Еще в начале 90-х Польша жила не лучше Украины: низкий жизненный уровень, массовая безработица, гиперинфляция, сплошной дефицит. Многие, наверно, помнят, как тысячи поляков наводняли наши рынки, скупая тонны всевозможных товаров от телевизоров и стиральных машин до гвоздей и шурупов. Прошло всего 10 лет и Республика Польша – уже совершенно другая, цивилизованная, развитая страна: средняя зарплата $400, крепкая национальная валюта, гарантия трудоустройства молодежи, социальная защита пенсионеров. Как же так получилось, что, имея практически те же стартовые условия, мы так сильно отстали, по сути, так и оставшись на старте?
Партия «Новая генерация Украины», широко и уверенно заявляющая о себе в последнее время, считает, что знает главную причину такого успеха польских (чешских, венгерских, эстонских) реформ и такого провала украинских. Разобраться в этом чрезвычайно важном вопросе нам помог президент партии «Новая генерация Украины» Юрий МИРОШНИЧЕНКО.
Кое-что из того, что было сделано в странах Прибалтики и Восточной Европы, пытались делать и у нас: писали новые законы, принимали новые указы, составляли новые постановления.
Но что толку, если непосредственные их исполнители – рядовые чиновники областных, городских и районных администраций, главы колхозов и сельсоветов – на 99,9% так и остались старыми советскими аппаратчиками, по-старому мыслящими, по-старому действующими.
Юрий МИРОШНИЧЕНКО: Не может старый чиновник, воспитанный на советской экономике, руководить рыночными преобразованиями. Не может, да и не хочет.
Именно на местную власть во всех цивилизованных, развитых странах возлагаются основные задачи управления. Она не только выполняет правительственные указания, но и сама принимает огромное количество конкретных хозяйственных и административных решений, гораздо более важных для простых граждан (разрешить или запретить, подключить или отключить, помочь или оштрафовать, отремонтировать или снести и т.д.). Именно местный чиновник (а не президент, премьер-министр или спикер) является во всех цивилизованных, развитых странах главным носителем власти, ее воплощением и олицетворением. Он должен быть профессиональным, компетентным, образованным, порядочным и честным. Должен быть патриотом.
Юрий МИРОШНИЧЕНКО: Единственное, что не было сделано у нас вообще, и что было сделано в странах Прибалтики и Восточной Европы в первую очередь – это обновление власти – решительная замена старого административного аппарата всех уровней (районов, городов и областей, а не только парламента и правительства) новыми современными руководителями, знающими и понимающими законы рыночной экономики.
Главным субъектом рынка во всех цивилизованных, развитых странах является предприниматель – это он создает рабочие места, производит товары и услуги, платит налоги. Власть должна помогать ему в этом, а не опутывать цепями запретов и ограничений, налагать санкции, брать взятки.
Юрий МИРОШНИЧЕНКО: Чиновник должен быть не противником, а союзником простых граждан, и в том числе предпринимателей. Для этого он должен разговаривать с ними на одном языке. Он должен мыслить по-новому. А наши сегодняшние чиновники работали еще в советское время, еще тогда многие из них погрязли в коррупции и бюрократии, превратились в безынициативных аппаратчиков. Они не способны измениться. Поэтому мы и говорим, что пока в районные, городские, областные администрации и советы не придут новые, современные, профессиональные руководители, ничего не поменяется. Можете даже не сомневаться. Именно поэтому мы считаем обновление власти – первым и самым важным условием возрождения Украины. Это наша цель.
Смущает меня только одно. Управление государством (пусть даже на уровне маленького района) – это очень сложная и ответственная работа. Здесь просто необходимы мудрость и опыт. Будет ли достаточно того и другого у новых молодых руководителей? Как бы не наломали они дров на новом месте.
Юрий МИРОШНИЧЕНКО: Средний возраст польского чиновника – 35 лет (а в Эстонии 28), и, как видите, дров они там не наломали (Эстония, например, первая в Европе по темпам развития). Ведь люди, воспитанные в условиях рынка, уже прошли школу менеджмента и управления, только теперь им приходится управлять эффективной деятельностью не своего отдела, департамента или компании, а своего района, города или области. Подход все равно остается тем же. Это во-первых. Во вторых, уволить всех – это, конечно, не метод. Две трети руководителей нового поколения и треть более опытного старшего – это оптимальное сочетание, разумный баланс энергии и мудрости, гарантия успешных реформ.
Глядя на сегодняшнюю Польшу, сегодняшнюю Эстонию и Венгрию, сравнивая их с сегодняшней Украиной, просто перестаешь сомневаться: обновление власти абсолютно и безусловно необходимо. Если мы хотим жить как настоящие люди, в цивилизованной, развитой стране.