УКРАИНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ: МОЛОД, НЕБОГАТ. В МИНИ-ЮБКЕ И НА КАБЛУКАХ

Поделиться
Харьковская ассоциация «Журналистская инициатива» при поддержке посольства Великобритании в Украине осуществила проект «Пресса и общество...

Харьковская ассоциация «Журналистская инициатива» при поддержке посольства Великобритании в Украине осуществила проект «Пресса и общество. Права и ответственность». Он включает в себя результаты социологического исследования, объектом которого стала журналистская среда, и разработку проекта этического кодекса или правил профессиональной этики.

Для опроса выбрали 12 крупных городов и опросили 1041 журналиста, работающих на разных должностях в газетах, издательствах, теле- и радиокомпаниях, информационных агентствах всех форм собственности. Это были стандартизированные интервью в технике face-to-face по месту работы респондентов.

Можно сказать, что мы все, «акулы пера», посмотрели на себя в зеркало социологии. И что же там увидели?

Коллективный портрет в интерьере

Возраст и пол. В целом средний возраст журналистов составляет 37 лет. Почти половине работников СМИ (43%) не исполнилось и тридцати лет, особенно много молодежи трудится на телевидении. Судя по результатам опроса, в журналистике явно действует принцип «молодым у нас везде дорога». Более чем у половины редакторов (67%) стаж работы — менее 10 лет, в СМИ негосударственной формы собственности их доля еще значительнее (74%).

Наша журналистика все больше приобретает женские черты — прекрасных дам с диктофоном в сумочке среди «акул пера» более 55%. И хотя мужчины еще преобладают среди опытных «зубров» от 50 лет и старше, то среди тех, кому от 25 до 35 лет, процент женщин чуть ли не в два раза превышает долю сильного пола. Образование. Высшее и незаконченное высшее образование имеет подавляющая часть журналистов (91%), но окончанием журфака похвастаться могут далеко не все (41% опрошенных). Только около половины респондентов пришли в СМИ сразу после окончания соответствующего вуза, значительную долю составляют те, кто начинал трудовую деятельность инженером, учителем, геологом и т.д. и сменил профессию из-за угрозы безработицы. В этом смысле показательно, что пятая часть «акул пера» вообще не знает, какие учебные заведения в Украине готовят журналистов.

За последние пять лет менее половины журналистов (42%) повышали свою квалификацию, причем большинство из них — путем самообразования. Между тем большинство очень высоко ценят стажировку в редакциях известных изданий, стажировку за границей, занятия на курсах, в школах, мастер-классах, тренинговое образование (74%). Безусловными лидерами по возможности стажироваться за рубежом являются киевляне, они же чаще других высказывают мнение об эффективности такой формы повышения квалификации (24%). Менее всего ценят такую форму повышения квалификации журналисты Херсона и Днепропетровска (по 4%). С другой стороны, как стажироваться за границей, если только 7% работников пера свободно владеют английским языком, не говоря уже о немецком или французском? Несколько лучше ситуация у молодых профессионалов и редакторов — среди последних полиглотов вдвое больше, чем среди рядовых сотрудников.

Средства связи. В целом компьютер используют в своей работе 91% журналистов, хотя 27% отметили, что пользуются им только время от времени. Наиболее активно используют возможности ПК в развлекательных СМИ. Интернет и электронная почта доступны 70% журналистов, а мобильная связь — половине сотрудников редакций. При этом немалая часть опрошенных (12%) современные средства связи не используют вообще!

Материальное положение. На выбор респондентам дали пять вариантов ответов, последовательно описывавших различные уровни благосостояния. От практически нищенского положения — «денег не хватает даже на самые необходимые продукты» (6%) до уровня богатых — «живем обеспеченно, но осуществить некоторые покупки (квартиру, машину) пока не в состоянии» (15%). Подавляющее большинство ответов сосредоточилось в «вилке»: «вся зарплата уходит на продукты и необходимые недорогие вещи» (41%) и «денег в основном хватает, но приобретение товаров длительного пользования затруднительно» (38%). Могут купить практически все, что захотят, лишь 0,9% опрошенных.

Больше всего «богатых» — в Киеве (37%) и Житомире (22%). Меньше всего — в Черновцах (только 2%). Больше всего «нищих» в Херсоне (12%) и Черкассах (14%), меньше всего — в Киеве и Одессе (по 1%). Анализ показал, что журналисты в частных СМИ живут лучше их «государственных» коллег. А вот от тиража изданий материальное положение журналистов нисколько не зависит.

Понятно, многим денег не хватает — большинство журналистов (63%), от редакторов до корреспондентов, признались, что им приходится подрабатывать. От корректирования рукописей и подготовки рекламных текстов до работы в «командах» в период предвыборных кампаний и подготовки статей для «чужих» изданий. Практически все журналисты согласились, что такое совмещение нередко приводит к конфликту интересов, который в конечном результате подрывает доверие к СМИ и их репутацию как достоверного источника информации.

Жизненные ценности. На первом месте здесь стоит «интересная работа» (79%). «Материальное благополучие» занимает второе место — 61%. На общем фоне бессребрениками выглядят журналисты Чернигова, которые поставили эту ценность на 4—5-е место, при том что 49% из них признали себя бедными, а 10% нищими! Дальше по убывающей — «хорошее здоровье» (57%), «семейное благополучие» (56%), «друзья» (44%), «личная свобода» (40%), «любовь» (36%), «возможность развития» (35%), «деловой успех» (39%), «быть полезным людям, стране» (28%), «хорошие отношения с окружающими (26%)», «личное спокойствие» (22%), «приобщение к ценностям культуры» (21%), «гармоничная половая жизнь» (21%), «качественное образование» (15%), «популярность, общественное признание» (13%). Замыкает этот ряд «развлечения, отдых» (12%) и «власть над людьми» (2%).

Ради нескольких строчек в газете…

Проблемы. Удивительно, но факт, — существование каких-либо профессиональных проблем признают только 55% респондентов, причем руководителей среди них больше, чем корреспондентов. Причем более половины из них озабочены «отсутствием современного технического оснащения в редакциях» (63%). Рядом с этой трудностью меркнет все остальное. Следующая по значимости проблема — «отсутствие опыта в проведении журналистского расследования» — набрала лишь 24%. Дальше идет «отсутствие необходимых знаний» (14%), «отсутствие необходимых для журналиста качеств» и «трудности в построении материала и аргументации» (по 9%), «трудности при анализе и осмыслении фактов» (8%), «отсутствие практических навыков журналистской работы» (7%). «Отсутствие навыков общения» волнует и вовсе всего 2% журналистов.

Удовлетворенность работой. Социологи объединили здесь сразу два понятия — удовлетворенность работой как средством существования, так и способом реализации собственных возможностей. Больше всего журналисты «частично удовлетворены» своей журналистской судьбой (55%). Немалая часть «полностью удовлетворены» (23%), к ним примыкают те, кто только «частично не удовлетворены» (11%). «Полностью не удовлетворены» лишь 2%. Зато немало тех, кто «затруднились ответить», — 9%.

Свобода творчества. Подавляющее большинство журналистов считают, что они, как правило, «свободны в выборе тематики» материалов. Только 11% опрошенных «испытывают давление». Больше всего страдают в этом отношении редакторы частных изданий (давление со стороны собственника) и заведующие отделами (со стороны редакторов и собственников). А вот со скрытой и непрямой рекламой дела обстоят хуже. Более половины журналистов (53%) признали: им приходится готовить материалы такого характера по заказу собственника или клиента, который оплачивает публикацию.

Сотрудничество с властью. Удивительно, но этот пункт оказался для респондентов самым трудным из всего опросника. На вопрос о сотрудничестве с органами государственного управления 40% журналистов ответили, что они «деловые», 31% — «конструктивные», а 18% — «затруднились ответить». Еще больше затруднений составил вопрос о характере сотрудничества с муниципальными органами и общественными организациями. А уж отношения журналистов с депутатским корпусом и бизнес-структурами не смогли охарактеризовать соответственно 34% «акул пера».

Нравственные принципы. Исследователи задали журналистам вопрос: «Считаете ли вы, что журналистика должна регламентироваться этическими нормами?» Большинство (89%) считают такую регламентацию необходимой. При этом каждый десятый журналист — в основном молодежь до 30 лет — убежден: если нарушения нравственных норм способствуют повышению популярности издания, то нарушать можно.

СМИ как четвертая власть. Вопрос: «Можете ли вы утверждать, что сегодня СМИ являются четвертой властью?» заставил ровно половину опрашиваемых признаться — «Нет». Почти четверть ответили «Да» (24%), примерно столько же «затруднились ответить» (26%). В своих властных полномочиях уверено немало киевских журналистов (34%), а самыми скептичными оказались их коллеги из Харькова (14%).

Членство в журналистских организациях. Понятно, что проблемы нужно решать, а корпоративные интересы — защищать, в том числе с помощью журналистских организаций. Увы, примерно каждый пятый респондент (18%) не смог ответить на вопрос: «Есть ли в вашем городе журналистские организации?». 36% опрошенных являются их членами, но даже они плохо информированы о деятельности вышеупомянутых структур. Меньше половины респондентов (43%) считают, что «в общем знают о своей организации» и только 12% при ответе на вопрос «Как вы связаны с деятельностью журналистских объединений города?» указали, что совместно защищают свои интересы. Социологи комментируют эти цифры как определенную потерю журналистами групповой идентификации.

Как правило, журналисты остаются и вне политических организаций. Только 6% из них являются членами какой-либо партии, в основном это мужчины.

Не Бог, не царь и не герой

— Рамки журналистской профессии сейчас так размыты, что это уже стало опасно не только для нее самой, но и для общества, — комментирует результаты исследования председатель правления Ассоциации журналистская инициатива Ангелина Солдатенко. — Правда, в ходе тренингов и дискуссий по вопросам этического кодекса мы увидели, что все не так уж безнадежно. Только надо не спекулировать на этих проблемах, а реально работать всем вместе над их преодолением, в том числе и путем выработки профессиональных этических норм.

Мы изначально воспринимали этический кодекс именно как механизм саморегулирования, а не как «циркуляр». Отсюда и наша стратегия — создать его в самой профессиональной среде, вместе с журналистами, используя в качестве инструментов исследования, тренинги и дискуссии, экспертное мнение. Деятельность журналиста далеко не всегда можно уложить в рамки закона, очень многое приходится решать ему самому. Кстати, во многих европейских странах вообще нет специальных законов, регулирующих информационную деятельность. Ориентиром в этом случае становится Хартия о правах человека и профессиональные этические нормы.

Мы обратили особенное внимание на систему тренингового образования, в частности последипломного, и профессиональную этику. Именно в этой плоскости происходят процессы, разрушающие доверие общества к СМИ и их деловую репутацию. У журналистов нет другого выхода, как становиться саморегулирующейся средой, не ожидая того, что кто-то «сверху» или «сбоку», пусть даже самый демократичный и честный, будет решать за нее и для нее. Пресса должна стать корпоративной средой с механизмами саморегулирования, научиться жить на деньги читателя, а не спонсора. Уже сейчас ясно, что даже как форма пропаганды в рамках политических проектов СМИ не достигают своей цели, перестают быть интересными сначала для граждан-читателей (зрителей, слушателей), что мы сейчас и наблюдаем, а затем и для самих политиков.

Пьер Бурдье, один из крупнейших социологов ХХ века, писал, что журналистика никогда не может быть независима. Важен вопрос, чьим интересам она служит — обществу, власти или отдельным лицам.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме