ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Поделиться
После трагедии 27 июля во Львове вся Украина вынуждена была снова повернуться лицом к проблемам Вооруженных Сил (ВС) Украины...

После трагедии 27 июля во Львове вся Украина вынуждена была снова повернуться лицом к проблемам Вооруженных Сил (ВС) Украины. Военные на критику в свой адрес со стороны общественности, политических деятелей и прессы, как заклинания, твердят одно: дайте больше денег, и все будет хорошо. И эти заклинания уже начинают действовать. На 2003 год финансирование ВС обещают значительно увеличить. Только никто не говорит, откуда эти финансовые средства возьмутся: со статьи расходов на образование и науку, на охрану здоровья или с какой-либо другой статьи, где «есть избыток финансирования». По-моему, уже все знают, что все статьи расходов у нас приблизительно одинаково недофинансируются. И уже стало аксиомой, что военным во всем мире во все времена денег не хватало. Также многие понимают, что 2% расходов от ВВП на оборону в Украине и в Польше — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Украинские два процента — это около 770 млн. долл. США, а польские — более 3 млрд. долл. Нарушение уже сложившихся правил формирования государственного бюджета в сторону его «перекоса» в военном направлении автоматически сделает наш бедный народ еще более бедным и чуть больше защищенным от внешней агрессии, в возможность которой сами военные уже не верят.

Надо уметь ждать и решать задачи при существующих условиях и недостаточном финансировании. При стабильном ежегодном приросте на 5% ВВП Украины в 2015 году будет приблизительно равен ВВП Польши 2001 года. Вот тогда ВС Украины и получат более 3 млрд. долл. США, на которые Польша планирует содержать 150 боевых самолетов и 150 тыс. человек личного состава. На 01.01.02 г. Польша имеет 201 боевой самолет и 167 245 военнослужащих. В 2002 году Польша выделила для своих ВС 3,43 млрд. долл., или 1,9% от своего ВВП. В Украине в 2002 году на содержание ВС выделено 2,34% ВВП. Для сравнения доли ВВП, выделяемой на оборону в Украине и в Польше, расчет производился по «натовским» правилам. По «украинским» же правилам расчета (без учета пенсий военнослужащим) Украина тратит на оборону 1,68% ВВП, а Польша — 1,51%.

Поскольку тема финансирования и обеспечения ВС весьма обширна, мы сосредоточимся пока только на одной проблеме — состоянии Военно-воздушных сил (ВВС) Украины, и прежде всего на боевой подготовке.

С учетом запланированных средств на закупку ГСМ для ВС Украины на год выделяется 80 тыс. тонн авиационного топлива. Его хватает на 19047 полных заправок МиГ-29 (без подвесных баков). При средней продолжительности полета 2 часа этого количества керосина хватает на 38095 часов налета для 190 летчиков при 200 часах налета в год или для 380 летчиков при 100 часах налета. Это, конечно, весьма упрощенная методика, основанная на предположении, что вся авиация ВВС состоит из МиГ-29. В то же время в ВВС Украины имеется (вернее, имелось, так как для расчетов приходится использовать устаревшие австрийские данные по составу ВВС Украины, наших открытых данных нет):

l Су-27 — 66 ед.

l МиГ-29 — 146 ед.

l Су —25 — 34 ед.

l Су-24 (М, Р) — 207 ед.

l Су-17М3,4 — 41 ед.

l Ту-22М3 — 28 ед.

Всего около 500 боевых самолетов. Кроме того, в украинских ВВС много транспортных и специальных самолетов. По последним официальным сообщениям, на сегодня в ВВС Украины насчитывается около 800 самолетов. В начале 90-х годов их было около 1500. Значит, за 10 лет «растворилось» около 700 машин (списано — N, продано — X, разобрано на запчасти — Y).

В то же время вооруженные силы Германии, численность которых приблизительно равна численности ВС Украины, в своих ВВС имеют около 407 боевых самолетов и только двух типов: «Торнадо» — 260 ед. «Фантом 2» — 147 ед.

С учетом того, что заправка самолета «Торнадо» без подвесных баков составляет 4,7 тонны керосина, для истребителей ВВС Германии необходимо около 127 тыс. тонн керосина в год для обеспечения налета 200 часов в год каждым самолетом.

Германия в 1997 году имела ВВП 2,32 трлн. долл., Украина в 2001 году — 0,038 трлн. долл. или в 61 раз меньше. Естественно, Украине следует привести количество боевых самолетов в соответствие с возможностями экономики государства, ее бюджетом. В Германии на законодательном уровне это сделано просто и элегантно. Опыт, приобретенный ею в результате участия в двух мировых войнах, нашел отражение в статье 87а Конституции ФРГ, которая была принята 23 мая 1949 года. Эта статья гласит: «Союз формирует ВС для обороны. Их численность и основа их организации определяется бюджетным планом».

Задумываясь над глубоким содержанием столь короткой формулировки, за которым фактически стоит история государства и две мировые войны, начинаешь задавать себе и окружающим вопрос: причем тут внешние угрозы, на которые так любят ссылаться наши генералы, когда говорят о численности ВС Украины? Если мы такие умные, а они нет, то почему они живут лучше нашего и порядок у них в ВС есть, а у нас нет?

По-моему, на сегодня наша самая большая угроза — в нас самих, в нашей слабой экономике. Давайте сложим все жертвы, которые мы имеем за 10 лет независимости — от деятельности ВС Украины, на шахтах, дорогах, в результате разгула криминала, от пожаров, — и получим ужасные цифры, которые еще никто не обнародовал. А ведь это сфера деятельности силовых структур по защите и спасению граждан нашего государства. К ним относятся ВС Украины, МВД, МЧС вместе с военизированными горноспасательными отрядами. Это все составные части военной организации государства общей численностью около 1 млн. человек.

Возвращаясь к Конституции Германии, мы видим, что бюджет в мирное время в этой стране является базовой точкой отсчета для определения численности вооруженных сил. За вторую точку отсчета можно принять норму расходов ВВП на оборону, рекомендованную в НАТО, которая не очень заметно, но со знаком минус отражается на материальном положении населения государства. НАТО, куда Украина планирует вступить со временем, считает, что 2% ВВП — достаточные расходы на оборону. Государства, население которых живет побогаче, тратят на это еще меньше. Так, например, Австрия расходует на оборону 0,73% ВВП, Швейцария — 0,9%, Финляндия — 1,4%, Швеция — 1,68%. За третью точку отсчета можно взять качество военной техники и вооружения наших соседей и подготовленность их личного состава. Наличие этих трех точек отсчета позволяет построить некую плоскость и обозначить на ней границы — критерии для сравнения, совпадающие с принятыми нами точками отсчета. На такой плоскости можно «разместить» украинские ВС с соответствующими им размерами заданных критериев. В нашем случае это даже не все ВС, а только ВВС Украины.

С учетом вышесказанного и того, что в нашей статье речь идет о военной авиации (в которой истребительная авиация — а сегодня это фактически истребительно-бомбардировочная — служит в первую очередь для решения задач обороны, в отличие от бомбардировочной), можно сделать предварительные выводы о ее возможной численности и составе для Украины. В первом приближении это 150—200 самолетов Су-27 и МиГ-29.

В ближайшей перспективе, если все ВВС будут строиться по оговоренному алгоритму или, иначе, «правилу трех точек», то МиГ-29 могут быть доработаны для действия по наземным целям за счет средств, вырученных на сегодня от продажи лишней авиационной техники. В перспективе эти самолеты можно заменить на новые истребители 5-го поколения «Грипен», которые по всем основным показателям превосходят МиГ-29 и в то же время расходуют меньше топлива. Так, полная заправка «Грипен» во внутренние баки требует 2,27 тонны, в то время как МиГ-29 — 4,2 тонны. При этом «Грипен» имеет большую дальность и больше берет боевой нагрузки, чем МиГ-29 при максимальном взлетном весе на 4 тонны меньше. Видимо, учитывая высокие тактико-технические характеристики «Грипен», Венгрия заключила договор о приобретении 14 таких самолетов. О закупке этого же типа самолета серьезно задумываются Польша, Чехия, Австрия.

Целесообразно рассмотреть возможность реализации промежуточного варианта для «поддержки штанов» — повышения налета летным составом за счет введения в штат истребительных полков самолетов типа L-39, которых в Украине в начале 90-х годов было 430 штук (списано — N, продано — X, разобрано на запчасти — Y; сколько осталось?). Этот самолет имеет полную заправку 0,98 тонны. То есть при наличии в штате полка четырех самолетов L-39 можно иметь налет 90 часов в год на МиГ-29 и 42 часа на L-39 — всего 132 часа вместо 100, если 1/10 часть годовой нормы топлива использовать для полетов на L-39.

Как видим, вариантов выхода из безвыходного, с точки зрения наших военных, положения украинских ВВС (и даже без существенных финансовых инъекций) довольно много. Конечно, это ориентировочные расчеты, но они могут послужить реальной основой для разработки планов кардинального реформирования ВВС Украины.

Реализация предлагаемых мероприятий позволит без затраты дополнительных средств догнать и в недалеком будущем даже перегнать по боевым возможностям авиации ближайших соседей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме