Академизм и рок от НАОНИ

21 июня, 15:49 Распечатать Выпуск №24, 22 июня-25 июня

Уже совсем скоро Национальный академический оркестр народных инструментов Украины (НАОНИ) выступит на рок-фестивале "Дунайская Сечь".

И изюминкой открытия этого форума должен стать Sympho Rock-день — совместные выступления оркестра с рок-группами Kozak System, "Тінь Сонця", TaRuta и "Друже Музико".

В этом году у НАОНИ Оrchestra юбилей — ему исполняется полвека. Коллектив участвовал во многих фестивалях и конкурсах, выступал вместе с Олегом Скрипкой, группами "Друга ріка", ONUKA, Accept. Да, возможно, некоторых, в хорошем смысле, смущает в названии оркестра слово "академический". Но НАОНИ — это всегда круто и современно. Ведь этот оркестр может сыграть что угодно — классику, фолк, мировые музыкальные шедевры (The Beatles, Deep Purple, ABBA, Adele, Metallica, Depeche Mode, Pink Floyd и др.), саундтреки из любимых фильмов ("Такси", "Миссия невыполнима"). А фирменные хиты на цимбалах от НАОНИ — своеобразная визитка оркестра. Также в исполнении НАОНИ — рок на свирели или зарубежные хиты на бандуре. 

Накануне рок-фестиваля, который пройдет в Измаиле 28 и 29 июня, — беседа с дирижером НАОНИ Иваном Коринем и с цимбалистом и аранжировщиком Андреем Войчуком, которые специально для "Дунайской Сечи" сделали оркестровки песен украинских рок-групп.

— Вы уважаемый академический коллектив с почти полувековой историей. Как так случилось, что сегодня многие рок-группы Украины хотят выступить в сопровождении НАОНИ Оrchestra? 

Иван Коринь: Это началось где-то в начале 2013-го года. Оркестр стал экспериментировать. Надо было что-то искать — новые произведения, жанры, подходы. Потому что, честно говоря, с каждым годом становилось все меньше концертов. Молодежь уже не привлечешь только народной музыкой. Так что это было требованием времени. Мы начали пробовать себя в другом жанре, исполнять украинские произведения в современной обработке или, например, misirlou (фольклорная восточная песня).

Поняли, что это, как говорится, "зашло" публике. Это был новый толчок. Оркестр зазвучал новыми красками. У нас появилась целая программа по музыке Deep Рurple, Queen, Eagles, Adele, Beatles, ABBA и др. Мы выступали вместе с Олегом Скрипкой, группами "Друга ріка", ONUKA, Accept. Я считаю, что в определенной степени занимаемся также просветительским делом — показываем молодежи, что есть народные инструменты, и что можно сыграть с их помощью. Конечно, наряду с рок-музыкой, мировыми хитами играем и народную музыку, чтобы люди не забывали. Следовательно, наш оркестр — универсальный. 

НАОНИ_5
Иван Коринь и рок-группа Accept

— Кстати, об ONUKA. Как возникла идея общего номера для "Евровидения", проводившегося в 2017 году в Киеве? Ваше выступление тогда высоко поднялось в мировых чартах. 

Андрей Войчук: Дело в том, что я уже работал с ONUKA как цимбалист. Режиссер Олег Володкевич снимал документальный фильм "Первоначальный авангард" — об истории появления аутентичных музыкальных инструментов, который показали на телевидении. Героями ленты были наш оркестр и ONUKA, мы проводили совместную репетицию, а потом демонстрировали результаты своей работы в финальном выступлении. Этот эксперимент так понравился публике, что было решено сделать программу ONUKA и НАОНИ.

Мы играли два концерта — в Харькове и Киеве. И, насколько я понимаю, его видели организаторы "Евровидения" в Украине и предложили сделать номер. Кстати, из-за этого наш творческий путь на некоторое время отклонился от рок-музыки. Потому что мы подготовили программу европейских хитов, которые исполняли участники "Евровидения". Сделали свои оркестровки. Эту программу мы сыграли на закрытой вечеринке "Евровидение-2017", а затем проехались с ней по всей Украине. Кстати, мы потом заметили, что на некоторых вокальных телепроектах использовали песни именно из той нашей программы. Наверное, людям очень понравилось. 

— Как вы думаете, почему в мире стали такими модными выступления рок-групп в сопровождении симфонических оркестров?

Иван Коринь: Думаю, что это началось не сегодня, а с того времени, как Queen выступили вместе с Монсеррат Кабалье. Это был пробный проект, однако публике понравилось, как все новое.

НАОНИ_3
Андрей Войчук

Андрей Войчук: А я думаю, что Фредди Меркьюри сделал это объединение еще раньше — в той же "Богемной рапсодии". Это же как программное произведение, в котором есть все: опера, баллада, рок, и все очень органически объединено. И потом в мире стало для рок-групп очень престижно выступать с симфоническим оркестром. Ведь, скажем так, это другой уровень. Оркестр придает их музыке другие краски, шире и глубже раскрывает произведение. 

— Да, но уже появилась тенденция, что оркестры катаются по площадкам без рок-групп с их музыкой. И в Украине есть такие примеры. И я бы сказала, что если оркестр придает выступлениям рок-групп новых красок, то при исполнении тех же произведений без участия рок-музыкантов чего-то очевидно не хватает… 

Андрей Войчук: В том и ценность НАОНИ, что мы — коллектив "сыгранных" музыкантов. И, например, если что-то не нравится в новой аранжировке, мы меняем, улучшаем. То есть здесь командная игра. 

Иван Коринь: Я знаю, как все делается в большинстве симфонических оркестров. Раздали ноты и сыграли. Все. У нас не так. У нас настоящая творческая лаборатория, когда все музыканты очень придирчиво относятся к аранжировке. И есть понимание жанра. Что такое настоящая рок-группа? Ритм-гитара, соло-гитара, бас-гитара, ударные. Все. Это основа. И надо понимать, как делать оркестровку, чтобы она отвечала этому жанру. 

— А, на ваш взгляд, кроме инструментов, что главное в этой музыке?

Андрей Войчук: Эмоция и энергия — драйв, как говорится. Подача. Если музыканты будут сидеть и просто играть по нотам, это ни визуально, ни подачей не будет отвечать жанру рока. Думаю, что еще многое значит отношение самих музыкантов к року. 

Иван Коринь: Конечно, музыканту непросто играть народную музыку, а потом — классику и рок. Но наш оркестр тем и уникален, что может играть и гармонично объединять все. То есть народную сделать классической, а классическую — с народным оттенком. 

— Существует ли разница между оркестровкой года для симфонического оркестра и для НАОНИ?

Андрей Войчук: Чем отличается оркестр народных инструментов от симфонического? У нас есть цимбалы, кобзы, бандуры. Да, кобза и бандура не заменяют полностью электрогитару, но близки к ней. А цимбалы, по своей природе, близки к рок-инструментам. Гитара, в сущности, и мелодичный, и ритмический инструмент — как и цимбалы. Таким образом мы можем передать этот драйв с помощью тембров наших инструментов. Поэтому в исполнении НАОНИ рок звучит более естественно, чем когда играет симфонический оркестр. Что там можно использовать? Фортепиано, виолончели, альты. Но это будет не тот звук, не та подача. 

— Наверное, поэтому многие рок-группы Украины желают выступать именно с НАОНИ?

Андрей Войчук: Возможно… К тому же наши музыканты не настолько привязаны к нотам. В экстремальной ситуации, именно во время концерта, может произойти всякое… И мы, например, можем подстроиться к солисту, к группе. Наш оркестр всю программу может играть наизусть. 

— Какие у вас впечатления от совместного выступления с Accept, которые не так давно приезжали в Киев с концертом?

Иван Коринь: Все прошло очень легко. Нам выслали ноты. Одна репетиция — один концерт. Accept все устраивало. Но на том концерте был камерный состав нашего оркестра. Мы с их аранжировщиком познакомились в Фейсбуке. Предложили сделать аранжировку на наш полный состав. Показали, как у нас играют бандуры и цимбалы. Он оценил. Не знаю, может, сработает когда-то.

— Андрей, для фестиваля "Дунайская Сечь" вы специально делали аранжировку песен рок-групп, с которыми НАОНИ выступит совместно на одной сцене. Как давно вы занимаетесь аранжировкой для оркестра?

— С тех пор как НАОНИ начал исполнять рок-музыку. Была потребность делать оркестровки. А я вырос на этой музыке, она мне близка. Кстати, оркестровщиков у нас много. И для "Дунайской Сечи" каждый из нас взял по одной группе. Я, например, выбрал группу TaRuta, а Иван — Kozak System. С группой "Тінь Сонця" и вовсе оказалось просто, — там были уже готовые партитуры, понадобилось только переработать их для наших инструментов. А аранжировку группы TaRuta я вообще по видео делал. Потому что аранжировщик должен разбираться не только в нотах. 

— Сколько времени нужно, чтобы сделать оркестровку?

Андрей Войчук: Первый концерт с группой ONUKA я делал три месяца. Это если считать с утра и до ночи. Кстати, сейчас готовлю новую программу с группой, которую сыграем в октябре. Вообще, это творческая и ответственная работа. Ведь аранжировщик — звено, которое объединяет группу и оркестр. В моем случае — это легче. Потому что знаю, как работает оркестр и как — ONUKA. Здесь необходимо найти свои соотношения. Скажем так, я вижу, как на концертах люди реагируют на те или иные звуки, знаю, чем можно обогатить музыкальный материал, как он лучше зазвучит. В этом и заключается работа аранжировщика. 

Иван Коринь: Каждое музыкальное произведение имеет свой месседж. Надо понимать, как лучше передать ту или иную музыкальную фразу. Но для этого надо иметь еще и кучу знаний. 

— С какими мировыми рок-группами вы мечтали бы вместе сыграть?

Иван Коринь: Metallica, AC/DC.

Андрей Войчук: А мне хочется хотя бы просто побывать на концерте Metallica.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 13 июля-19 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно