Украина продолжает бить рекорды. Даже в советские времена Верховный Совет республики собирался на полтора дня, чтобы принять бюджет и план социально-экономического развития. 27 апреля 2010-го «бюджетный процесс» в парламенте длился менее десяти минут.
Для начала вопрос к читателям — чем отличается Янукович от Тимошенко? Вот только не надо вспоминать о харизме, сравнивать комплекцию или словарный запас и тем более выискивать неуловимые оттенки политического спектра. Правильный ответ — НИЧЕМ.
В данном случае речь пойдет не об одинаково декларативной борьбе с коррупцией, одинаково отстойной кадровой политике и не о пропасти между словами и поступками. Речь о двух главных бедах последних лет — о полном отсутствии реформ и о магистральном курсе государства не на созидание, а на проедание.
В 2009-м страну «кормили» проблему НДС. Не факт, конечно, что это тема бюджетного закона (налоги в Украине положено изменять только в рамках налогового законодательства), но ст. 25 главной сметы предписывает «осуществить возмещение налога на добавленную стоимость плательщикам, у которых суммы налога задекларированы к возмещению до 1 мая 2010 года, подтверждены проверками… путем их оформления облигациями внутреннего государственного займа… со сроком обращения пять лет».
Информация, как видим, куцая и порождает много сомнений. Понятно, что подобная «конвертация возмещения» вряд ли будет добровольной, несмотря на заверения первого замглавы президентской администрации И.Акимовой. Так что надо ожидать немалых проблем даже для крупных предприятий, у которых на пять лет замораживаются оборотные средства, не говоря уж о средних и мелких.
Объем предлагаемой «облигатизации» правительство, естественно, не раскрывает, оставляя для себя беспрецедентную лазейку — право самостоятельно, без ведома ВР, корректировать предельный объем госдолга, ну и, попутно, «двигать» туда-сюда показатели доходов и финансирования бюджета. Поистине ноу-хау-2010 — законодательные нормы будут изменяться постановлением правительства или, того гляди, Минфина!
Кстати, этот приемчик авторы применяют в документе не менее пяти раз. Действительно, это ж какая для коалиции трата средств и организационного ресурса — мобилизовывать депутатские массы на внесение изменений в бюджет! 27 апреля едва-едва удалось мобилизовать на принятие: до последней минуты не было уверенности в «литвиновцах» и коммунистах. Куда проще, а главное — дешевле перекраивать бюджет самим, без какого-то там парламента…
Пункт 7 «Заключительных положений» вообще бесподобен, поэтому мы приводим его дословно:
«Для уменьшения дефицита бюджета в 2010 году предоставить право Кабинету Министров Украины принимать решения о пересмотре некоторых размеров выплат, определенных законодательством, и по другим законодательным актам, которыми предусматриваются дополнительные расходы из государственного и местного бюджетов.
Установить, что нормы действующих законодательных актов применяются в случае, если они не противоречат вышеупомянутым решениям Кабинета Министров Украины».
Тут не выдержало даже очень лояльное научно-экспертное управление ВР: «Приведенные положения противоречат статье 95 Конституции Украины, согласно которой исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое назначение этих расходов. Кроме того, нормы законов имеют высшую юридическую силу в системе нормативно-правовых актов, поэтому считаем данное предложение некорректным».
Естественно, Кабмин всех имел в виду. А будет иметь еще больше, получив после подписания закона президентом формальное право урезать ЛЮБЫЕ не понравившиеся ему расходы. Какие именно? В администрации президента утверждают, что о социальных речь ни в коем случае не идет. Но что-то заставляет усомниться в том, что это действительно правда.
По крайней мере, в очень странно выписанной ст. 45 не определен четкий размер уровня обеспечения прожиточного минимума для предоставления в 2010 году помощи малообеспеченным семьям. А что касается помощи при рождении ребенка и по уходу за ним до достижения трехлетнего возраста, то в текущем году она будет назначаться и выплачиваться в размерах и порядке, определенных Кабмином (читай — пока неизвестно как).
Несмотря на демонстративное повторение в госбюджетном законе нашумевших социальных гарантий, ситуация тоже не выглядит однозначной. По крайней мере, правительство постаралось закрепить за собой возможность отступления (или, если угодно, компромисса). В п. 3 «Заключительных положений» Кабмину предписывается «обеспечить в 2010 году повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника первого разряда Единой тарифной сетки». На сколько — на 5 коп. или на 100 грн., не указано; в какие сроки — тоже. Так что при определенной настойчивости МВФ возможны варианты.
Конечно, свою роль в «оптимизации» соцвыплат может сыграть и осознание излишней перегруженности ими бюджета — в ущерб тем же расходам на инфраструктуру и модернизацию. Шутка ль сказать, фактически каждая пятая гривня госбюджета в текущем году, как и в прошлом, будет в том или ином виде идти
на пенсионное обеспечение. Всего на эти цели, судя по пояснительной записке, запланировано 67,8 млрд. грн. (плюс 18,6 млрд. к прошлому году), хотя в минувшую среду министр труда и соцполитики В.Надрага говорил о 62 млрд. Ну, да не будем придираться к цифрам — плюс-минус пару миллиардов…
В общей сумме «сидит» и прямая дотация ПФ в 29,6 млрд. грн., которых Пенсионному фонду не хватает для выплаты трудовых пенсий, и средства на выплату всяческих «льготных» пенсий, и списание задолженности угольных предприятий перед ПФ.
Однако в госбюджетном законе-2010 полностью обойдена проблема уже выданных 22,1 млрд.
грн. кредитов Пенсионному фонду от Госказначейства на покрытие временных кассовых разрывов. 16 млрд. грн. из этой суммы сформировались в прошлом году. По уму, надо было бы навести порядок и в этой бухгалтерии. Но в бюджете нет денег, в Минфине — желания...
Мы можем с ностальгией вспоминать 2005 год, когда два с хвостиком десятка миллиарда гривен от продажи «Криворожстали» смогли создать для госказны необходимую финансовую «подушку» более чем на два года. Теперь таких денег не хватило бы для поддержки государственных «штанов» даже на полгода.
Что делать — уже писано-переписано. Увы, системным мерам правительство предпочитает бессистемные. Например, гонять импортеров на таможнях (хотя при этом, по данным «ЗН», суммы откатов растут быстрее, чем таможенная стоимость товаров и поступления в госказну).
Впрочем, среди бессистемных мер есть и довольно неплохие. В этом году госбюджет отказывается наконец от казавшегося вечным, как пирамиды, дотирования производства птицы, а фактически — от подкормки «куриных баронов». Но собирается ввести дотации на одну корову. В каких размерах, с какого числа, для каких именно коров — неясно. Не сведется ли все вместо помощи сельскому дядьке с одной буренкой к откорму новых баронов — «говяжьих»?
Обычно «реформы» в Украине примерно так и заканчиваются.
И в заключение только одна ремарка. Не о реформах.
Времена строительства «Мистецького арсеналу» и создания военного лицея в Батурине ушли в прошлое. Жизнь выдвигает новые приоритеты. В этом году госбюджетные деньги пойдут на ремонтно-реставрационные работы в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (21,5 млн. грн.) и на отдельных объектах Киево-Печерского заповедника (еще 15 млн. грн.). И, наверное, это правильно. Сподручнее будет замаливать грехи усиления раскола Украины после последних харьковских договоренностей по Севастополю. Или поставить свечечку Николаю Чудотворцу за помощь в реформах.