От недоразвитости местного самоуправления, ориентации на централизацию власти страдают все города. Но больше — малые. В отличие от больших и средних, имеющих какие-то возможности решать вопросы, формировать бюджет в рамках полномочий, малые города — в зависимости от властей, в том числе районных. Избранными представителями местных общин де-факто руководят назначенные руководители РГА.
— От работы городским головой не получаю удовлетворения, чувствую себя скованным ограничениями. Положение власти маленьких городков — это чей-то заговор, — в сердцах бросил один из участников конференции в г. Украинке на Киевщине.
Властям малых городов не позавидуешь. Особенно, если те — районного подчинения. При таком раскладе мэрам уготовано финансовое ярмо от РГА. Как правило, руководство района распоряжается средствами в ручном режиме, исходя из нехитрого принципа: нравится или не нравится непокорный мэр. Выходит, от симпатий или антипатий районного начальства зависит, не иссохнет ли тоненький финансовый ручеек, текущий в малые города, не захочет ли и его перекрыть шаловливая чиновничья рука.
Такое положение не устраивает мэров населенных пунктов, объединенных в Ассоциацию малых городов. Ежегодно в июле в Украинке происходит конференция городских и поселковых голов. К диалогу привлекаются центральные органы власти, депутаты, общественные организации. Конференция — это площадка для выработки механизмов обеспечения жизнедеятельности малых городов, подготовки предложений для законодательных актов и программ по их поддержке.
Увы, все без исключения правительства больше обещали мэрам и общинам малых городов, чем делали. Это четко видно на примере последних лет, когда Ассоциация малых городов заработала в полную силу. Если первая конференция малых городов (2006 г.) смогла обозначить лишь направления деятельности, то в дальнейшем темы стали глубже: проблемы и перспективы развития малых городов (2007 г.), экономическое развитие малых городов, привлечение инвестиций (2008 г.), государственно-частное партнерство как механизм развития малых городов (2009 г.). Впрочем, есть и «минус» — государственная политика, определяемая Законом «Об утверждении Общегосударственной программы развития малых городов», на практике не имела реального наполнения в плане социально-экономического развития и, как следствие, никак не влияла на них. Мэры «спускали пар» и разъезжались…
Вот разве что позавидуют принимающей стороне — Украинке, на примере которой видно, что при одинаково неблагоприятных условиях ситуация в малых городах разная: у одних получается больше, у других — меньше. В местном исполкоме горсовета с июля 2008 г. внедрена новая методика рассмотрения обращений граждан и электронный документооборот. Это дало возможность обеспечить современный подход к представлению услуг при рассмотрении обращений. Их регистрация проводится с помощью автоматизированной системы контроля и организации делопроизводства Док-Проф, что позволяет придерживаться сжатых сроков рассмотрения обращений и контролировать выполнение поручений и решений. Задавая тон в развитии малых городов во внедрении передовых технологий, Украинка приняла участие во Веукраинском конкурсе проектов и программ развития местного самоуправления. В 2008 г. проект «Город-модель для малых городов Украины» стал победителем этого конкурса.
В день приезда гостей из разных городов состоялась презентация здешнего центра муниципальных услуг. Украинка — город районного подчинения. Горожанам приходилось ездить в райцентр по любому поводу — архитектура и строительство, экология, БТИ, предпринимательство, субсидии. Открытие «своего» центра муниципальных услуг, которые будут предоставляться органами местного самоуправления, а также создание условий для выездного приема районных служб — событие долгожданное. Такие центры раньше открывались лишь в больших городах. Исполком Украинки разработал список услуг, которые могут предоставляться. Люди информированы о порядке их получения, юридических основаниях, документах, стоимости и даже — возможности опротестования.
Еще одна новация — созданный отдел земельных ресурсов — позволяет избежать очередей, сберечь время тех, кто раньше вынужден был ездить за этой услугой в райцентр. Интересно и то, что в кризисных условиях в городе введен в эксплуатацию 321-квартирный жилой дом и строятся еще два, улицы, подъезды оборудованы энергосберегающими светильниками.
Увиденное воочию и услышанное во время конференции стало основой для выработки предложений новой программы поддержки развития малых городов и, что важно, практических механизмов преодоления кризисных явлений в обеспечении жизнедеятельности населенных пунктов. Как выразился один из участников конференции, «нам не нужна программа, дающая «рыбу». Нужна та, что дает «удочку». И мэры в ходе обсуждения сделали все, чтобы на сей раз «удочка» оказалась понадежнее.
Прозвучали конкретные предложения. В частности, должно быть четкое закрепление норматива для малых городов в государственных целевых и региональных программах социально-экономического развития, отраслевых и бюджетных программах (субвенции из госбюджета местным бюджетам, стабилизационный фонд), то есть справедливое распределение средств субвенций на социально-экономическое развитие территорий. Мэры — за усовершенствование управления с четким размежеванием полномочий органов местного самоуправления и исполнительных органов. Они — за внедрение механизма прямой финансовой поддержки из госбюджекта на осуществление полномочий органов местного самоуправления по приоритетным направлениям использования государственных субвенций для поддержки развития малых городов: энергосберегающие технологии в освещении, обеспечение современной техникой для вывоза бытовых отходов, восстановление дорог, разработка строительной и земельной документации.
— Какими должны быть первоочередные шаги для поддержки малых городов? — с этим вопросом мы обратились к председателю Ассоциации малых городов Украины, мэру Украинки Павлу Козыреву.
— Во-первых, надо срочно принять новую программу. Недаром конференция называется «Государство и малые города. Программа партнерства». Мы, со своей стороны, делаем все возможное, но верный путь решения проблем — сотрудничество с государством. Во-вторых, мы — за бюджетную и административно-территориальную реформы.
— Если все это решится, у малых городов будет меньше проблем?
— Проблемы есть и будут. Например, мы боремся за отдаление большой окружной дороги от Украинки. Надеюсь, наши аргументы будут услышаны новой властью: этот проект вреден не только для нашего города, но и для государства. Суды по поводу возвращения в государственную и коммунальную собственность земель, украденных у общины города, продолжаются. Появились и новые угрозы: перенесение без согласия местной общины очистных сооружений столицы в Украинку, строительство грузового порта.
Серьезными вопросами озабочены и другие городские, поселковые головы. За пять таких конференций они, распространяя передовой опыт, внесли немало предложений, чтобы добиться самостоятельности, какую им как бы гарантирует закон о местном самоуправлении. Доходило и до выработки определенных механизмов такого влияния. Но… со стороны властных институтов встречного движения не последовало. Впрочем, надежды есть. В ситуации, которая сложилась, мэрам, идущим на местные выборы, приходится быть оптимистами.
У них есть общие проблемы, нашедшие свое отражение в принятой резолюции. В ней, в частности, констатируется, что государственная политика по отношению к развитию малых городов не имела реального наполнения и практически не повлияла на них. Участники конференции надеются, что ситуация изменится, и потому поддержали первые шаги правительства по подготовке концепции государственной программы поддержки социально-экономического развития малых городов на 2011—2015 годы, разработанной Министерством регионального развития и строительства с учетом предложений городских голов и рекомендаций Совета Европы.
Найдется ли в выстраиваемой ныне жесткой управленческой вертикали место для осуществления надежд представителей местной власти, ратующей за большую самостоятельность — вопрос, на который дадут ответ будущие события, включая грядущие выборы в местные советы.