Говорят, умные учатся на чужих ошибках, глупые - на своих. Похоже, украинские политики в этом смысле уникальны. Они не хотят учиться на чужих ошибках и не признают собственных.
Но в этот раз хотелось бы поговорить не столько о власти (уж писано-переписано), сколько о тех, кто ее в разной степени справедливо критикует за бездействие или, наоборот, корыстные действия на "крымском фронте". О нас с вами, крымские политические украинцы и украинцы без крымской регистрации, для которых эта война может закончиться только с возвращением Крыма. Время ожидания исполнения размытых обещаний власти исчерпано. Если мы хотим, чтобы процесс деоккупации имел план, ресурсы и конкретных исполнителей, самое время объединить усилия и распределить направления их приложения. Образно говоря, пришло время сеять озимые, чтобы по весне они дали хорошую всхожесть, а летом - высокий урожай.
Общее место: за полтора года после аннексии Крыма власть ничего практического не сделала для его деоккупации. В том числе и для того, чтобы мы хотя бы поверили, что она этого действительно хочет, не говоря уже о том, чтобы объяснила - как это будет делать. Нет, мы знаем классический кейс, который практически не изменился за это время: политико-дипломатический путь, исключающий военную составляющую. Под давлением Запада и общественности начал проклевываться еще один - экономическое давление на страну-агрессора (какие ни есть, но наконец-то собственные санкции), а с началом гражданской блокады поставок товаров в Крым власти, как бы она ни оттягивала этот момент, надо будет определяться и с законом о СЭЗ "Крым", и с контрактом на поставку электроэнергии на полуостров.
Сегодня мало кто может поспорить с утверждением, что своей идеи для Крыма Киев не имеет. Как не имел ее все 24 года независимости, и потому идея крымскотатарская (возрождение национальной автономии) стала палочкой-выручалочкой для украинских политиков, которые четверть века боялись произносить вслух, а теперь гордо поднимают ее над головой. При этом у многих угадывается потаенное: "Вот они Крым пусть и возвращают".
Готовя материал, полистала архивы ZN.UA. В далеком теперь уже 2004 году писала: "В перестроечные времена борцы за независимость Украины, вслед за соратниками-прибалтами, переиначивая афоризм, шутили: русские демократы заканчиваются там, где начинается украинский вопрос. Теперь перед теми, кто называет себя приверженцем демократических ценностей, все безысходнее вырисовывается перспектива: либо "закончиться" на крымскотатарском вопросе, либо признать за народом право на самоопределение". Очень жаль, но давать ответ на этот вопрос - не на словах, а принятием решения - наша политэлита и общество в целом не могут и сегодня. Хотя, кажется, уже всем очевидно: право крымскотатарского народа на самоопределение на своей исторической территории - это один из самых сильных аргументов Киева в праве на Крым и одно из самых слабых звеньев в притязаниях на него Москвы.
Точно так же очень жаль, что с тех пор мало изменилось и в "багаже" Меджлиса. Еще одна цитата из того давнего "Неудобного вопроса": "Итак, чего же хотят крымские татары? Какой они видят национальную автономию и каким путем к ней намерены идти? Целостного программного документа, законопроекта или концепции на этот счет, как удалось выяснить, сегодня крымскотатарская политическая элита не имеет".
Народный депутат и глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров сегодня говорит, что уже устал с приведением примера Южного Тироля: "Там проживают немцы, которых большинство, итальянцы, которые относятся к титульной нации, потому что это Италия, и латинцы - коренной народ, которых меньшинство. ООН взяла в повестку дня этот вопрос, они один раз сели и очень долго выписывали законами весь инструментарий. Они сейчас только следят за тем, чтобы этот инструментарий никогда не нарушался. И живут счастливо".
Прекрасно, так давайте расскажем украинцам, что такое пример Южного Тироля применительно к Крыму в составе Украины. Что называется, на пальцах это нужно объяснить товарищам в АП и парламенте, поскольку следующий этап конституционных изменений, который включает в себя новую редакцию раздела "Автономная республика Крым", почти на подходе. А создание соответствующей рабочей группы в Конституционной комиссии уже месяц затягивается и назначается на очередной понедельник. Это буквально. Как сообщил ZN.UA Рефат Чубаров, в пятницу председатель ВР Владимир Гройсман назначил на понедельник совещание по созданию рабочей группы по подготовке предложений по изменениям в "крымский" раздел Конституции. На вопрос, есть ли у народного депутата или Меджлиса свой проект таких изменений, Чубаров ответил утвердительно, однако обнародовать его до создания рабочей группы Конституционной комиссии не намерен.
Позволю себе заметить, что такое решение может свидетельствовать о двух вещах: либо проект еще не готов, либо имеет место невидимый общественности процесс его согласования в коридорах власти. А оба варианта - свидетельство неготовности (или нежелания) лидеров Меджлиса к открытости подготовки проекта изменений в Конституции по Крыму. Хотя именно публичность процесса, вовлечение в него экспертных центров и отдельных юристов, общественных организаций и СМИ служило бы и повышению качества проекта, и доверия к действиям лидеров крымских татар, и общественному контролю за продвижением проекта. В общем, это тот случай, когда хотелось бы ошибиться в своих предположениях.
Второе направление, где усилия всех заинтересованных в начале работы по деоккупации Крыма сторон требуют координации и нацеленности - создание системы действенного общественного контроля и участия в подготовке решений центральными органами исполнительной власти. Необходимо добиться создания при них общественных советов по Крыму, в первую очередь - при Госслужбе по вопросам Крыма и Севастополя, куда должна стекаться вся информация о принимаемых решениях, касающихся оккупированного полуострова. Не раскрою большого секрета, если скажу, что сегодня мы наблюдаем старую добрую игру власти с Меджлисом, когда вместо решения проблемы предоставлялась должность его представителям. В итоге мы имеем несколько структур, возглавляемых кандидатурами Меджлиса (та же Госслужба), однако у самих структур - ни функционала, ни ресурсов для решения предписанных им задач, и чем они занимаются - никому не известно.
Пункт третий - перезагрузка гражданской блокады поставок в Крым и отмена закона о СЭЗ "Крым". В предыдущем материале подробно описывались моменты, свидетельствующие о том, что акция в виде одной лишь блокады на пунктах пропуска на админгранице Херсонщины с Крымом зашла в тупик, а случаи нарушения прав граждан со стороны участников дискредитируют как саму акцию, так и Меджлис и, допускаю, что и саму идею крымскотатарской автономии.
"Закон о СЭЗ "Крым" должен быть отменен, а действия участников блокады переведены в правовое русло, - говорит лидер Координационного совета организаций крымских переселенцев Андрей Щекун. - Президент, как сообщал Рефат Чубаров, обещал внести соответствующий проект. Но его нет. Однако народные депутаты, в первую очередь те, кто вошел в межфракционное объединение "Крым", должны были это уже давно сделать сами. Я напоминаю, что еще в феврале мы подписывали с ними меморандум, где этот пункт стоял первым. Люди, ну это же смешно - народные депутаты ждут решения президента и поэтому сами ничего не делают!"
По мнению Андрея Щекуна, если акция по блокаде не будет таким образом перезагружена, она превратится в фарс и создаст новые угрозы безопасности. "Ситуация может выйти из-под контроля. Там могут появиться российские ДРГ, начнутся теракты, и пойди разберись, кто там подорвал опоры или что-то другое - радикалы-добровольцы или диверсанты. Это будет второй фронт, который Украине сейчас не нужен", - говорит Щекун.
Рефат Чубаров сообщил ZN.UA, что штаб гражданской блокады ежедневно проводит совещания, обсуждая и форматы ее перезагрузки. Однако сообщить конкретику пока отказался, как и информацию о степени готовности президентского проекта по отмене закона о СЭЗ.
"Государство должно четко урегулировать невозможность поставок в Крым основных ресурсов, чтобы влиять на экономическую ситуацию на оккупированной территории и иметь механизм защиты прав граждан, которые ежедневно нарушаются. Это - электроэнергия, сырье для промышленных предприятий, оборудование и стройматериалы. Как видится, самый сложный момент здесь - это электроэнергия, потому что Украина вынуждена покупать у России с условием подачи на Крым", - говорит Рефат Чубаров.
И последний момент, который абсолютно безответственно игнорируется властью. Крым должен слышать голос Киева. Не в виде речевок "Крим - це Україна!", а в виде внятно сформулированной позиции в каждой сфере, где крымские украинцы сохранили связь с государством. Как выстроить коммуникацию с оккупированными территориями? Большой вопрос, который требует отдельного материала. Но на него будет легче ответить, если знать, что происходит сегодня.
Ирина Брунова-Калисецкая - конфликтолог, научный сотрудник Института социальной и политической психологии НАПН Украины, которая после аннексии Крыма вынужденно переехала в Киев - в своем комментарии ZN.UA коммуникацию между Киевом и оккупированным Крымом разделяет на три уровня. Первый - политический и официальный; второй - социальных групп, и третий - межличностный и индивидуальный.
"Как и в большинстве конфликтов, коммуникация первого уровня, там, где она вообще есть, строится в виде взаимных ультиматумов. В динамике конфликта это один из закономерных этапов, после которого, вероятнее всего, наступит разрыв коммуникации, возможно, на долгое время. Потому что других коммуникативных средств у Киева и Симферополя сейчас нет. Для государства Украина Симферополь не является самостоятельным субъектом переговорного процесса по теме деоккупации Крыма.
Четкой и внятной позиции по отношению к жителям Крыма (взявшим российский паспорт добровольно или вынужденно, отказавшимся официально от гражданства РФ - непринципиально) со стороны президента и ВРУ не просматривается. Есть территория, которая должна быть возвращена. Но с территорией не общаются и не взаимодействуют. Это объект. Коммуникация этого уровня выглядит сейчас как диалог слепого с глухим. И это замкнутый круг: чем меньше коммуникации, тем меньше понимания, что собственно происходит "по ту сторону". Чем меньше понимания - тем меньше внятной коммуникации.
На уровне социальных групп есть масса обид, взаимных обвинений, эмоций, стереотипов, искажений восприятия, крайне усложняющих взаимопонимание. Здесь коммуникация проходит в публичном пространстве СМИ, новых медиа и пр. Жители Крыма, как и граждане Украины на материке, не перестали интересоваться новостями друг друга, событиями и процессами. Хотя, понятно, что информацию по обе стороны Чонгара трудно назвать качественной.
На межличностном уровне сохраняется весь спектр коммуникации - от поддержки близких семейных, дружеских, партнерских связей в сложных условиях до полного ее разрыва. Но ввиду сложностей, прежде всего технического характера (затрудненная физическая доступность, отсутствие телефонной связи, сложности осуществления совместной деятельности - коммерческой, общественной и т.д.) широта таких связей будет постепенно снижаться".