионной системы в Украине (см. инфографику).

ZN.UA

Накопительный фонд принимает взносы вкладчиков. Административный офис осуществляет учет и аудит операций. Персонифицированный учет участников системы ведет ПФУ. Компании по управлению активами (КУА) осуществляют непосредственное инвестирование средств вкладчиков согласно утвержденной учетной политике, а банки-хранители отвечают за сохранение активов КУА в деньгах и ценных бумагах.

Настоящая синекура в этой схеме — у Совета накопительного фонда, который выбирает частные КУА и банки-хранители для операций со средствами вкладчиков. Классическая точка распределения финансовой ренты в модели рентной коррупционной экономики.

Если взять ставку дисконтирования хотя бы в размере 10% сроком на 15 лет, то можно подсчитать, какая часть средств участников системы будет съедена инфляцией и девальвацией гривни. Для этого надо взять месячную зарплату, вычесть из нее взнос в пенсионный фонд в размере 2 или 4% (такие варианты рассматриваются) и поделить на 1,1 в 15-й степени. Например, зарплата 15 тыс. грн, 2% — 300 грн, в год — 3600 грн. За 15 лет в нынешних ценах годовая сумма накоплений превратится в 1390 грн. Конечно, и КУА также должна что-то заработать на этих активах, она снимет и свою комиссию. Кроме того, дисконт в 10% в наших условиях выглядит слишком оптимистически.

В целом в наших условиях деньги за 15 лет теряют более 60% своей стоимости, если брать минимальную ставку дисконта в 10%. Конечно, эту сумму можно отыграть на вложениях в ОВГЗ или депозиты банков, но при чем здесь КУА и обязательное накопление, ведь это можно успешно делать самостоятельно?

Накопительную пенсионную систему целесообразно вводить, когда экономика обросла жирком и способна платить лишние 2% на фонд оплаты труда. Для этого необходимо перейти из формата развивающейся страны в стадию устойчивого развития с низкой инфляцией и крепкой национальной валютой (в горизонте свыше 20 лет), а это явно не о нас сейчас.

В целом пенсионные накопления — это так называемые длинные деньги. Они требуют не просто тишины, а стабильности в долгосрочной перспективе. Такие проекты никто не реализует во время войны.

Важный вопрос: куда вкладывать эти средства? Нецелесообразно позволить инвестировать их в западные акции и облигации класса А. Потому что это фактически отток капитала за границу, инвестиция в чужие экономики. Такая политика предусматривает наличие огромного излишка валюты и профицит платежного баланса, как в Норвегии. У нас совсем другая ситуация — дефицит капитала и большая экономика, нуждающаяся в притоке, а не оттоке капитала.

И самая большая проблема у нас — это системное воровство на всех уровнях. Все чужое у нас безжалостно воруют. Вспомните трасты, банкопады, строительные аферы. Поэтому всегда будет стоять проблема надежных долгосрочных активов.

Государственные облигации — это риск дефолта и стимулирование непроизводительных государственных расходов «на дороги» за счет долгов. Частные облигации — это угроза схемных продуктов и потенциально возможные потери средств клиентов. Поэтому надо сначала минимизировать риск коррупции, выйти на уровень неотвратимости правосудия.

Кроме того, старт накопительной пенсионной системы предусматривает наличие в стране широкого сегмента населения младше 35 лет. Только в этом возрасте можно что-то накопить.

Однако выход есть

Но в Украине есть актив, который может обеспечить накопительные пенсии. Это земли сельскохозяйственного назначения. Земля — вообще уникальный актив для получения пенсионной ренты, тем более что этот актив хотя бы частично защищен от инфляции и девальвации, не портится и его невозможно украсть и вывезти из страны.

Модель накопления в рамках национальных земельных пенсионных фондов следующая:

  • накопительные пенсионные фонды привлекают средства вкладчиков и вкладывают их в земельные активы, которые передаются в долгосрочную аренду фермерам;
  • пенсии выплачиваются за счет земельной арендной платы и операций с землей;
  • если человек хочет выйти из пенсионного фонда, его актив в виде земли продается по рыночной цене, а деньги возвращаются вкладчику.

Реальный рабочий банк земель сельскохозяйственного назначения в Украине можно оценить приблизительно в 25 млн га. При средней цене на землю в размере 1000 долл. за гектар стоимость этого актива составляет 25 млрд долл.

Приблизительно 15 млн га находятся в пользовании крупных аграрных компаний.

В рамках реформы можно разрешить малым и средним фермерам самостоятельно формировать земельные паи.

При этом большие массивы земли используются исключительно в формате аренды, и эксклюзивное право на покупку этих земель у собственников получают украинские накопительные земельные фонды. Рынок такой земли можно оценить в 15–20 млрд долл. в нынешних ценах и в 60–80 млрд долл. в перспективе капитализации рынка земли во временном горизонте 10–15 лет (это как раз тот минимальный срок, который необходим в накопительной системе для накопления необходимой суммы пенсионных выплат вкладчикам).

То есть капитализация взноса гражданина Украины в возрасте до 35 лет в накопительной пенсионной системе за счет земельных фондов вырастет минимум в четыре раза ко времени выхода его на пенсию.

Участниками таких фондов должны быть исключительно граждане Украины, которые получают в Украине официальную заработную плату и из нее платят взносы в накопительные земельные фонды.

Накопительный земельный фонд получает право или сдавать землю в аренду, в том числе крупным аграрным компаниям, или продавать ее мелкими паями малым и средним фермерам в формате земельной ипотеки сроком на 20–30 лет.

Таким образом, земельные пенсионные фонды становятся гарантами сохранения фермерского аграрного уклада в стране без резких трансформаций в сторону крупного землепользования.

То есть источник дохода накопительного земельного фондаарендная плата, рыночный рост цены на землю и проценты по ипотечным договорам.

У Украины был уникальный исторический шанс в 2019 году объединить две самые важные реформы: земельную и пенсионную, предоставив эксклюзивное право на покупку больших участков земли исключительно украинским накопительным пенсионным фондам.

Почему Украина упустила тогда этот уникальный шанс? Украинскую землю в рамках «реформы Милованова» должны были наделами по 200 тыс. га (потом лимит уменьшили) продавать крупному транснациональному капиталу, а не украинским пенсионерам. Украинские пенсионеры пусть покупают акции западных компаний, а не свою землю. И не имеет значения, что финансовые пузыри на фондовых рынках периодически обнуляются, иногда вместе с накопительными пенсионными фондами, что происходило не раз в тех же США.

По Конституции Украины (статья 14): «Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства». Кроме того, согласно статье 46: «Граждане имеют право на социальную защиту…. Пенсии, другие виды социальных выплат и помощь, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом».

Как объединить эти пункты? Только путем сочетания двух системных реформ — пенсионной и земельной, которые сформируют базовые стимулы развития: жить, работать и зарабатывать на достойную старость, вкладывая средства в свою землю. Звучит почти как национальная идея.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме