На этой неделе крымский премьер Могилев сел на бульдозер, чтобы лично снести забор, перегораживающий вход на пляж в Массандре. Подпиленный загодя пластиковый забор легко подделся ковшом, на стену домика у входа премьер лично пригвоздил табличку "вход бесплатный".
Акция, судя по задумке, должна была носить устрашающий для хозяев заборов характер, а по количеству телекамер - продемонстрировать всему миру готовность крымской власти к решительным действиям накануне нового курортного сезона. Однако если вспомнить историю вопроса и методы его решения, этот наезд на забор у входа на бывший лечебный пляж НИИ имени Сеченова явил обратную картину. Получается, что правовых и административных рычагов у крымского правительства для освобождения доступа к пляжам и наведения порядка в землепользовании на побережье в целом нет, остались только силовые методы. Те, с помощью которых с засильем заборов в курортных городках все последние годы боролись местные жители, которых эта же власть не просто не слышала - она их судила. Активисты "Зеленого мыса", ежегодно проводящие акции протеста, требуя предоставить доступ к пляжам и прекратить застройку побережья Алупки, прошли через десятки судов. Жители Поликуровского холма, боровшиеся с застройщиками за сохранение этого уголка исторического ареала Ялты, пережили недавно настоящую бойню - с дубинками охранной фирмы, слезоточивым газом и стрельбой. И только после этого Ялтинский горсовет внял требованиям громады и разорвал договор аренды с застройщиком.
"В мае-июне 2010 года в Форосе была совершена настоящая революция. Это не просто громкие слова - мы победили. Но сейчас за отмену платы пришла расплата. Меня судят за устранение этих самых преград - двух незаконно установленных на проходной санатория "Форос" турникетов. Судят за "злостное хулиганство", причем, совершенное "против общества"!? Турникеты я не ломал, а просто освободил от них проход в парк и к морю", - писал известный краевед и блогер из Фороса Павел Фирсов, заработавший уголовное дело и изматывающую судебную тяжбу за
освобождение прохода в парк-памятник! Увидеть как ломает забор генерал Могилев, защитник Форосского парка уже мог только высоко сверху - в начале января этого года 60-летнего Павла не стало…
"Пляжная революция" прокатилась по приморским поселкам и городам Крыма в начале лета 2010 года: местные жители уже не просили власти - сами взламывали заборы и перегородки, срезали замки на калитках. Прошло два с половиной года - и власти взяли на вооружение методы общественных активистов? Нет, качественное изменение есть. Раньше сносом заборов и кибиток-шалманов на пляжах занимался вооруженный болгаркой министр курортов и туризма Александр Лиев. Как шутят теперь в Крыму, железный конь пришел на смену болгарке…
Есть ли правовой путь, включающий, конечно, и принудительное исполнение решений судов и местных властей о сносе заборов и незаконной застройки, в том хаосе, который творится на крымском побережье? Анализ десятков судебных решений, который довелось проделать в процессе расследования незаконной приватизации имущества и пляжей санаторно-курортных учреждений Южнобережья, вывел на остроумную схему, с помощью которой государство понуждают к приватизации объектов, которые по закону отчуждать нельзя. Или защищают застройку у самого уреза берега моря, несмотря на стометровую охранную зону. Схема основана на том печальном обстоятельстве, что крымские курорты - вовсе не курорты. С точки зрения закона Украины "О курортах" и практики наших судов. На сегодня статус курорта общенационального значения имеют только Саки. Евпатория - не курорт с точки зрения упомянутого закона, но она имеет особый статус, дарованный ей Указом президента Украины в 1997 году - Всеукраинская детская здравница - курорт Евпатория. Как сообщили в правительстве Крыма, подготовку к получению статуса курортов местного значения ведут сегодня Керчь, Сакский район и Алушта. А что же Ялта и все ожерелье поселков ЮБК - Гурзуф, Партенит, Массандра, Ливадия, Симеиз и город Алупка, Форос и другие? Почему они не стоят в очереди за получением статуса курорта? Ответ на этот вопрос мы получим, увидев, что, при отсутствии такого статуса, можно проделать с землей и недвижимостью в самой дорогой и якобы защищенной законами части Крыма.
Охранять курорт должен тройной "пояс" зон с жесткими названиями и запретами. Первая - зона строгого режима, вторая - зона ограничений, третья - зона наблюдений. Первая охватывает места выхода на поверхность минеральных вод, территории с месторождениями лечебных грязей, минеральные озера, лиманы с лечебной водой, пляжи, прибрежную полосу моря и прилегающую к пляжам территорию шириной не менее 100 метров (выделено мной. - В.С.). Здесь нельзя ничего, что не связано с использованием по назначению природных лечебных ресурсов. Никакой стройки, никакой вспашки, не говоря уже о домах, автостоянках и сточных водах. Теперь вспомните любой уголок Южнобережья…..
Как же можно строить у самой кромки, да еще и на пирсах и бунах, уходящих в море? - спросите вы. Почитаем для примерного ответа решение Хозяйственного суда АРК по иску прокурора Ялты, который просит суд вынести решение о незаконности строительства и сносе кафе "Сейф" на солярии и в корневой части буны № 9 в Гурзуфе, то есть, в самой первой зоне строгого режима. Суд отказывает по простой причине: границы зон санитарной охраны устанавливаются вместе с приданием территории статуса курорта: решением ВР Украины - в случае, если курорт государственного значения, ВР Крыма - курорта местного. Но таких решений по поводу Гурзуфа в суд представлено не было. Потому что их нет в природе.
На таком же основании судами узаконивается и приватизация объектов, которые по статье 26 закона "О курортах" приватизации вообще не подлежат. Приватизация государственных и коммунальных санаторно-курортных учреждений, которые находятся на территориях курортов государственного значения, запрещена вообще. Как запрещена и приватизация специальных санаториев - детских, кардиологических, пульмонологических, гинекологических, для лечения граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, для лечения больных туберкулезом, больных с травмами и болезнями спинного мозга и позвоночника - на территориях курортов местного значения. А отчуждение остальных возможно только при условии сохранения профиля объектов.
Смотрим схему. Противотуберкулезный санаторий "Солнечный" расположен в центре Алупки, по соседству с дворцово-парковым комплексом Воронцовского дворца. Три стальных корпуса общей площадью более двух тысяч кв. метров передаются в аренду фирме "СП Март". Далее - ремонт и знакомая схема неотъемлемых улучшений, понуждение через суд Фонда имущества Украины к приватизации путем выкупа по договору купли-продажи в редакции, предложенной ООО. Фонд имущества и министерство здравоохранения - категорически против. Санаторий - противотуберкулезный, приватизации не подлежит. Но Севастопольский апелляционный хозяйственный суд решает иначе, и Высший Хозсуд Украины решение оставляет в силе, а в допуске дела к производству в Верховном суде Украины отказывает. Аргументация следующая. Действительно, статья 26 закона "О курортах" запрещает приватизацию таких санаториев, но в законе для этого есть еще одно условие - учреждение должно находиться на территории курорта государственного или местного значения. А Алупка такого статуса не имеет. Постановление Кабмина, утвердившего в 1996 году "Перечень населенных пунктов, отнесенных к курортным", в котором среди 241 города и поселка есть и Алупка, суд тоже во внимание не принял (он утверждался для установления коэффициента ставки земельного налога), Постановление ВР Украины "О введении моратория на ликвидацию, отчуждение, перепрофилирование оздоровительных учреждений (детских, профессиональных и т.п.)" назвал необязательным для исполнения.
Этот пример интересен и тем, что в нем для сохранения имущества санаториев были задействованы все имеющиеся у нас с вами на вооружении правовые "щиты".Иони, в принципе, могут работать, говорит вице-мэр Евпатории Сергей Стрельбицкий.
"Мы не хотим оформлять территорию как курорт в соответствии с законом. Скажу откровенно - это дорого. Вся документация, которая необходима, сравнима с подготовкой генплана. За нее проектные институты раньше просили миллион гривен, сейчас, наверное, все полтора. Лучше мы эти деньги на развитие Евпатории направим. Но у нас, по указу президента Л.Кучмы, есть статус Всеукраинской детской здравницы - курорта и, надо сказать, благодаря ему, нам удалось отбиться от наездов по поводу приватизации санаториев", - говорит С.Стрельбицкий.
А когда угроза дерибана некоторых здравниц стала серьезнее, - рассказывает вице-мэр Евпатории, - народный депутат Украины и экс-прокурор Крыма Виктор Шемчук подал проект уже упоминавшегося постановления ВР Украины, которым был введен мораторий на схемы всевозможных реорганизаций санаториев. Но сегодня, судя по судебной практике, эти "щиты" уже не работают. "Нужна политическая воля", - говорит Стрельбицкий.
Да, нужна - заставить городских и поселковых голов курортных населенных пунктов по наличию всех необходимых природных факторов воспользоваться возможностью, которую предоставляет закон, и которая преступно игнорируется. Конечно, это не панацея и иллюзий тут никаких быть не может: и законы у нас не выполнять умеют, и схемы новые придумывать мастера.
Скажем также, что суммы, необходимые для оформления документации и оценки природных ресурсов, не такие пугающие, если сравнивать с потерями, которые отсутствие статуса курорта несет. А деньги на оформление документации всегда можно заработать. Например, проведя земельный аукцион: пары-тройки привлекательных участков на ЮБК, думается, хватило бы, чтобы закрыть вопрос по всей Большой Ялте.
В общем, задача обретения статуса курортов для крымских городов и поселков не такая уж и проблема. И времени, чтобы сформулировать ее мэрам, Анатолию Могилеву потребовалось бы не больше, чем на снос забора. Было бы желание.