На этой неделе президент своими указами ограничил свободу передвижения глав государственных администраций как по территории Украины, так и за ее пределами. Теперь для того, чтобы осуществить это самое передвижение, губернатор должен спросить разрешения лично у Виктора Андреевича. Зачем? На самом деле поиск ответа на этот, мягко говоря, деликатный вопрос порождает целую вереницу других не менее тупиковых вопросов.
Во-первых, почему гарант в очередной раз не обратил внимания на тот факт, что своим указом он нарушил 33-ю статью Конституции Украины, гарантирующую гражданам свободу перемещения по территории страны?
Во-вторых, трудно понять, каким образом гаранту Конституции, призванному заботиться о стратегии многомиллионного государства, теперь удастся совместить эту нелегкую миссию с десятками банальных ежедневных звонков государственных чиновников пусть даже такого высокого ранга, как губернаторы или столичный мэр.
В-третьих даже если президент собирается делегировать эту разрешительную функцию кому-то из подчиненных, то согласно какой статье какого закона клерк секретариата (даже если его фамилия Балога или Безсмертный) должен решать, куда, когда и зачем ехать губернатору?
В-четвертых, как в этой ситуации быть с Кабмином, перед которым, согласно Конституции, губернаторы подотчетны и ответственны так же, как и перед президентом? А что если и Юлии Владимировне вдруг придет в голову организовать собственную службу по координированию передвижений представителей исполнительной вертикали в регионах? И куда тогда в случае «непредвиденного стечения обстоятельств» отправится среднестатистический украинский губернатор — на кустовое заседание Кабмина по итогам отопительного сезона или на очередной фестиваль «Барвиста Україна» под патронатом Виктора Андреевича?
Версия первая, президентская
Тексты указов Ющенко, по официальной версии изданные с целью «упорядочения командировок глав государственных администраций и повышения уровня исполнительской дисциплины», по традиции не объясняют причин, которые вызвали столь острое внимание президента к проблеме дисциплины в высших эшелонах власти. Но среди той информации, которую нам удалось раздобыть неофициально в недрах секретариата, оказалось несколько интересных фактов заслуживающих внимания общественности.
Итак, помимо стратегической цели, к которой Виктор Андреевич теперь идет в сопровождении буквально привязанных к ноге губернаторов, а именно — неограниченной президентской власти, есть несколько тактических задач, которые гарант якобы не смог отложить на потом. Как утверждают наши источники, у этой касты чиновников обнаружились большие проблемы с дисциплиной. Однако здесь и мы позволим себе небезосновательное утверждение о том, что проблемы с дисциплиной в исполнительной власти начались не вчера. Президент же обратил внимание на этот возмутительный факт аккурат в момент, когда все его другие шаги красноречиво свидетельствуют о желании концентрировать власть в собственных руках. Но возвращаясь к версии окружения Ющенко, заметим, что в этой связи воспитатели из СП приводят в пример случай двухлетней давности, когда глава одной из районных администраций Полтавской области «отправился в гости к куму, где хорошо выпил, потанцевал на дискотеке и даже пострелял из табельного оружия». Незабываемо, по их мнению, и одно из крымских ралли, где не в лучшем свете показали себя сразу несколько высоких областных чиновников, близких к известному автогонщику теперь уже в экс-губернаторских погонах.
Однако неверно было бы полагать, что только эти давние факты подвигли Виктора Андреевича на столь решительные действия. Как выяснили в СП, вызывающее поведение губернаторов выражается не только в их желании и умении ярко проводить свой досуг, но и в возможности системного игнорирования исполнительской дисциплины в рамках исполнения служебных обязанностей. Так, по словам чиновников секретариата, некоторые главы администраций «неделями просиживают в Киеве, якобы решая какие-то судьбоносные для региона задачи». О том, какие это задачи и почему их решение не ведет к каким-то заметным сдвигам в развитии региона, в секретариате сказать не берутся. К тому же совсем недавно губернатор одной из центральных областей также оказался в ненужное время в ненужном месте. Говорят, что о его излишней мобильности и не совсем трезвой реакции стало известно Виктору Андреевичу, в итоге указавшему всем распоясавшимся чиновникам на их место.
Надо сказать, вопрос, насколько это то место, которое прописано для губернаторов Конституцией и украинскими законами, остается открытым. В том числе и для некоторых разбирающихся в системе государственной власти полномочных работников секретариата. Указ прошел мимо них. С одной стороны, он все-таки трактуется экспертами как чуть ли не единственный способ покарать и, возможно, даже уволить нерадивого губернатора, потому как другие не прописаны ни в одном из действующих законов. С другой — многие воспринимают указ как лжемеру, способную забюрократить процесс взаимоотношений президента и его представителей на местах настолько, насколько это будет выгодно самому Виктору Андреевичу и его окружению. Причем в зависимости от политической целесообразности, а никак не исходя из насущной необходимости реформирования государственной машины, о чем сегодня любят так напыщенно рассуждать соратники президента. В широте же их творческого подхода сомневаться не приходится.
Есть и еще момент, который вызывает у стороннего, однако внимательного наблюдателя ощущение некоторой неловкости. Исходя из предлагаемых командой президента пояснений, пусть даже не официальных, чиновник такого высокого ранга, как губернатор, не лишается своего статуса, даже когда лежит дома на своем личном диване или когда в редкие минуты отдыха соображает на троих с коллегами. Что вполне соответствует нормам демократии. Однако сами указы президента говорят исключительно о служебных командировках. В таком случае, что считать служебной командировкой, а что личным визитом? Если глава администрации отправится на именины к куму, то это частный визит или командировка? Если частный визит, то действие указа на него не распространяется и докладывать о своих намерениях президенту нет нужды. Как, впрочем, и согласовывать с Балогой текст застольного тоста. Тогда при чем здесь все пояснения секретариата?
А что, к примеру, в этом нестандартном случае делать Леониду Михайловичу Черновецкому, который после продолжительного лечения приступил к своим обязанностям, и теперь каждый вечер, направляясь на ночевку в Кончу-Заспу, покидает пределы Киева? Вопрос — по службе или по личному? — остается открытым. Интересно, беспокоит ли столичный градоначальник президента по этому безотлагательному поводу или нет? А главное, ждет ли его звонка сам президент, наконец-то по мере своих скромных возможностей указавший Черновецкому его место?
Версия вторая, губернаторская
Фамилий не будет. Все, с кем удалось побеседовать на предмет указательных инициатив гаранта, четко придерживались мнения, что указы президента надо исполнять, а не обсуждать. Однако некоторые моменты откровенности зафиксировать все-таки удалось.
Для начала заметим, что, несмотря на то, что с 2006 года в Украине действует новая Конституция и новый закон о Кабмине, эта вертикаль власти в силу разных причин и обстоятельств, в том числе затяжного политического кризиса и досрочных выборов в парламент, осталась инструментом президента. Губернаторы не только назначаются и снимаются исключительно по воле Ющенко, часто без представлений Кабмина, как того требует Конституция, но и осуществляют свою власть исключительно в рамках дозволенного президентом, несмотря на то что та же Конституция смотрит на ситуацию несколько иначе.
Губернаторы, по традиции, сохранившейся еще со времен Кучмы, каждое утро докладывают в секретариат о ситуации в регионе. Они же — желанные гости в СНБО. Они же — в числе главных героев последних президентских законопроектов, получающие новые полномочия по отношению к местному самоуправлению и не отдающие ничего взамен. Они же утверждают, что исполнительная вертикаль вот уже который год не в состоянии выстроить систему отношений между центром и регионами. Они же — люди, которые в большинстве своем поддерживают президента в его стремлении укрепить свою власть и вернуть Украине президентскую республику. Они же — команда президента на местах. И тем не менее:
Во-первых, губернаторы, соглашаясь с тем, что нерадивых коллег нужно наказывать, все-таки желают уточнить у президента, как будет действовать этот карательный механизм не на бумаге, а на деле. Чиновники так же, как и мы, не могут понять, в каких случаях звонить президенту, а в каких не звонить, потому как они действительно много ездят, и их официальные визиты, которые, кстати, в большинстве случаев они осуществляют за свой счет, часто перемежаются с неофициальными. Они не знают также, как реагировать на предложения секретариата для тех, кто не может дозвониться, писать президенту. Как не знают, сколько потом ждать ответа на поставленный вопрос.
Во-вторых, губернаторы предпочли бы работать в условиях более доверительных отношений. Они убеждены, что так бесцеремонно привязывать их к себе — не совсем правильный шаг президента уже хотя бы потому, что можно было найти более рациональный и демократичный инструмент влияния на исполнительскую дисциплину в их среде. Эти люди не считают, что должны окопаться в своих губерниях как медведи в берлогах и ждать свистка того, кто считает себя их патроном. Губернаторы хотят быть «подвижными тиграми, которые рыскают по стране» в поисках инвестиций, партнеров и прочих необходимых для развития регионов вещей. И это «рысканье» они хотят осуществлять в рамках как официальных, так и не официальных встреч.
В-третьих, губернаторы, поддерживая президента во всех его помыслах и начинаниях, не хотели бы, чтобы эти помыслы и начинания довели ситуацию до абсурда. Потому как теперь за неверный ответ на вопрос, и куда в случае «непредвиденного стечения обстоятельств» отправится среднестатистический украинский губернатор — на заседание Кабмина или на очередной фестиваль под патронатом Виктора Андреевича? — он может поплатиться головой. На основании президентского указа, который, по сути, взял с них жандармскую подписку о невыезде.