Диджитализация администрирования налога на имущество — шаг к усилению финансовой состоятельности громад

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Диджитализация администрирования налога на имущество — шаг к усилению финансовой состоятельности громад © depositphotos/reewungjunerr

Постоянно растущая необходимость в дополнительных источниках налоговых поступлений для финансирования расходов бюджета в условиях войны усиливает заинтересованность в усовершенствовании имущественного налогообложения. Как известно, налог на имущество самый вредный по сравнению с другими налогами для экономического роста. Кроме того, в Украине особенно актуально устранение проблем, связанных с его администрированием.

Усовершенствование налога на имущество должно способствовать усилению финансовой состоятельности органов местного самоуправления (ОМС), а также быть интегрированным в общую стратегию реформирования налоговой системы. Направления последней, согласно обязательствам Украины перед МВФ, должны быть очерчены в новом документе — Национальной стратегии доходов, о которой сейчас известно немного, но понятны ее основные ориентиры.

По информации министра финансов Сергея Марченко, в проекте Национальной стратегии доходов на 2024–2030 годы, который должны были передать на рассмотрение правительству, предусмотрено существенное укрепление доходной части бюджета и обновление Государственной налоговой службы (ГНС) и Государственной таможенной службы согласно европейским стандартам. «Стратегия будет включать меры административные, меры формирования политики, усиление таких органов, как налоговая и таможня, усиление их профессиональными кадрами, создание соответствующей мотивации, диджитализацию процессов, обеспечение риск-ориентированных подходов, имплементацию европейского законодательства», — отметил он.

В этом контексте как потенциальный элемент плана мероприятий по реализации Национальной стратегии доходов важно рассмотрение возможностей заимствования Украиной опыта стран Евросоюза в сфере администрирования налога на имущество. В частности практик, базирующихся на использовании преимуществ, которые дает диджитализация.

Одной из проблем администрирования налога на имущество в Украине является вручение плательщикам — физическим лицам налоговых сообщений-решений (НСР) для уплаты ими налога. Такие НСР следует присылать по почте (с уведомлением о вручении) или вручать плательщику лично под подпись. Оба способа требуют значительных затрат времени, а в случае отсылки НСР по почте — и финансовых затрат.

Несовершенство такого подхода к вручению НСР хорошо заметно на примере налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Ведь освобождаются от налогообложения дома площадью менее 120 кв. м и квартиры площадью менее 60 кв. м, а налог начисляется только на площадь, превышающую указанные пороги. Соответственно, основная масса граждан платит налог в незначительных размерах. При этом стоимость отсылки по почте одного сообщения-решения органом ГНС составляет 47 грн, и часто в местные бюджеты поступает меньше средств от налога на недвижимость, чем государство тратит на почтовые услуги для его сбора. В частности, в Киевской области у 5% НСР по налогу на недвижимость и у 30% НСР по плате за землю сумма налогового обязательства не превышает 47 грн.

Дополнительно ухудшает ситуацию также то, что около 20% НСР по налогу на имущество не доходит до адресатов по разным причинам (изменение места регистрации и проживания плательщиков, внешне и внутренне перемещенные лица и т.д.), а в более 80% НСР сумма налога к уплате составляет менее 3060 грн, то есть не подлежит взысканию в принудительном порядке.

Решить эту проблему можно путем постепенного перехода на электронную форму отсылки НСР, который успешно реализовала Латвия. В этой стране гражданам предоставляют право выбрать именно такой способ вручения НСР по налогу на имущество (присылают на официальный электронный адрес плательщика), а также популяризируют эту возможность, предоставляют бесплатные сервисные услуги для лиц, у которых возникают сложности с использованием цифровых ресурсов. Как результат, сегодня НСР в Латвии присылают в основном в электронной форме.

В Украине также можно предусмотреть возможность присылать НСР по налогу на имущество средствами электронной связи через электронный кабинет налогоплательщика (ЭКНП) в случае самостоятельного выбора плательщиком такой формы вручения ему этих сообщений-решений с соблюдением требований пунктов 42.4–42.6 Налогового кодекса Украины (об электронной форме переписки налогоплательщиков с контролирующими органами).

Учитывая опыт Латвии, в Украине нужно провести информационную кампанию по создания новой возможности отсылать НСР по налогу на имущество через ЭКНП с предоставлением подробной инструкции соответствующих действий. Инструментами этой кампании могут быть как публикации на официальных ресурсах и в СМИ, так и отправление плательщикам писем по почте (не рекомендованных) в год внедрения новшества. Также можно добавить информацию об указанной возможности использования электронного кабинета в бумажные НСР.

Кроме того, для граждан, которые не умеют пользоваться ЭКНП или не имеют возможности получать информацию через такой ресурс ГНС, можно создать бесплатную административную услугу при центрах предоставления услуг в соответствующих подразделениях ОМС и при местных центрах обслуживания плательщиков ГНС.

Постепенный переход на электронную форму вручения НСР по налогу на имущество уменьшит затраты на налоговое администрирование. Особенно с учетом того, что в связи с изменением в 2024 году процедуры отправления писем через ГП «Укрпошта» такой формат работы с плательщиками налогов станет еще более затратным, чем сегодня.

Очевидно и то, что с переходом к переписке в электронной форме существует необходимость разработать механизм обновления информации о налогоплательщике согласно регистрационному номеру учетной карточки налогоплательщика (форма №1ДР).

И, наконец, упомянем о возможности усовершенствовать механизм предоставления разъяснений налогоплательщикам путем рассылки им информационных сообщений по электронной почте или в мессенджере (в частности, о необходимости уплаты налога на имущество и внесения объектов собственности в имущественные реестры). Также можно рассмотреть возможность дублирования НСР по налогу на имущество (с целью информирования) через «Дію».

Отдельно важно подчеркнуть то, что наполненность информационных баз этих объектов налогообложения (Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество, Государственный земельный кадастр, Информационно-коммуникационная система «Налоговый блок») в количественном и качественном измерениях (как базового элемента системы администрирования) неудовлетворительна. С учетом этого принципиальное значение приобретают проведение инвентаризации недвижимости и прав собственности на общенациональном уровне и создание возможностей для автоматического обмена информацией между этими базами данных, что требует использования современных цифровых продуктов. Страны ЕС достигли успеха на этом пути, важно принимать во внимание их опыт.

Как одну из мер, которая станет наиболее эффективной в условиях использования преимуществ диджитализации и будет предусматривать создание мотивации наполнения местных бюджетов, можно рассматривать передачу ОМС части функций администрирования местных налогов и сборов (уже запланированную в программных документах правительства). Но при этом важно учитывать опыт стран ЕС по кооперативному администрированию имущественных налогов налоговыми органами и ОМС, а также осуществлять постепенный переход к такой практике по мере готовности громад.

Как ранее отмечалось в ZN.UA, в новой модели администрирования местных налогов и сборов наиболее целесообразно отвести ОМС роль так называемого фронт-офиса, что предполагает непосредственное взаимодействие с плательщиками в вопросах учета, регистрации объектов налогообложения, вручение (бумажных) НСР, проведение разъяснительной работы и предоставление консультаций. Вместо с тем органы ГНС могут играть роль бек-офиса, ответственного за начисление налогов, аналитику, отслеживание рискованных плательщиков и т.д.

Подытоживая, подчеркну, что выше представлены только отдельные решения для усовершенствования администрирования налога на имущество, а диджитализация не может эффективно решить существующие проблемы, если она не будет инструментом комплексных изменений. Важно понимать, что реформа должна предполагать систему мер, которые необходимо реализовать в определенной последовательности, когда для этого будут созданы предпосылки. Если необходимость использования в процессах администрирования современных цифровых продуктов назрела еще вчера, то, например, отказ облагать налогом на недвижимость сумму превышения определенной площади, которого нет ни в одной стране ЕС, в нынешних условиях неактуален. Это следует делать, но позже. Как и многое другое.

 

Публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза и его государств-членов Германии, Швеции, Польши, Дании, Эстонии и Словении. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ее авторов и не может никоим образом восприниматься как отображающая взгляды Программы «U-LEAD с Европой», правительства Украины, Европейского Союза и его государств-членов Германии, Швеции, Польши, Дании, Эстонии и Словении.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме