Экстренная ратификация пропрезидентским большинством Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ на внеочередном заседании Верховной Рады вызвала, по меньшей мере, недоумение. Без сомнения, соглашение о ЗСТ несет положительный эффект для экономики, поскольку его основная идея заключается в том, чтобы облегчить перемещение товаров через границу, снять барьеры на пути их передвижения. Вот только почему так спешно нужно было голосовать за этот документ? Ведь договор долго ходил по кабинетам АП и МИД. И не только потому, что в Киеве были сомнения относительно его «юридической чистоты подписания»: оппозиция обвиняла завизировавшего документ премьер-министра Николая Азарова в отсутствии соответствующих полномочий.
Лоббист российских интересов в Украине Виктор Медведчук увязывает ратификацию с последней встречей украинского и российского президентов. Но почему Виктор Янукович дал отмашку на ратификацию, ведь он испытывает едва ли не идиосинкразию на Владимира Путина? Встреча в Ялте не только не способствовала решению проблем в двусторонних отношениях, но еще больше усилила взаимное раздражение. Мало того, что президент РФ опоздал на четыре часа к Януковичу (вставив в свой график встречу с ним между общением с российскими байкерами и дегустацией шампанского во дворце у своего кума Виктора Медведчука), так еще и заявил байкерам в присутствии прессы, что «с вами здорово, но нужно к ЭТИМ ехать». Все эти «детали» сегодня формируют атмосферу «стратегического партнерства» в двусторонних отношениях.
Впрочем, по нашей информации, в России довольно спокойно относились к затягиванию ратификации документа. Там связывали процесс прохождения по украинским коридорам власти Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ с доминированием тех или иных групп влияния в окружении Виктора Януковича. Подписал документ премьер Николай Азаров, который в условиях сокращения мировых рынков сбыта видит в России потенциал для украинской продукции. Тормозил ратификацию глава АП Сергей Левочкин, которого в Москве воспринимают как прозападного политика. А «пробил» голосование в Верховной Раде секретарь СНБОУ Андрей Клюев, в преддверии выборов демонстрирующий электорату Партии регионов, что украинско-российские отношения наполняются конкретными проектами, а закон о языке - это не единственный сделанный навстречу российским друзьям шаг.
Трудно судить, насколько Договор о ЗСТ в рамках СНГ поднимет рейтинг Партии регионов среди избирателей, больше интересующихся ростом цен в магазинах. Равно как и то, насколько этот документ удовлетворит Россию, стремящуюся всячески втянуть Украину во всевозможные интеграционные объединения на постсоветском пространстве. Впрочем, зона свободной торговли в рамках Содружества - это и есть попытка вовлечь Украину в интеграционные процессы в условиях, когда Москве не удалось заставить Киев вступить в Таможенный союз.
«Если бы Украина вступила в Таможенный союз, то я не уверен, что Россия пошла бы на подписание Договора о ЗСТ в рамках СНГ», - сказал в беседе с ZN.UA председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. А зона свободной торговли - это ведь также интеграционное объединение, пусть и более мягкое по своей форме. Впрочем, как особо отмечает эксперт, «Договор о ЗСТ в рамках СНГ не противоречат курсу евроинтеграции и соглашению о ЗСТ с Европейским Союзом, которое является более глубокой формой интеграции».
Возможно, украинская сторона специально затягивала с внутригосударственными процедурами, пытаясь использовать зону свободной торговли как инструмент некоего воздействия на Россию. Но, похоже, что в этот раз у Киева просто не было другого выхода, как ратифицировать Договор о ЗСТ в рамках СНГ. «Если бы мы и дальше тянули с реализацией ранее достигнутых договоренностей, то объем защитных мер по ограничению доступа товаров на российский рынок был бы существенно увеличен. Я не исключаю и введения дополнительных пошлин относительно Украины со стороны России в случае нератификации договора», - признал в разговоре с ZN.UA министр экономического развития и торговли Петр Порошенко.
И хотя договор, безусловно, в интересах Москвы, поскольку фиксирует экспортные пошлины на энергоносители и ряд других товаров, члены украинского правительства убеждены, что Договор о ЗСТ в рамках СНГ в интересах Украины и окажет положительный эффект на экономику страны. «В данном случае речь идет о том, что мы получаем новый правовой механизм, ратифицированный парламентами двух стран, предполагающий решительные шаги по сокращению торговых изъятий и применения защитных мер относительно доступа товаров Украины на рынок РФ, и, соответственно, России на рынок Украины», - полагает Петр Порошенко.
Представляя документ в Верховной Раде, Николай Азаров перечислил ряд преимуществ Договора о ЗСТ в рамках СНГ. Во-первых, положения статей базируются на нормах и правилах ВТО. Во-вторых, четко зафиксированы существующие на сегодняшний день между государствами–участниками договора импортные и экспортные пошлины и достигнута договоренность не расширять их список и не увеличивать ставки таможенной пошлины. В-третьих, зафиксированы статьи, которые будут содействовать защите интересов национальных товаропроизводителей и улучшать условия доступа украинской продукции на рынки стран–участниц соглашения. В частности, ст. 19 предусматривает решение торговых споров с помощью процедур и механизмов, принятых в ВТО. В-четвертых, ст. 7 предполагает проведение переговоров по разработке соглашения о транзите трубопроводным транспортом.
В финансово-экономическом обосновании, переданном в парламент вместе с текстом договора, отмечается, что ЗСТ в рамках СНГ будет содействовать росту ВВП на уровне 2,5% и позволит увеличить доходы в бюджет на 9,4 млрд. грн. в год. При этом позитивный эффект ощутят, прежде всего, в машиностроительной отрасли (темпы роста ускорятся на 7,19%), химической и нефтехимической промышленности (на 4,75%), металлургической промышленности (на 4,2%), сельском хозяйстве (на 3,86%), легкой (на 3,11%) и пищевой (на 3,36%) промышленностях.
«Для меня вовсе неочевидны эти колоссальные цифры прироста нашей взаимной торговли в результате подписания Договора о ЗСТ в рамках СНГ. Это либо преувеличение, либо авторы расчетов исходили из каких-то соображений высокой динамики развития экономики. Договор о свободной торговле - это режим, условия. А дальше все уже зависит от того, как этими условиями воспользуются украинские предприятия. К тому же этот многосторонний договор ничего принципиально не изменил в режиме нашего сотрудничества по сравнению с тем, что было до него в рамках двусторонних соглашений: исключения из режима ЗСТ остаются прежними», - полагает Игорь Бураковский.
Однако о негативных последствиях ЗСТ в рамках СНГ украинские чиновники предпочитают не говорить. В подготовленном финансово-экономическом обосновании договора ни слова не сказано о возможном отрицательном эффекте для национальной экономики (в частности, ее производственного сектора) и взаимоотношений с третьими странами. На что в своих выводах, кстати, обратило внимание главное научно-экспертное управление Верховной Рады. В подписанном первым замом главы этого управления Владимиром Шамотой документе говорится: «учитывая членство Украины в ВТО, трудно представить себе, что присоединение к договору о ЗСТ не несет никаких негативных последствий». А таковые, безусловно, имеются.
Еще украинские дипломаты в своем внутриведомственном анализе договора обращали внимание на наличие в нем приложения №6, позволяющего государствам–участникам Таможенного союза - России, Беларуси, Казахстану - ради защиты внутреннего рынка ввести импортные пошлины на товары из стран, не являющихся членами данного интеграционного объединения. «Это создает определенный элемент риска. Но, с другой стороны, договор не запрещает и Украине пользоваться теми или иными мерами, связанными с защитой собственного рынка в соответствии с принципами ВТО. И наша страна воспользовалась ими, например, в отношении сахара», - отмечает Игорь Бураковский.
Кроме того, договор, во-первых, предусматривает сохранение экспортных пошлин на ряд товаров. Во-вторых, из-под его действия выведены энергоносители, что для Украины имеет существенное значение. Так что в рамках договора о ЗСТ остаются многие нерешенные вопросы. Поэтому трудно не согласиться с замечанием Игоря Бураковского, что «Договор о ЗСТ в рамках СНГ - это политический и интеллектуальный вызов для власти, поскольку дает возможность использовать его механизмы для защиты своих интересов. И если будут возникать какие-то споры, то надо уметь пользоваться соответствующим режимом, надо уметь вести переговоры».
Но украинские чиновники преисполнены оптимизма. Комментируя свои последние переговоры в Москве, Петр Порошенко сказал ZN.UA, что на них речь шла о «разработке плана действий по реализации т.н. нулевого варианта, т.е. шагов, которые со временем привели бы к полной ликвидации торговых ограничений и защитных мер на взаимных рынках». По словам министра, составлен конкретный график действий обеих сторон, и российское правительство уже рассмотрело вопрос о предоставлении Украине квоты на поставки труб на рынок РФ во втором полугодии 2012 года. Речь идет о поставках в объемах, превышающих 400 млн. долл.
А вот оптимизм премьера Николая Азарова относительно того, что документ предусматривает проведение переговоров по разработке соглашения о транзите трубопроводным транспортом, преждевременен. Где гарантии, что россияне согласятся на них? «В вопросе транзита Россия занимала и занимает жесткую, принципиальную позицию. И в отношении этой статьи Москва может применить тактику затягивания переговоров, в результате чего обсуждение соглашения может затянуться на многие годы. Так, например, дополнительные соглашения по Черноморскому флоту Российской Федерации никак не могут подготовить вот уже пятнадцать лет», - говорит эксперт Центра НОМОС Михаил Гончар. Поэтому только со временем станет ясно, каким будет экономический и политический эффект для Украины от договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ.