Оксана Лынив: "В рамках фестиваля LvivMozArt можно будет услышать произведения трех Моцартов"

19 июля, 15:29 Распечатать Выпуск №28, 20 июля-26 июля

Главный дирижер оперы и филармонического оркестра города Грац в Австрии Оксана Лынив входит в первую тройку женщин-дирижеров мира, сотрудничала с лучшими оркестрами и известными оперными театрами Европы.

facebook

Еще три года назад по ее инициативе был основан Молодежный симфонический оркестр Украины, ставший платформой для развития молодых музыкантов из всех регионов страны.

А уже в начале августа стартует Третий сезон фестиваля классической музыки LvivMozArt, арт-директором которого является Оксана Лынив. Тема нынешнего форума — "Музыка и литература", ведь его центральная фигура — немецкий публицист и писатель Йозеф Рот, родившийся в городке Броды. В 2019-м у писателя двойной юбилей — 125 лет со дня рождения, и 80 — со дня смерти.

Сейчас Оксана Лынив готовится к постановке оперы "Аида" в Египте, которая состоится в конце октября. А недавно, в июне, в королевской резиденции Пражского Града (Чехия) состоялась церемония награждения престижной премией TREBBIA International Awards 2019. Среди победителей — дирижер Оксана Лынив, австралийский писатель Томас Кинилли (автор романа "Список Шиндлера"), а также золотой чешский тенор Карел Готт.

— На эту премию меня инициировало Посольство Украины в Праге, — рассказывает Оксана Лынив ZN.UA. — Сама церемония транслировалась на чешском и словацком ТВ. Кстати, на следующий год мы запланировали в Праге много концертов YsOU/Молодежного Симфонического оркестра. Экс-министр культуры Чехии Иля Шмид, который вручал мне диплом, обратил внимание именно на этот оркестр. Представляете, в свое время он хотел инициировать создание такого коллектива в Чехии. Но его инициативу не поддержали, поскольку в стране не было определенных культурных лидеров, которые взялись бы за это дело.

— Оксана, в начале августа стартует Третий сезон фестиваля LvivMozArt. Вы — арт-директор и инициатор этого форума. Как-то вы сказали, что создали этот фестиваль, чтобы разрушить стереотип о скучной классической музыке...

— Да, это уже третий форум, и мы счастливы, что к нам присоединяются сильные партнеры, способные финансово поддержать наше мероприятие. Ведь все, даже очень престижные фестивали, зависят от спонсорских дотаций.

Я стремилась сделать именно классический фестиваль, который предложит нестандартные форматы, нестандартные локации, но непременно через качественное исполнение классической музыки, которая никогда не станет музейным искусством. Таким образом, мне на самом деле хотелось создать громкое музыкальное событие, которое станет особым магнитом для туристов, желающих впервые посетить Украину.

Третий сезон фестиваля LvivMozArt посвящен теме "Музыка и литература". Центральная фигура фестиваля — немецкий публицист и писатель Йозеф Рот, родившийся в городке Броды, неподалеку от Львова. 4 августа возле Руин Синагоги, на родине Йозефа Рота, состоится грандиозный памятный концерт, посвященный юбилею писателя.

Мы начинаем фестиваль общей молитвой возле Руин Синагоги... Все концерты будут очень разными, очень интересная камерная музыка, в частности, хорошие проекты от Фонда Моцартеум. В рамках фестиваля можно будет услышать произведения трех Моцартов — Леопольда, Вольфганга Амадея и Франца Ксавера.

Еще один интересный камерный проект — "Первая скрипка" — состоится в филармонии. Это будут выступления молодых солистов, получивших премии на престижных международных конкурсах за последний год.

Оксана Линів: "У рамках фестивалю LvivMozArt можна буде почути твори трьох Моцартів"
facebook

— Кто из мировых звезд приедет во Львов в начале августа в рамках LvivMozArt?

— Будет очень много зарубежных артистов, в том числе звезда из Южной Африки Пумеза Мацикиза, она поучаствует в двух открытых концертах: возле разрушенной синагоги в Бродах и на большом гала-концерте во Львовской опере. Вместе с ней в оперном гала-концерте примет участие тенор из Таиланда — Нуттапорн Таммати.

Еще с авторским альбомом приедет особый артист — американский художник Абраам Броды, который родился в США, имеет литовско-еврейские корни, сотрудничает с Мариной Абрамович и принадлежит к числу наиболее интересных современных артистов в мире.

Впервые Украину посетит король клезмера, кларнетист Гиора Фейдман. Клезмер — традиционная музыка евреев Восточной Европы, в которой воплощена глубокая жизненная философия. Сам Фейдман получил награды за примирение немецкого и еврейского народов после Второй мировой войны.

Также в Украину приедет Баварский симфонический оркестр. И я счастлива, что они станут участниками LvivMozArt, ведь этот коллектив привозит огромную программу произведений Рихарда Штрауса, довольно редко звучащих в Украине. В частности, прозвучит его знаковая симфоническая поэма "Так говорил Заратустра".

Интересна также авторская программа от известной художницы и цирковой артистки Мелиссы фон Вепи, которая представит авторский моноспектакль "Зеркало". Театр, акробатика и танец объединятся в сопровождении авторских импровизаций французского композитора Стефана Олива. Это действо состоится в трамвайном депо.

В общем, на фестивале будет сочетание разных форматов: перформанс, научный симпозиум, камерный концерт, симфонические концерты, опера.

А на закрытии фестиваля под моим управлением выступит Молодежный симфонический оркестр Украины вместе с хором "Дударик". Мы исполним редкую кантату Франца Ксавера Моцарта "Первый весенний день", а также Девятую симфонию Бетховена. Эта симфония уже 200 лет является важнейшим посланием к человечеству, призывом к единению во имя идеалов гуманности.

— Есть какие-то интересные сведения о судьбе сына Вольфганга Амадея Моцарта во Львове? Франц Ксавер Моцарт — неизменный патрон фестиваля, а лозунг LvivMozArt — "Воодушевленные Моцартом!"

— Да, именно во Львове на протяжении 30 лет жил и творил Франц Ксавер Моцарт, младший сын Вольфганга Амадея. В этом городе Франц Ксавер основал первое профессиональное музыкальное Общество святой Цецилии, которое стало фундаментом для развития профессиональной музыки в Западной Украине.

Я продолжаю работать над исследованием, в частности, над собранием писем, которые мы хотим вскоре издать во Львове. А также перевести "Путевой дневник" Франца Ксавера Моцарта. Эти сохранившиеся письма очень разные, они раскрывают непростую судьбу младшего сына Моцарта.

Недавно были обнаружены новые письма, в которых он писал, как ему нелегко живется в Вене у Констанции Моцарт — то есть у мамы. С одной стороны, она держала сына на коротком поводке, как маленького, а с другой — он должен был сам себя обеспечивать, быть самостоятельным. Поэтому он и принимает сразу же приглашение графа Баворовского и едет в Галичину, так как хочет избавиться от моральной зависимости и полного контроля со стороны матери.

Очень интересны моменты в "Путевом дневнике", когда Франц Ксавер 11 лет спустя вновь встречается с Констанцией после длительного пребывания во Львове. Есть также свидетельства о том, что он сознательно не принимает приглашения на очень хорошее место капельмейстера в Дармштадте, хотя ему предлагают высокую оплату. Он пишет Жозефине фон Кавалькабо — своей возлюбленной из Львова: мол, мне пришлось долго обдумывать это предложение, но я склоняюсь отказаться от него, поскольку просто представил тебя плачущей. Эта разлука была для него совершенно недопустимой. Он сознательно выбрал оставаться всю жизнь в тени. Их отношения не могли быть официальными, ибо Жозефина была замужем, и он должен был оставаться всего лишь учителем музыки для ее детей.

То есть Франц Ксавер сознательно выбрал бесславную жизнь ради того, чтобы оставаться с этой женщиной до самой смерти. И Жозефина стала единственной наследницей всех его вещей, документов, нот, которые впоследствии были переданы в Моцартеум в Зальцбурге.

— Есть ли специалисты, которые помогают вам в изучении исторических сведений о судьбе Франца Ксавера Моцарта?

— Многим я занимаюсь самостоятельно. Потому что, например, сборников писем и документов Франца Ксавера Моцарта, изданных даже на немецком языке, нет. Все они публиковались в отдельных изданиях. Оригинал "Путевого дневника" и часть писем находятся в Королевской консерватории в Брюсселе. Отдельные письма печатались в венских изданиях, их нужно искать — это старые газеты. Еще часть — в Зальцбургских архивах. А некоторые письма Франца Ксавера были опубликованы в первой биографии Вольфганга Амадея Моцарта, которую издал Георг Николаус фон Ниссен, второй муж Констанции Моцарт.

Оксана Линів: "У рамках фестивалю LvivMozArt можна буде почути твори трьох Моцартів"
facebook

Сейчас мы работаем над поиском украинских изданий, которые согласились бы опубликовать интересные сведения о семье Моцартов.

Горжусь тем, что всемирная ассоциация European Mozart Ways, в которую могут быть включены только города и фестивали, исторически соприкасающиеся с музыкальной деятельностью Моцартов, включила и нас в свои ряды (по рекомендации Моцартеума) на Совете голосования. И, таким образом, мы являемся единственным городом и единственной страной постсоветского пространства, имеющими право туда входить. Кстати, сотрудники организации Моцартеум Зальцбург посещают LvivMozArt.

— Еще один ваш громкий проект — но уже запланированный на осень. Под вашей баттутой и при участии 150 музыкантов из Украины состоится постановка оперы "Аида" Дж. Верди в районе Западного Луксора (Египет). Что это за проект? Уже идет подготовка к этому действу?

— Это на самом деле весьма амбициозный проект. Когда-то, более 20 лет назад, уже была осуществлена ​​постановка оперы "Аида" — именно под открытым небом. Тогда в главной партии выступал Пласидо Доминго.

Сейчас власти Египта решили реализовать такой проект, меня пригласили как дирижера-постановщика. Спросили, какой оркестр и хор я бы порекомендовала. Поэтому осенью в древний город приедут артисты Академического симфонического оркестра "INSO-Львов" и Национальной заслуженной академической капеллы "Думка". Режиссер — Михаэль Штурм, который в этом сезоне поставил оперу "Лоэнгрин" в Львовской Опере.

Представьте себе, что режиссер придумал интегрировать меня как женщину-дирижера в саму постановку — в роли царицы Хатшепсут, исторической персоны Египта. В финале оперы я должна буду в светлом костюме подниматься по лестнице по дороге в храм. Сейчас мы работаем над очень сложной музыкальной логистикой, то есть координируются все сроки, поскольку участники должны быть доставлены чартерными рейсами.

 — Вы работаете в Австрии как главный дирижер Оперы и Филармонического оркестра города Граца. Какой репертуар был в этом сезоне? Звучит ли в этом театре украинская музыка?

— Да, в этом сезоне было очень много интересных постановок. Я дирижировала в нескольких проектах — опере Пьетро Масканьи "Сельская честь", премьере "Саломеи" Рихарда Штрауса, было также концертное исполнение оперы "Оберон" Вебера, обновление "Тоски" Джакомо Пуччини. А дальше — десятки разных концертных программ. Это то, что было в Граце.

Интересно, что следующий концерт к открытию сезона в этом театре будет с довольно сильным украинским акцентом. Так, в исполнении известного украинского скрипача Валерия Соколова прозвучит Первый скрипичный концерт Шостаковича. Затем — интересное произведение английского композитора Марка-Энтони Терниджа "Завещание", написанное на стихи современных украинских поэтов, в частности, Сергея Жадана. К написанию этого произведения композитора побудил трагический момент — когда был разрушен аэропорт имени Прокофьева.

А в целом в минувшем сезоне у меня было много выступлений с другими оркестрами. Прозвучали украинские произведения — сюита к опере "Золотой обруч" Бориса Лятошинского в Дюссельдорфе. В Нюрнберге — фортепианный концерт Василия Барвинского в исполнении украинской пианистки Екатерины Титовой. Этот концерт мы также будем повторять на фестивале LvivMozArt.

Для меня очень важно, чтобы украинская составляющая была представлена ​​в разных театрах, ведь я активно занимаюсь продвижением украинской культуры. Скажу, что у меня было много интервью в ведущих изданиях, и все интересуются, прежде всего, моей связью с Украиной.

— Ваш контракт в Австрии — до 2020 года. Какие планы на будущее? Вы хотите и в дальнейшем работать по контракту или быть вольной птицей?

Оксана Линів: "У рамках фестивалю LvivMozArt можна буде почути твори трьох Моцартів"
facebook

— Я не продлевала контакт, об этом уже объявили. Поэтому сейчас мне очень интересно просто открыть для себя мир. В следующих сезонах у меня будут премьеры в первоклассных оркестрах и театрах мира. И мне очень интересно принять их приглашение и бросить вызов самой себе — то есть перейти на следующую ступеньку международной музыкальной деятельности.

 — В чем, по-вашему, заключаются сложности и различия в руководстве оркестром — в Европе и в Украине?

— Концерты и оперные сезоны в Европе очень плотно запланированы. В этом заключается отличие от нашей практики. Скажем, мои графики и контракты уже расписаны до 2023 года. В Украине, к сожалению, оперные театры и оркестры не могут распоряжаться такими бюджетами, которые позволили бы им планировать такое количество премьер. Поэтому сотрудничать с украинскими коллективами могу летом, когда у меня отпуск. Почти весь свой отпуск я обычно провожу в Украине.

В августе мы с Молодежным симфоническим оркестром Украины/YsOU проведем три концерта и запишем сольный диск, а потом вместе с этим же оркестром поедем на открытие концертного сезона в зале Музикферайн в Вене.

Везем туда программу со LvivMozArt — кантату Франца Ксавера Моцарта "Первый весенний день", которая вообще впервые в истории прозвучит в Австрии. А также Девятую симфонию Бетховена вместе с украинскими оперными солистами и хором "Дударик".

— У Молодежного симфонического оркестра, который вы курируете, есть какие-то ограничения по возрасту?

— Да, это музыканты от 12 до 22 лет. Словом, молодежь со всей Украины — Восток и Запад. Мы очень гордимся тем, что в состав оркестра входит 70 детей из более чем 25 населенных пунктов Украины — из музыкальных школ, училищ, вузов. Музыка — универсальный язык, и благодаря ей мы можем лучше узнать друг друга и делать такое серьезное дело в сфере культурной дипломатии.

— В Украине вот уже несколько лет работает контрактная система, у вас сейчас нет желания поучаствовать в конкурсе на должность главного дирижера в оперных театрах Львова, Одессы, Киева?

— Да, в Украине есть контрактная система, но это немножко другая контрактная система, нежели на Западе. Это контракт на ставку, предусматривающий постоянное пребывание в Украине в течение целого года. В Европе есть прописанные периоды контрактов... К примеру, в городе Граце я должна в год провести 30 выступлений, и, таким образом, можно совмещать гастрольную деятельность с местом главного дирижера.

В Украине таких форм нет, поэтому музыкант оказывается перед выбором —остановить свое карьерное развитие на международном уровне ради какого-то одного места работы в Украине.

— В целом, что для вас сложнее — участвовать в оперной постановке или руководить симфоническим оркестром?

— Это взаимодополняющие вещи, поэтому для меня очень важно сохранять баланс. Да, надо обязательно иметь большое количество интересных симфонических проектов, поскольку тогда ты стоишь на сцене как дирижер и не связан другими факторами, которые необходимо учитывать при оперной постановке. Но работа с режиссерами в оперных постановках очень развивает и обогащает музыкальную фантазию, воображение, драматургическое мышление дирижера.

— А как вы относитесь к авангардным оперным постановкам, которые в Европе часто практикуются?

— Очень хорошо. Каждый раз интересно сотрудничать с современными режиссерами и искать свежие трактовки традиционных сюжетов.

В последнее время меня поразила постановка "Саломеи" Рихарда Штрауса в видении всемирно известного польского режиссера Кшиштофа Варликовского, который перенес этот сюжет во времена фашизма. Действие происходит в синагоге, перестроенной под бассейн, — и это реальный исторический факт. И в конце постановки актеры (это как спектакль в спектакле) — совершают "коллективное самоубийство", чтобы не попасть в руки нацистов. Этой оперой дирижировал Кирилл Петренко, и когда я ее увидела, то провела для себя определенную параллель...

Вот и наш первый концерт в LvivMozArt будет происходить возле Руин Синагоги в городе Броды. И фактически цель этого концерта — попытаться обратить внимание на нашу общую историю, нашу память — не позволять чему-то повториться...

— А вот  чего больше должен проявлять дирижер вашего возраста и статуса в работе с оркестрантами: жертвенности или диктаторства? Как выстроить коммуникацию с оркестром, легко ли вообще найти психологический подход к музыкантам?

— Сегодня преобладает более демократичный стиль работы с оркестрантами, эпоха диктаторов уходит в прошлое. Музыканты не хотят работать в атмосфере страха и авторитарного режима. Руководитель оркестра должен искать пути сотрудничества, но, естественно, все музыканты, как и раньше, уважают только дирижеров, которые приходят идеально подготовленными, знают, чего хотят, имеют свой четкий стиль интерпретации того или иного произведения.

Я была поражена уровнем музыкантов в Граце, когда с первой же репетиции можно "делать музыку"... Это фантастика, когда ощущаешь от оркестра это желание сотрудничества и в результате получаются очень удачные концерты. Поэтому не могу даже представить, чтобы я повысила голос на музыкантов или была чем-то эмоционально не удовлетворена.

— Какие современные дирижеры для вас являются образцами мастерства?

— Это Кирилл Петренко, он сейчас стал главным дирижером Берлинского филармонического оркестра. С этим маэстро меня связывает тесное сотрудничество. Я четыре года была его ассистентом в Баварской государственной опере и осуществила с ним целый ряд постановок. Горжусь тем, что наша работа была плодотворной. И теперь меня пригласили уже как самостоятельного дирижера-постановщика в Баварскую государственную оперу. Это будет сценическое воплощение двух произведений Белы Бартока — 1 февраля 2020 года.

— А какими художественными впечатлениями вы чаще всего подпитываетесь в свободное от работы время?

— Для меня важно бывать на природе. Просто приезжать в Украину и общаться с друзьями. Особое вдохновение черпаю из изобразительного искусства. Знакома со многими художниками Львова, очень люблю бывать в галереях, а также в мастерских художников, говорить с ними о создании работ, о различных художественных стилях, технике, образах. Мне это помогает в музыкальном мышлении — от этих впечатлений зависит, как я потом слышу музыку, строю свою интерпретацию того или иного произведения. Ведь в самой музыке также есть цвета, фактура, форма, пропорции, как в архитектуре или в живописи.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно