Украинские «коробейники» и «коробки из-под ксерокса»

Поделиться
Виктор Ющенко ветировал скандальный законопроект 0924 о едином социальном взносе. Среди его претензий — реальный риск воскрешения «тендерной палаты» и общенациональной коррупционной схемы...

Знает только ночь глубокая,
Как поладили они...

Русская народная песня «Ох, полным-полна моя коробушка»

Виктор Ющенко ветировал скандальный законопроект 0924 о едином социальном взносе. Среди его претензий — реальный риск воскрешения «тендерной палаты» и общенациональной коррупционной схемы. Уже в сфере электронной отчетности в государственные органы. В проекте роль «электронной палаты» отводилась Методологической комиссии по вопросам отчетности.

Но «схема» не похоронена полностью. С осени 2008 года она продвигается на уровне министерств и ведомств. Пилотная площадка — ГНАУ, где готовится новый типовой порядок подачи отчетности в электронном виде. Он рискует стать типовым для сбора «дани» со всех коммерческих предприятий Украины.

Впрочем, сохраняется и риск повторного протягивания схемы через парламент. Ведь его руководство так и не озаботилось расследованием, почему и по чьей вине народные депутаты проголосовали «втемную» за проект 0924. Его электронная версия до сих пор отсутствует на сервере ВР. Нет ее и в комитете ВР по социальной политике. Секретарь комитета В.Вязив­ский («НУ—НС») сообщил «ЗН», что в аппарате ВР утверждают, что не занимались его тиражированием. Между тем, согласно расследованию интернет-издания proUA, почти все «подписанты» скандальных правок к проекту заявили, что они их не подписывали. А вот накануне голосования Михаил Папи­ев (ПР), инициатор скорого рассмот­рения проекта, был замечен вносящим в здание Рады коробки из-под ксерокса. Об этом говорил «ЗН» и Роман Зварыч («НУ—НС»). Предполо­жительно, в этих коробках находились копии законопроекта... Кто же тогда манипулировал волей 409 народных депутатов?

Но, может быть, в коробках было что-то другое? Например, в 1996 году задержали сотрудников предвыборного штаба Б.Ельцина, когда они выносили из Дома правительства такие же коробки. В них нашли не предвыборные плакаты, а... полмиллиона долларов. С тех пор «коробки из-под ксерокса» стали символом сомнительных политических сделок в постсоветских странах...

Судьи колядуют, а народные депутаты коробейничают... Где гарантии, что эти народные обычаи не повторятся вновь в стенах Рады?

Электронная отчетность: как это работает?

Однако вернемся к продвижению схемы на уровне ведомств. Са­ма идея подачи отчетности в органы власти с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) замечательна. В развитых странах мира электронные налоговые декларации скоро будут подавать не только все юридические лица, но и граждане. Выгодно всем. Бизнес и граждане экономят средства и время. Администрирование налогов становится действительно эффективным.

В Украине эти инициативы стартовали с принятием законов об ЭЦП и электронном документообороте. В 2004 году Госкомфинмониторинг (ГКФМ) стал первым принимать отчеты, подписанные ЭЦП. За ним последовала ГНАУ, однако полноценная подача налоговой отчетности в электронном виде началась весной 2008 года.

Сегодня регулярная подача
е-отчетности внедрена в ГКФМ, ГНАУ и Пенсионном фонде Ук­раины (ПФУ). Недавно такая возможность появилась в Госкомпред-принимательства (ГКРП) и Фонде занятости. Результаты достаточно скромные: в ПФУ около 4% субъектов хозяйствования воспользовались ЭЦП, в ГНАУ — от 20% (если считать только плательщиков НДС) до 1% всех субъектов хозяйст­вования, зарегистрированных в Едином госреестре, в ГКФМ — до 20% (см.таблицу). Подача отчетов с ЭЦП является добровольной.

Что нужно сделать, чтобы отправить отчет в электронном виде? Купить сертификаты ЭЦП в аккредитованном центре сертификации ключей ЭЦП (АЦСК). Всего в Ук­раине девять АЦСК. Из них ключевыми игроками являются «Арт-Мастер» (Master Key), «Инфраструктура открытых ключей» (ИОК), «Украинские национальные информационные системы» (УНИС), «Украинский сертификационный центр» (УСЦ; группа ООО «Интеллект Сервис», «Бест Звит») и госпредприятие «Украин­ские специальные системы» (УСС), основанное Госслужбой спецсвязи.

Далее скачать бесплатно (ПФУ, ГНАУ) или купить (ГКФМ; УНИС, «Бест Звит+») специальную программу, с помощью которой формируется и шифруется отчет для отправки. Заключить договор с адресатом–органом власти.

При этом перед покупкой ЭЦП и программ нужно удостовериться, что «приемная система» адресата-органа власти работает, например, с ЭЦП выбранного вами АЦСК. То есть «крипто-модули» вашей АЦСК должны быть встроены в «приемную систему». В идеале у всех адресатов должны быть бесплатные общедоступные форматы передачи приема данных. Которые бы работали со всеми АЦСК и программами. В Украине же идет перетягивание каната между АЦСК, адресатами....

Что в «коробушке» вместо «ситца и парчи»?

Первая редакция проекта приказа ГНАУ о Порядке централизованной подачи налоговой отчетности в электронной форме средствами телекоммуникационной связи появилась на сайте ГНАУ 5 ноября 2008 г. Третью версию обнародовали в конце января. Обсуждение-согла­сование продлится до 20-х чисел февраля, а с 1 апреля проект при­каза и сам порядок должны заработать.

Основная идея проекта Поряд­ка — подавать е-отчеты в одну точку: Центр обработки электронных документов ГНАУ (Центр). Сегодня предприниматели вынуждены их отправлять в одну из 780 инспекций ГНАУ, как сообщил «ЗН» Сергей Шевченко, директор департамента информационно-аналитического обеспечения ГНАУ. Очевиден целый ряд недостатков. Высока вероятность ошибок. Велики трудозатраты самих налоговиков. Разброс в форматах и технологиях АЦСК. По словам С.Шевченко, «это вынуждает ГНАУ постоянно обновлять программное обеспечение, менять форматы, что вызывает упреки налогоплательщиков».

Идея здравая. Но в нее может вселиться «схема»-паразит. В ее основе — монополизация подачи
е-отчетности частным посредником.

В первой, ноябрьской редакции проекта Порядка целый ряд норм явно преследовали эту цель. Во-первых, предприятие могло подавать е-отчет только через частного посредника-оператора. Его основная функция — проверка ЭЦП отправителя, фиксация отметки времени получения, отсылка квитанций-подтверждений о получении и отправка отчета в Центр ГНАУ.

В принципе идея специального оператора может быть не менее здравой, чем идея централизованной подачи. По словам С.Шевченко и Сергея Линника, гендиректора ООО «Интеллект Сервис», сегодня у налогоплательщика нет гарантии, что его е-отчет действительно принят. Спецоператор может стать неким электронным почтамтом. С.Линник уверен, что такими операторами должны стать именно частные компании, которые будут заботиться о клиенте. Однако, по мнению Светланы Зварич, главы «УНИСа», только казенное предприятие может выполнять такие функции. Зачем бюджет тратил миллионы на оснащение ГНАУ? В ответе на официальный запрос «ЗН» гендиректор «УСС» А.Дробаха сообщил, что в 2007 году «УСС» инициировало создание такого госоператора на своей базе, но средства на проведение таких работ выделены не были...». А Виктор Оноприенко, руководитель группы по созданию инфраструктуры открытых ключей, напоминает, что централизованная система подачи е-отчетов уже работает в ПФУ, на базе госпредприятия при Фонде. Без операторов-посредников.

Все эти дискуссии выглядели бы отвлеченными, если бы не несколько «но». Введение частного посредника-оператора уж слишком напоминает схему законопроекта № 0975, который проталкивался в прошлом году комитетом по экономической политике ВР во главе с А.Ткаченко, КПУ («ЗН», № 36, 2008 и № 3, 2009). Только в нем бизнес загоняли в «частный электронный рай» буквально через пару месяцев.

Как сделать «нужного» оператора монополистом? Поставить в Порядок «нужные» требования к оператору! Так, технологические решения оператора должны подтверждаться охранными документами, патентами (см. раздел 1, п.3; раздел 3, п.2, 4.1 ноябрьской версии). Это мы уже проходили при Тендерной палате. Тогда тендерная документация была оформлена в виде патента на народного депутата Антона Яценко (БЮТ) и В.Вруб­левского. Неизбежные роялти... Собственник единственного веб-портала «в законе» zakupivli.com тоже объяснял свою исключительность подобными документами.

В первой версии проекта оператор обязан передавать данные в Центр «специальными защищенными каналами связи». Это означает, что частная компания должна иметь доступ к Национальной системе конфиденциальной связи (НСКЗ), которой управляет «УСС». То бишь, кто первым договорится с ним, тот и станет монополистом. Кстати, только владельцу zakupivli.com удалось в свое время получить государственный аттестат соответствия требованиям закона о госзакупках.

Специальная программа, технологии АЦСК должны быть совместимы с теми технологиями и программами, которые использует ГНАУ. Требование обоснованное, но где гарантия, что технологии только одного оператора или АЦСК не окажутся самыми совместимыми? Кто будет принимать решение?

Представители Рады предпринимателей и Ассоциации плательщиков налогов (АППУ) высказывали «ЗН» свои опасения по поводу этих норм. А Госслужба спецсвязи упорно отказывала в выдаче согласования такого проекта Порядка.

В третьей, последней редакции проекта Порядка эти нормы исчезли, кроме требований по совместимости и спецпрограмме. Подавать е-отчетность можно как через частного оператора, так и напрямую в Центр ГНАУ. С.Шевченко говорит, что ГНАУ будет готова принимать е-отчеты со всей страны к марту—апрелю. С.Линник, работающий в ГНАУ с 1998 года, считает, что налоговой это по плечу. Да и электронная подача отчетов будет добровольной, согласно проекту... Опасения развеяны?

Отнюдь. Характеристика компании, которая разрабатывает централизованную систему, их только укрепляет...

Стоимость «коробушки»

Но сначала о цене вопроса. Есть оценки последствий внедрения прошлогоднего законопроекта о немедленном «электронном рае» («ЗН», № 36, 2008). Аудиторы оценивали затраты бизнеса только на приобретение ЭЦП и специального ПО более 3 млрд. гривен в год. По мнению Минфина, финансовая нагрузка на бизнес может достичь 10 млрд. гривен. Потери государст­ва могут составить около 3 млрд. грн. доходов бюджета в год...

На чем сможет зарабатывать оператор-монополист в ГНАУ? На сертификатах ЭЦП и на их проверке, на специальном ПО, на чем пожелает... К тому же он сможет установить единую биллинговую систему. Для подачи е-отчета ком­пании требуется три ЭЦП (директор, бухгалтер, печать). Предпо­ложим, что одна ЭЦП стоит 100 долларов (по данным некоторых участ­ников рын­ка, это близко к усредненной себестоимости сертификата ЭЦП). До­пустим, к лету подача электронных НДС накладных станет обязательной. Получаем 840 млн. долл...

Кто «коробейничает»?

Как удалось выяснить, разработкой этой централизованной системы подачи налоговой е-отчетности занимается ООО «Эффективные информационные системы» (ЭИС). Заказ будто бы получило в результате закупки у одного исполнителя, которую проводила ГНАУ (вместе с Минфином?). По неофициальным данным из Кабмина, стоимость закупки — около 5 млн. гривен. Отвечая на прямой запрос «ЗН», «ЭИС» ничего не сообщила о ней, сославшись на коммерческую тайну. Это было бы уместно, если б ГНАУ тоже была «частной лавочкой». Но «ЭИС» тратит деньги тех же налогоплательщиков!

«ЭИС» ничего не сообщила ни о конкретном опыте выполнения подобных работ, ни о своем штате. Не удалось отыскать и ее веб-сайт. Основана в апреле 2007 года...

Это была разминка. Вот музыкальный конкурс. Согласно справке из Единого госреестра, на 15 ноября 2008 года директором «ЭИС» является Краснов Петр Иванович. «ЗН» и автору этой статьи он знаком как адвокат ТПУ и или тендерных «консультантов».

Учредители «ЭИС»: Григорий Новопашин, Сергей Кушнирук, Сергей Линник и Александр Дешевый. Первый — учредитель Украинского университета финансов и права. Он был создан при Тендерной палате.

Согласно сайту «УСС», осенью 2007 года С.Кушнирук отвечал за проведение закупок «УСС». «УСС» не ответило, числится ли он сегодня в штате предприятия.

Сергей Линник не дал вразумительного ответа на то, как он очутился в этой кампании.

Александр Дешевый остается самой загадочной личностью. Некоторые участники рынка говорят, что он как-то связан с компанией «Софтлайн».

Если это верно, тогда в «ЭИС» забиты интересы всех, кто может легко продвинуть в ГНАУ и далее везде свою версию системы е-отчетности. «Тендерная группировка», группа «УСЦ»—«Бест Звит», «УСС» и бессменный строитель е-правительства в Украине «Софтлайн».

Фактический адрес «ЭИС»: улица Саксаганского, 119. На 11—12 этажах этого дома находятся бывший ТПУ-шный университет и ООО «Тендер Груп» (соучредитель — еще один бывший адвокат ТПУ В.Шевчук)...

В этой истории маячит и бютовец А.Яценко. Ключевой депутат-«коробейник»? С.Зварич столк­нулась с ним после того, как начала активно рассылать письма-протесты против электронной схемы. С.Линник упомянул, что он с ним «когда-то» встречался. Другие собеседники говорили офрекордс о подобном опыте.

«ЭИС» — будущий оператор-монополист? По данным Госслужбы спецсвязи, на конец 2008 года она имела только лицензии в сфере криптографической и технической защиты информации. Хотя для работы в органах власти она обязана иметь еще и т.н. лицензию ДСК... «ЭИС» могла бы скооперироваться с существующим крупным игроком. Например, с группой «УСЦ»—«Бест Звит». ЭЦП и специальное ПО в одном флаконе. Но в телефонном разговоре-интервью с автором С.Линник «однозначно» настаивал на необходимости существования нескольких операторов. Впро­чем, на излете тендерной схемы тоже были будто бы конкуренты zakupuvli.com. Потом они оказывались одной «шайкой-лейкой»…

Есть еще одна линия поиска. Идея и первая редакция нового Порядка были предложены главе ГНАУ С.Буряку... Игорем Рубаном, главой Госкоминформатизации (письмо № 1426�5-08 от 1 октября 2008 г.). Как тут не вспомнить, что инициаторы прошлогоднего законопроекта 0975 свою «электронную палату» (Совет по информатизации бухучета и электронной отчетности) сначала мостили под крышу Минфина. Минфиновцы активно и публично сопротивлялись. Тогда «палата» присоседилась к Госкомсвязи. Протестов слышно не было...

Наконец, неясна роль руководства ГНАУ. И С.Буряк, и его зам С.Чекашкин, и С.Власенко в бытность и.о.заместителя пропагандируют идею обязательных электронных НДС накладных. Мол, чтоб лучше было чертей ловить в «налоговых ямах». Идея здравая, но....

Ну как, ваши опасения развеялись?

…Виктор Ющенко и его секретариат избежали соблазна отщипнуть свою часть единого коррупционного взноса с бизнеса. Поддадутся ли искушению «коробки из-под ксерокса» члены правительст­ва Юлии Тимошенко?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме