Всеукраинское совещание «С любовью и заботой к детям», состоявшееся 29 ноября с участием президента, вызвало весьма неоднозначные эмоции. С одной стороны, можно только порадоваться неравнодушию главы государства к проблемам более чем стотысячной и при этом постоянно увеличивающейся армии детей, лишенных родительской опеки. А с другой — не перестаешь удивляться тому, насколько порой необдуманно и поспешно принимаются в стране важные решения.
В течение часа Ю.Павленко, министр по делам семьи, молодежи и спорта, рассказывал о том, что из июльского указа президента «О первоочередных мерах по защите прав детей» на сегодняшний день выполнено и насколько, а что нет. Последнего оказалось значительно больше, что и неудивительно в условиях, когда на выполнение крайне сложных задач отводятся нереально малые сроки.
О том, что процесс реформирования проходит не совсем гладко, свидетельствуют цифры. Так, за последние 10 месяцев в Украине зарегистрировано 22 108 новых детей, нуждающихся в устройстве. Из них 11228 были взяты под опеку и попечительство, 1068 устроены в различные неинтернатные формы заведений, 860 усыновлены украинскими гражданами, 827 — иностранными. В учреждения семейного типа попали 266 детей, а в интернаты — 8850. То есть последние остаются одной из наиболее распространенных, хотя и далеко несовершенных форм устройства детей-сирот. Программу реформирования интернатных учреждений поручено разработать Минобразования и науки.
Безусловно, в детдоме, где содержатся не более 50 воспитанников, ребенок чувствует себя комфортнее, чем в учреждении, где 250—300 детей. Хотя в любом случае семьей это не назовешь. Но прежде чем законодательно вводить такие нормы, просчитал ли кто-нибудь, в какую копеечку выльется разукрупнение? И куда девать «лишних» детей? Строить новые, малокомплектные интернаты и набирать персонал? Таким образом, конечно, можно значительно улучшить показатели по созданию заявленных пяти миллионов рабочих мест: ведь на 50 сирот приходится вдвое большее количество сотрудников.
По мнению Галины Лабайчук, главного специалиста департамента общего среднего и дошкольного образования при Минобразования и науки, если ежегодно в интернатские учреждения поступает огромное количество неустроенных в семьи детей, и в то же время ставится задача эти заведения сократить, то, наверное, здесь есть какое-то противоречие.
Действительно, за последние пять месяцев во всех регионах Украины удалось создать лишь восемь новых ДДСТ и 28 приемных семей, до конца года в планах — еще 28 и 40 соответственно. Неудовлетворенный низкими показателями президент объявил выговор главам облгосадминистраций ряда областей и вынес предупреждение о неполном служебном соответствии некоторым замам. В 2006 году количество ДДСТ и приемных семей необходимо значительно увеличить. На случай, если желающих их создавать не хватает, В.Ющенко предложил главам обладминистраций свой, оригинальный способ — поручать брать детей заместителям. В какой-то момент захотелось оглянуться и поискать в зале кандидатуры, подходящие в погоне за цифрами на роли современных ангелиных и стахановых. Или, может, господин президент вдохновит личным примером?
За годы независимости усыновление в Украине уменьшилось на 40%. Поэтому, считает В.Ющенко, процедура должна быть «радикально упрощена». Если необходимо внести изменения в законодательство, то можно обратиться к парламенту.
И все-таки, где же набрать необходимое количество усыновителей, приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ, которые в трехмесячный срок создадут новые семьи, о чем можно будет отчитываться на ежеквартальных совещаниях? Очередей вроде бы не заметно. Если желающие и есть, то, во-первых, далеко не каждому этот труд по плечу. Ведь не станем же мы отдавать детей в любые семьи? Хотелось бы все-таки в хорошие.
Создать областные базы данных как на детей, лишенных родительской опеки, так и на потенциальные семьи должны бы по идее службы по делам несовершеннолетних, в которых, как не раз подчеркивал президент, сегодня катастрофически не хватает кадров. В июне Ющенко дал поручение эти службы доукомплектовать. Однако спустя почти полгода прирост персонала составил лишь около 5%. На сегодняшний день в Украине 1082 центра социальных служб по делам несовершеннолетних, укомплектованы они только на 52,4%. Местным администрациям поручено завершить процесс за две недели и отчитаться перед «семейным» министром. Но ларчик открывается просто. В упомянутых службах всегда была невероятная текучесть кадров. Большое количество должностных обязанностей и маленькая зарплата заставляют людей «искать, где глубже». И пока первое и второе не будут приведены в соответствие, все останется по-прежнему.
Во-вторых, желающих стать приемными родителями нужно обучить. Вряд ли на это хватит трех месяцев.
Кроме того, считают некоторые специалисты, разделение понятий «ДДСТ» и «приемная семья» в принципе направильно. По сути это одна и та же форма семейного воспитания — «приемная семья». Кто-то хочет и может взять 10 детей, кто-то — одного-двух. Стимулировать стоило бы прежде всего последних, поскольку желающих, а главное, могущих заниматься воспитанием десятка трудных детей не так уж много. Один-два больше соответствуют представлению среднестатистического украинца о семье.
Принцип финансирования, согласно которому дети, лишенные родительской опеки, получают равную материальную помощь независимо от того, находятся они в интернате или ДДСТ, — это, безусловно, очень здорово. Ю.Павленко заявил, что такую схему планируется в качестве эксперимента внедрить в Киевской области, где наиболее активно происходит трансформация интернатных учреждений в семейные формы воспитания. (Скорее всего, имелись в виду детские городки. Хотя специалисты, изучавшие зарубежный опыт, утверждают, что во всем мире от подобной формы отказываются как от неэффективной и дорогостоящей). Но Ющенко поручил внедрять принцип «деньги ходят за ребенком» без всяких экспериментов. Независимо от статуса ребенка, нуждающегося в опеке, на его содержание с января 2006 года будет выделяться два прожиточных минимума. Плюс 300 грн. за каждого — родителям-воспитателям. Не формирует ли это принцип социального неравенства? Всякая ли украинская семья может позволить сегодня тратить на собственного ребенка более 800 гривен? К тому же таким образом приоритет отдается именно ДДСТ (родитель-воспитатель получит до 3000 гривен), а не приемной семье. И еще. Если для эксперимента, по словам Павленко, в проекте госбюджета-2006 предусматривалось 50 млн. грн., то сколько потребуется для всей страны?
Президент также отметил, что в проекте бюджета запланировано увеличение расходов на помощь по уходу за детьми до трех лет — на 20%; при рождении ребенка — на 30%; инвалидам детства и детям-инвалидам — на 16%, что в целом составляет около двух миллиардов гривен. Похоже, в следующем году инфляция нам грозит нешуточная...
В конце своего выступления В.Ющенко подписал указ о провозглашении 2006 года годом защиты ребенка и вручил госнаграды за добросовестный труд родителям-воспитателям ДДСТ и приемным родителям. Возможно, публичное поощрение для кого-то из потенциальных родителей станет хорошим стимулом, хотя вряд ли решит проблемы награжденных. К тому же разделение родителей на специалистов I, II и III категорий выглядит как-то странно. Одним — ордена княгини Ольги I, II и III степеней, другим — почетное звание...
Вообще атмосфера мероприятия, проходившего в зале Международного центра культуры и искусств (Октябрьский дворец), заставляла вспоминать о лучших традициях партийно-комсомольских съездов и пятилетних планах при «совке» — долгие и утомительные доклады, раздача строгих выговоров (интересно, с занесением куда?) и таких же строгих поручений «выполнить и перевыполнить»... Правда, пятилетки нынче сменились месячниками и квартальниками, но ведь и срок нахождения у руля независимой Украины лидеров и политических партий тоже сильно ограничен по сравнению с прежними временами. Возможно, торопиться все-таки следовало бы, не спеша. Не зря ведь и народная мудрость об этом говорит.