Похоже, «мер всіх киян» намертво приковал внимание общественности к своей персоне. И, надо полагать, виной тому совсем не демократичные билборды, облепившие столичные бульвары и дороги и, по-видимому, свидетельствующие о начале предвыборной кампании г-на Черновецкого, а довольно неоднозначная политика «народного» мэра. О ней сегодня неистово спорят, много читают и, конечно же, остро пишут. Впрочем, как и о том, долго ли продлится безраздельное правление Леонида Михайловича. Причем слухи о возможных перевыборах мэра и Киеврады не только не прекращаются, но и занимают мысли и сердца все большего и большего количества как рядовых противников киевского головы, так и желающих поцарствовать на столичном троне. В этой связи нам показался интересным напечатанный выше материал. По нашему мнению, этот, безусловно, дискуссионный и полемичный интеллектуальный продукт, несмотря на целый ряд вопросов, которые мы для себя вынесли на поля, достоин газетной полосы в силу хотя бы одной причины.
Оппонирующие нынешнему мэру авторы предприняли попытку разобраться в причинах сложившейся ситуации с точки зрения существующего законодательства. И обратили внимание на то, что власть в главном городе страны оказалась практически отданной на заклание одному человеку. И не важно — Черновецкому ли, Иванову, Петрову или Сидорову. Демократу, автократу или диктатору, главное — в единоличное, безраздельное и почти бесконтрольное пользование. Честно говоря, как для европейской столицы, это не самая перспективная ситуация. И в плане репутации среди давно политически цивилизовавшихся соседей, на которую Киев недвусмысленно претендует. И в плане общего настроения мегаполиса, который снаружи раздирает национальный политический кризис, а изнутри подтачивает местный.
Правда, подобные железные рамки, в которых оказалась столичная община, внимательно наблюдающая за происходящим с ее коммунальной собственностью и землей, обеспечили ей одно преимущество — равнодушных к городским проблемам сегодня нет. А если и есть, то только в силу общего недоверия к дискредитировавшим себя политическим силам всех цветов и калибров, которое жители столицы маскируют за кажущимся безразличием. По меньшей мере, к одному из таких выводов пришли представители социологической службы Центра Разумкова в ходе одного из своих последних исследований. На тему «Кто виноват и что делать в столице» разумковцы побеседовали с 807 респондентами разных возрастных категорий. Скажем сразу, общественное мнение не щадит одиозного мэра, обозначая самые острые углы и высвечивая самые темные стороны правления его команды.
Как оказалось, 67 процентов киевлян считают, что события в Киеве, как, впрочем, и во всей Украине, развиваются в неверном направлении, и только 14 процентов убеждены, что все идет хорошо. В первую пятерку проблем, с которыми местная власть, по мнению общественности, не справляется, вошли высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, обеспечение социальным жильем, коррупция, низкие заработная плата и пенсии, а также высокие цены на лекарства и медицинские услуги. Логично, что эти же жизненные трудности больше всего гнетут киевлян дома и на работе.
54 процента респондентов убеждены, что проблемы в городе сегодня не решаются так же, как не решались они и при Омельченко. Виной тому, по мнению горожан, банальная защита властью собственных интересов и лоббирование интересов бизнес-структур, к которым имеют отношения местные чиновники. Так считают 24 процента киевлян. Такое же количество членов городской общины — носители досадных воспоминаний о взятках местным чиновникам. В том же, что к их мнению прислушиваются в верхах при принятии каких-то решений, уверены аж 0,4(!) процента жителей столицы.
Из осведомленных деятельностью фракций, сформированными партиями и блоками в Киевраде, 31 процент одобряют действия фракции БЮТ, 19 процентов — Блока Кличко, 16 — «Нашей Украины». Политику Блока Черновецкого не поддерживают 56 процентов киевлян. А позицию регионалов, стабильно пребывающих в большинстве Черновецкого, не одобряют 48 процентов. При этом показательно, что в открытом конфликте власти и оппозиции 37 процентов киевлян не поддерживают ни одну из сторон. В связи с чем показательно и то, что только 27 процентов горожан вообще что-то слышали или читали о деятельности фракций, созданных партиями и блоками в Киевраде. Подавляющему же их большинству — 62 процента — ничего об этом не известно. И это несмотря на регулярные прямые трансляции из сессионного зала ТРК «Киев». Надо полагать, проблемы здесь не только в рейтинге ручного канала власти, а, как удалось выяснить в ходе опроса, — ментальной традиции населения возлагать ответственность на всенародно избранного мэра с конкретной фамилией, а не на безликий партийный список.
Так, более половины столичных аборигенов во всех бедах и грехах, происходящих в Киеве, винят именно городского голову. При этом 45 процентов опрошенных категорически недовольны деятельностью мэра, а 33 процента — скорее недовольны, чем довольны. 60 процентов киевлян поддержали бы его отставку, а 19 воздержались бы на этот счет. И, тем не менее, 43 процента ратующих за отставку Черновецкого киевлян вряд ли согласились бы выйти на улицу и принять участие в открытых акциях протеста в поддержку референдума об отставке городского головы. Однако это обстоятельство нисколько не мешает опрошенным рассуждать на тему своего возможного выбора в случае, если перевыборы все-таки станут реальностью.
В этой связи показательна и отчасти неожиданна четверка лидеров из, заметим, немалого списка претендентов на мэрский трон. Как бы ни уравнивали в безответственности нынешнего мэра с предыдущим, 13,8 процента киевлян остались верны Сан Санычу и отдали бы ему свой голос, если бы выборы состоялись. 10 процентов жителей столицы продолжают возлагать надежды на Виталия Кличко, который хоть и растерял часть фракции в Киевраде, зато пребывает в стабильной оппозиции к Черновецкому. 9,8 процента своего электората в постоянном тонусе удается держать и самому Леониду Михайловичу, что вывело его на третью позицию рейтинга Центра Разумкова. А вот на четвертой со своими пятью процентами обосновался лидер Гражданской самообороны, а теперь и человек «команды президента» Юрий Луценко.
Кстати, насчет команд поддержки потенциальных кандидатов также вырисовалась интересная картина. Так, если кандидата поддержит Юлия Владимировна, то за него готовы проголосовать 13,9 процента избирателей. И это потолок для протеже. В этой связи возможный кандидат от БЮТ Николай Томенко со своим 1,2 процента, который, несомненно, продолжает лелеять мечту о столице, может также надеяться на попадание в пятерку лидеров. Как, впрочем, есть шансы усилить свой авторитет и у Юрия Витальевича. Правда, если о его поддержке заявит президент (9,6 процента дополнительной поддержки для протеже) и… промолчит глава секретариата. 41 процент киевлян, уверенных в том, что они никогда не проголосуют за кандидатуру, поддержанную Балогой, действительно впечатляет.
Однако расстановка сил в четверке возможных фаворитов возможной избирательной гонки заметно меняется, если респондентам предлагали укороченный список претендентов. Лидером в этом случае стал Кличко (17,8%), вторым — Луценко (14,2%), третьим — Черновецкий (13,2%). Четвертое место с заметным отставанием от лидеров разделили г-да Томенко и Катеринчук с 5,2 процента.
В этой связи нам также показалось важным поинтересоваться у фаворитов рейтингов их мнением в отношении происходящего в столице. Мы задали им одни и те же вопросы, которые сформулировали следующим образом:
1. Возможны ли, по вашему мнению, досрочные выборы мэра в столице?
2. Будете ли вы способствовать тому, чтобы они состоялись?
3. Намерены ли вы принимать в них участие?
Заметим, что все респонденты «ЗН» довольно осторожно отреагировали на нашу инициативу, стараясь при ответах избегать острых углов. А некоторые, как, к примеру, г-н Омельченко, вообще предпочли скромно промолчать. Что ж, подобная выжидательная позиция претендующих на столичную власть политиков вполне объяснима. Хотя бы фактом нынешнего активного процесса формирования партийных списков и блоков политических сил, баллотирующихся в парламент.
Понятно и то, что в сложившейся ситуации особо некомфортная позиция у г-на Черновецкого, который, в отличие от своих соседей по рейтингам, не мечтает о власти, а боится ее потерять. Потому Леонид Михайлович достаточно скептически относится к активному педалированию темы в СМИ и не комментирует никаких прогнозов на этот счет. Единственным, кто согласился пролить свет на позицию заседателей с Хрещатика, 36, оказался первый зам Черновецкого Анатолий Голубченко.
Виталий Кличко, лидер одноименного блока Киеврады:
— В нынешней политической ситуации, сложившейся в Украине, думаю, возможно все. В том числе и досрочные выборы мэра столицы. Основанием на этот счет, по моему мнению, может стать решение высшего законодательного органа страны, то есть парламента. Я, как и многие политики, сегодня уверен, что парламент решится на такое решение только в случае победы на досрочных выборах демократических сил и переформатирования парламентской коалиции. Это во-первых.
Во-вторых, с моей стороны как-то способствовать этому процессу, а тем более в статусе лидера фракции Киеврады, вряд ли возможно.
Что же касается моего участия в избирательной кампании, если она все-таки станет реальностью, то я неоднократно заявлял, что хочу помочь родному городу выйти из той сложной ситуации, в которой он сегодня находится. Для этого, естественно, нужно быть мэром Киева.
Анатолий Голубченко, первый замглавы Киевской госадминистрации:
— Выборов в Киеве не будет. По меньшей мере, в ближайшие три года в соответствии с действующим законодательством. Так, ст. 79 закона о местном самоуправлении в Украине гласит, что городской голова избирается территориальной общиной города на основе общего равного прямого избирательного права тайным голосованием. Полномочия городского головы считаются досрочно прекращенными только в случае: а) его обращения с личным заявлением к соответствующему совету о сложении полномочий; б) прекращения гражданства; в) приобретения законной силы обвинительного приговора; г) нарушения требований, касающихся ограничений совмещения деятельности с другой работой; д) признания его судом недееспособным; е) смерти.
Как видите, оснований для перевыборов нет. Что же касается референдума об отставке мэра, о котором сегодня так много говорят, то уверен: две трети Киеврады никогда не проголосуют за решение о его проведении.
Все остальные политические инсинуации, в том числе и разговоры о возможном разделении полномочий мэра и главы государственной администрации, я расцениваю как слухи и провокации. Мне кажется, сегодня уже и школьник знает, что в соответствии с законом о столице столичная государственная администрация олицетворяет исполнительный орган Киеврады. В этом и весь фокус этого закона и решения Конституционного суда, которое было принято, когда прежний президент пытался изменить статус киевского мэра. В решении черным по белому написано, что главой администрации президент может назначить только всенародно избранного городского голову.
В то же время не могу не согласиться с тем, что такая ситуация объективна только до тех пор, пока действует нынешний закон о столице. Если же в него внести изменения, то все может быть… Однако подобных целей перед собой нынешний парламент определенно не ставит. Будем надеяться, не поставит и следующий. Хотя желание править столицей вполне логично для любой политической силы, стремящейся закрепить свою власть во всей стране. И именно это обстоятельство, по моему мнению, объясняет многое происходящее в Киеве.
Юрий Луценко, лидер предвыборного блока «Наша Украина — Народная самооборона»:
— Досрочные выборы в столице я считаю не только возможными, но и необходимыми. Думаю, что киевлян нельзя лишать шанса на исправление ошибки, допущенной в прошлом году. Лично я делаю все от меня зависящее, чтобы в основных документах нашей политической силы, в первую очередь, в предвыборной программе, было записано, что мы решительно выступаем за очищение столичной власти.
С моей точки зрения, правовые основания для проведения досрочной кампании в Киеве есть, и старт ей должно дать соответствующее решение новой Верховной Рады. Мне кажется, было бы целесообразно, чтобы выборы прошли в начале следующего года.
Буду ли я принимать в них участие? Я — человек командный, и мое ближайшее политическое будущее зависит от того, где именно наша команда посчитает нужным использовать мои знания, опыт и энергию — в парламенте, в правительстве или в органах столичной власти.