Власть выходного дня

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Власть выходного дня
Стране нужны консолидированные государственные решения по борьбе с эпидемией, а не публичные разборки между Центром и мэрами.

Тактика без стратегии — лишь мельтешение перед поражением. Прервавшийся летаргический сон «стратегов» из Кабмина вдруг предъявивших стране новую форму карантина (с закрытием на выходные кафе, ресторанов, клубов, парикмахерских и пр.) — дал старт очередному витку противостояния центральной власти и местного самоуправления.

В пятницу утром креативный предприниматель создает в Тернополе «Братство лысых», объявляя свой пивной бар «Лысый» — храмом. С благословения мэра Сергея Надала, естественно.

Уже к вечеру всегда выдержанный в отношениях с Киевом Андрей Садовый на полном серьезе заявляет, что выходные во Львове отныне — понедельник и вторник, тем самым распахивая двери клубов и ресторанов для посетителей.

В субботу мэр Днепра Борис Филатов переводит стрелки на «приболевшую» городскую комиссию по чрезвычайным ситуациям, в которой, «увы, нет кворума». А значит — город не может выполнить распоряжение Кабмина.

Премьер тут же напоминает о превышении полномочий и санкциях, полиция — заикается об ответственности, но к воскресенью уже вообще никто не парится что либо пояснять центральной власти: ленты Фейсбука заполнены постами посетителей открытых по все стране заведений.

Господа, вы серьезно? Вы правда считаете, что у вас есть время состязаться в изобретательности взаимных «подножек», вместо того чтобы подставить стране плечо? Вы действительно уверены, что наблюдая за происходящим, мы должны кому-то из вас аплодировать?

Когда власть заточена на пиар, а ее медиаменеджеры ответственно заявляют, что президент точно больше, чем «видосик», но тютелька в тютельку — видеоблог, власть эта может быть о чем угодно, но только не кропотливой и системной государственной работе. Потому решения, которые продуцирует такая власть, всегда будут поддаваться заслуженной критике. Карантин выходного дня — из этой бесталанно написанной оперы. Потому что неэффективен в достижении главной цели — разорвать цепочку заражений и дать власти еще один шанс помочь медикам удержать ситуацию.

Если взвешивать на страшных, но реальных весах — здоровье людей  или экономика страны — то куда бы мы ни подставляли гирьки исходя из собственных ощущений, отсутствие здоровых людей на работе в любом случае ударит по экономике. Поэтому у власти должна быть смелость для того, чтобы принимать жесткие решения.  Даже если она, не понравившись половине страны, потеряет в рейтинге.

В этой связи вполне объяснима позиция Арсена Авакова, который, являясь сторонником полного трехнедельного локдауна, воздержался при голосовании. (Не поддержали карантин выходного дня также министр культуры Александр Ткаченко и «цифровой» вице-премьер Михаил Федоров). Правда, не совсем ясно, готово ли ведомство Авакова в случае подобного шага обеспечить соблюдение жесткого карантина. Когда в Европе весной полиция повально штрафовала за нарушения, в Украине — только делала вид.

В любом случае обсуждаемая нами тема — повод для серьезной профессиональной дискуссии на уровне государства. Когда Центр обязан обеспечить наличие такой дискуссии и присутствие в ней компетентных людей (медиков, ученых, экспертов связанных областей), принимая в результате согласованные стратегические решения. А местные власти должны обеспечить их имплементацию у себя в громадах. Точка. Для государства мыслящего стратегически.

У мельтешащих и бесхребетных все работает по-другому. В игры антикарантинного разума по следам весенне-летних ограничительных постановлений Кабмина были втянуты мэры, бизнес, Верховный и Конституционный суды, которые в итоге вынесли свои решения, дающие лазейки всем несогласным оппонировать Центру. Причем с прямой отсылкой на возможные иски в Европейский суд по правам человека.

Сегодня же взбунтовавшиеся мэры (мы не забыли, что громады выживают за счет налогов бизнеса) опираются статью 30 закона «О местном самоуправлении». В Ассоциации городов Украины (АГУ), комментируя ситуацию и в общем-то не поддерживая «лобовые» столкновения мэров и Киева, уточняют, что местные власти все-таки имеют право устанавливать удобное для жителей города время работы учреждений торговли, питания и бытового обслуживания. В коммунальных — простым распоряжением. В случае с частниками — достаточно всего лишь письменного обращения собственника ресторана «Велюр» к городской власти для того, чтобы проблема была решена в его пользу.

При этом никто не вспоминает статью 29 Закона «О защите населения от инфекционных болезней», где черным по белому написано, что карантин устанавливается и отменяется Кабинетом министров Украины, который также устанавливает временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, возлагаемые на них.

Но здесь — стоп, ибо есть риск увязнуть в хитросплетениях норм и статей. Которые, кстати,  все это время никто даже не попытался  расплести. Разве не дико, что скоро год как весь мир борется с вирусом, вакцины нет, ВОЗ не дает никаких определенных прогнозов на счет сроков преодоления пандемии, а правительство Украины не имеет ни воли действовать,  ни ключевого юридического пазла, обеспечивающего выполнение своих решений? При том, что варианты таких решений предлагаются. Тот же СНБО модерировал дискуссию о введении чрезвычайной эпидемиологической ситуации, а также возобновлении системы эпидемиологического контроля через специальные законы. Боитесь возвращения коррупционной составляющей? Так не копайте в направлении возобновления проверок для обилечивания бизнеса, а создавайте реальные рычаги для действий государства на период пандемии. Делайте хоть что-то. Другой реальности уже не будет.       

В сложившейся ситуации очевидно также, что дело не только в отсутствии у центральной власти стратегии, не только в юридическом обеспечении ее беспрекословного выполнения, но еще и в том, что мэры даже в такой критической ситуации не слышат центральную власть и принимают решения вразрез с постановлениями правительства. Почему? Причин несколько.

Налицо — отсутствие коммуникации Банковой с местным самоуправлением. Обозначившееся в период первой весенней волны борьбы с пандемией противостояние еще более усилилось во время местной избирательной кампании. Центральная власть, сражающаяся за будущие мандаты, перешла на абсолютно ручной режим взаимодействия с местным самоуправлением. Действующие мэры были выведены как за скобки формального протокола тех же встреч главы государства в аэропорту (а Зеленский посетил практически все областные центры), так и закона. Давление силовиков на оппонентов власти носило повсеместный характер.

7 сентября (в разгар кампании) мэры 54 городов Украины подписали обращение к президенту Зеленскому с просьбой сесть за стол переговоров с правлением АГУ. Власть не отреагировала ни тогда, ни после выборов. Что на фоне второй волны пандемии и непосредственной ответственности местного самоуправления за имплементацию решений Центра — недопустимо. Смещение первого зама главы ОПУ Сергея Трофимова, курирующего региональную политику, превратилось в бессмысленный фарс. А как иначе, если меняют шило на мыло? Зеленский ставит на ключевое внутриполитическое направление пиарщика Тимошенко — чтобы что? У нас нет ответа на этот вопрос. Вряд ли он есть и у местного самоуправления.

Власти громад, по сути оплатившие из своих бюджетов борьбу с первой волной эпидемии замерли в ожидании обсуждения и разъяснения стратегии дальнейших совместных действий. Но ничего этого не происходит. В прошлую среду Кабмин, проваливший подготовку ко второй волне, проголосовал постановление о введении карантина выходного дня без каких-либо консультаций. В пятницу Д.Шмыгаль собрал общий селектор с участием губернаторов, мэров областных центров и представителей территориальных органов центральной власти. И, знаете, мэры начали задавать вопросы. А почему центральная власть ничего не делала все эти месяцы? Куда пошли деньги с ковида? Разве «большая стройка» актуальнее борьбы с эпидемией? Где брать средства на концентраторы и баллоны?

«Я беру их у бизнеса и предпринимателей, которые платят налоги, — рассказывает ZN.UA мэр–участник селектора. — Но в то время как президент и министры вещают на камеру о каких-то льготах и помощи бизнесу, налоговики  нам прямо заявили, что будут штрафовать за невыполнение налогового законодательства, в том числе за субботу-воскресенье. Руководствуясь налоговым кодексом. Понимаете? А зам министра здравоохранения Степанова теперь на полном серьезе предлагает бизнесу «превращать проблемы в новые возможности» и «идти работать в больницы, которые нуждаются в рабочих руках». Сюр. На самом деле у нас очень много вопросов к центральной власти, на которые, к сожалению, у нас же есть свои ответы. Почему была провалена плановая вакцинация? Просто не закупили вакцины. Ого! Житомиру выделили 50 доз, а Одессе — 100. Хотя мы сидели в приемных Минздрава и просили подписать разрешения на закупку за свои деньги. Вы выделили 895 миллионов на кислород? Но ведь мы говорили об этом еще в сентябре, а сейчас — ноябрь, и согласно процедуре города получат кислород не ранее середины декабря. В то время как эпидемия распространяется в геометрической прогрессии».

Вряд ли стоит ожидать от премьер-министра Дениса Шмыгаля каких-то искренних комментариев и ответов на этот счет. Если бы они были, то ни он, ни министр здравоохранения Степанов, ни главный санитарный врач Ляшко не сидели бы все лето в ожидании указаний с Банковой. Тут, кстати, уместно вспомнить и поблагодарить экс-главу ОПУ Андрея Богдана, некогда убедившего Зе, что все основные государственные решения должны приниматься в ОПУ.

Понятно, почему Богдан приучал своего воспитанника к мысли, что его офис — пуп земли. Будучи единственным в команде, кто знал, как работает государственная машина, экс-глава ОПУ полагал, что справится с управлением сам. Однако в какой-то момент ящерица отбросила хвост, а тельце, приученное к тому, что должно править самостоятельно, — осталось. Без понимания как работает государственная машина, какие задачи ей ставить, какие приоритеты определять и как делить скудные ресурсы.

Нет сегодня в стране Кабмина. Никто в упор не видит ни Шмыгаля, ни Степанова, ни Чернышова (это — министр развития громад и территорий, если что). Зе слишком часто повторял, что он главный на районе. Народ оказался злопамятным.

По нашей информации, АГУ готовит очередное обращение городских голов к президенту со своими предложениями. Мэры призывают к диалогу и совместным стратегическим решениям. Жесткого локдауна, правда, в перечне их предложений нет. Главы громад, взвешивая здоровье и работу, ожидаемо делают ставку на работу и настаивают на распространении на всю страну опыта использования приложения «Дій вдома». Весной государство посредством этого приложения работало с прибывающими в страну иностранцами. Киев его модернизировал и привлек к работе на горячих линиях «продажников». Они обзванивали всех прибывших в страну и убеждали соблюдать правила самоизоляции. Люди, отслеживающие динамику передвижений абонентов, утверждают, что в 80% случаях это работало. Однако есть стойкое ощущение, что с этим методом в качестве основного, мы несколько опоздали.

Тем не менее правление АГУ и большинство мэров все-таки понимают, что скатываться в жесткое противостояние с Центром сейчас недопустимо. Тем более играть мускулами ради победы во втором туре, как это делают некоторые переизбирающиеся мэры. Да и предъявлять свои победные 82%  в пику немощной центральной власти, — тоже нельзя. Иначе все это психологически начинает смахивать на действия  черных риелтеров, пользующихся деменцией стариков ради своих дивидендов.  

Но осознает ли степень своей встречной ответственности Банковая?

Ребята, включайте наконец режим 24/7. У вас точно больше нет времени месяцами «увольнять Трофимова», «назначать Тимошенко», «формировать департамент региональной политики», «проводить консультации» et cetera. Вам кровь из носа необходимо прямо сегодня назначать встречу с представителями ассоциаций городов, местных рад и начинать предметный диалог с местным самоуправлением.

При этом вы точно можете ерничать или ругаться матом на областных селекторах в Zoom, можете даже бить друг другу морды при закрытых дверях на Банковой или Грушевского, но после — выходить к людям с консолидированным решением. Только тогда ни у одного мэров, ни у одной из местных рад не возникнет желания действовать вразрез с общей государственной стратегии.

Иначе система государственного управления рассыпается. Задыхающаяся беременная женщина сутки обзванивает столичные «прямые линии», но так и не получает консультацию; другая ковид-позитивная — в Черкассах — рожает ребенка под стенами роддома, куда ее не впустили; а кто-то третий, испугавшись или под давлением, удаляет из-под «видосика» президента видео из запорожской больницы, где коридоры стационаров забиты больными стариками.

Здесь все ваши президентские статусы, министерские и губернаторские кресла, а также мэрские рейтинги, не имеют никакого значения. Потому что вы все — преступники.

Другие статьи Инны Ведерниковой читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме