Мы живем в жестком мире, в мире конкуренции и беспредельного потребления. Население планеты увеличивается, природные ресурсы сокращаются, запросы растут. Бог Украину ресурсами не обидел. Нам бы радовать себя и других "українським", становиться более сильными, конкурентоспособными. А мы слабеем. Болтаемся между социализмом и капитализмом, как роза в проруби. Раньше говорили: человек должен трудиться. Один яму вырыл, другой - зарыл, все как бы при деле и при зарплате. При коммунистах "хорошо жилось". Тем, кто выжил физически. Правда, скромно, без золотых унитазов. Хочешь, чтобы лучше - вступи, ищешь приключений - высовывайся. А теперь вдруг: производи товар, и чтоб его еще купили, - мы так не привыкли, не обучены.
МОЗГИ нам нужны! Свои мозги - без них мы обречены. Мозги - это наука и образование. Чтобы занять достойное место в мире, надо производить конкурентоспособную продукцию - нужны инновации. Предлагая механизм инновационного процесса без поддержки дяди из-за бугра, я опираюсь на собственный опыт. Он не универсален, новые процессоры или ракеты так не создать. Но обеспечить, чтобы земля (главное богатство Украины) нас кормила и дала работу, - помочь, надеюсь, сможет.
Занимаясь инновационной деятельностью, я удовлетворяю конкретные запросы конкретных производителей, иногда и формирую эти запросы. Чтобы рекомендовать алгоритм, нужно осмыслить, как мне это удается. Понять и разобраться - заглянуть в прошлое. Но прежде хочу изложить свое видение проблемы.
Наука и образование - творческая деятельность. Я разделяю ее на три РАЗНЫХ вида, живущих по РАЗНЫМ законам и питающихся РАЗНЫМИ талантами: наука познавательная (фундаментальная), наука прикладная и образование. Впрочем, это не исключает взаимного перекрещивания талантов - талантливый человек часто во многом талантлив.
Фундаментальная, познавательная наука едва ли может обеспечить прорыв сегодняшней Украине. Затраченные на нее ресурсы, материальные и интеллектуальные, в конечном итоге льют воду не на нашу мельницу.
От советского наследства нам достались академии наук (с академиками, которые, почувствовав, что разрешили секс, стали множиться, как кролики) и министерство (образования и науки). Административно-командная система опьянена бюджетным валом и своих позиций не сдает.
Начну с НАН, здесь проработал десятилетия и предмет знаю. Большинство академических институтов имели прикладную направленность и все новое несли в общую копилку страны - конкуренции не было. Придумывали, исследовали, создавали новые процессы, материалы, машины, "внедряли" и "публиковались", диссертации защищали... Когда публикуются, общаются между собой творцы фундаментальной науки, выигрывает человечество вообще и никто в частности. Но как только запахнет выгодой, фундаментальная наука становится прикладной - главным фактором конкурентного противостояния и движущей силой прогресса, всякая информация пропадает.
Цель прикладной науки - конкурентоспособный товар. Но это у них, там, у нас цель - диссертация. Опубликовались, защитились - и к новым рубежам! У нас передовой строй и наука с двумя учеными степенями. "Синдром петуха" - прокукарекать. А ребята руки потирают. Мы придумываем, а они потом нам это и впаривают за "конвертируемую". А чтобы легче впаривалось - чиновникам отстегивают в конвертах. По крайней мере, две мои работы, оконченные и внедренные, были именно так "зарублены". Далее, рискуя утомить читателя, вынужден ввести его в некоторые подробности кухни технического прогресса.
Институт, КБ, завод - это же прекрасно! Лучшая в мире система, твори! И я так думал, пока не начал творить. Вы исследовали, готовы создавать оборудование, у вас даже заказчик есть? Деньги на "науку" заводам выделялись, их требовалось тратить, чтоб не срезали, налицо взаимный интерес - тогда вперед. К Академику. Чтобы включил в план КБ. И он включит. На следующий год. Если станет соавтором. В КБ "не ждали". Ладно, строчи ТЗ (техзадание) и жди. Строчу. Какой прекрасной видится будущая машина - сильная, ловкая, разве что песни и пляски в нее не вложил. Простыми словами - я невольно завышаю технические требования. Потом это мне аукнется, но пока беды не чую. В следующем году, или через год творит конструктор. А-бра-ка-да-бру. Перемещения по осям x-y-z - ты писал? Вот я суппорта и поставил. Гуляй. Придешь, когда закончу. А ему еще творить и творить: по требованиям ЕСКД нужна груда документов, большинство из которых для опытного образца вообще не нужны. Но иначе архив не примет. Наконец - ура! Дальше - Академик, завод, план (на следующий год), перенос сроков… Самое страшное впереди, когда машина у заказчика. Ошибки, переделки, нервы, нервы… Ура, Акт внедрения, фанфары! Это - новая техника? Это головная боль начальника цеха. Единственная отрада - автор Академик. НТР - научно-технический рэкет.
Убежден, работа должна иметь одного Автора. Конструктор ему не положен - становись к доске (сейчас садись за экран) сам. Ах, задуманное не складывается - ищи компромисс. Хорошая машина - компромисс между желаемым и возможным. Сам знаешь, что важнее. И никакой груды чертежей, лишь эскизы на детали для мастерских. Слесарю на пальцах объяснишь, он толковый, таких немного, но еще остались. Когда рисуются последние эскизы, половина машины уже в металле. Вместо пяти лет - пять месяцев. Но это Машина! Сейчас, правда, нет под рукой ни мастерских, ни слесаря, эскизиками не отделаешься, но документации - только необходимый минимум. Немногие изготовители еще, вопреки всему, дышат.
Старая система развалена, новая не создана, так о каком техническом прогрессе мы говорим? Об АВТОРСКОМ. Я подробно написал, как практически реализовывал и продолжаю реализовывать такое производство. Раз это делаю я, и заказчики находятся, значит - могут и другие. Технический прогресс всегда был авторским, только последнего в списке вычеркивали. Авторов - единицы, задействованных в реализации их идей - от десятков человек до сотен тысяч. Значит, первейшая задача - найти и задействовать Авторов. Как?
Было раньше шоу "Алло, мы ищем таланты". И находили! Юлия Мостовая в своей статье про "Лисапетну Украину" предложила поискать идеи и таланты, на сайте ZN.UA - 700 отзывов! Правда, разгрести эту кучу и найти жемчужное зерно - та еще задачка, но иначе никак. Я, в общем-то, предлагаю то же самое: искать таланты, искать неординарно мыслящих людей, искать новые ИДЕИ.
Но делать это должна не газета, а специальная структура, назовем ее, например, "Клуб замечательных идей" или "Банк идей". Государственная. Вхож любой, с улицы. Одна позитивная идея - один Автор. Нотариус. Регистрация. Красивое свидетельство. Закрытый архив, идеи не разглашаются. Государством оплачивается офис, канцелярия, нотариус, юрист, патентовед. Творческие сотрудники, отцы-основатели - НЕ ОПЛАЧИВАЮТСЯ. Если идеи достойные и патентоспособные, то государство оплачивает патент на имя Автора. Только одного Автора. По договору, потом, из роялти расходы компенсируются. Творческий коллектив - добровольное объединение яйцеголовых и чокнутых. Пополняется такими же с улицы. Даже академиками, если богаты собственными идеями. Разгребают гору умных и не очень предложений, классифицируют, оценивают. Информация сугубо внутренняя. Реклама, чтобы все знали, куда идти. И, безусловно, репутация, которую предстоит упорно зарабатывать.
С "Рогами и копытами" и рогоносцами разобрались, теперь о пуговичных мастерах. Заходит заказчик: "Хочу построить пароход!" Нет проблем: "Кто там у нас "летучий голландец" предлагал? Пусть поговорят!" По сути, стыкуются Автор Идеи и Предприниматель. Договорятся - юрист оформляет, и вперед! А если: "Мне бы чего-то эдакого", тогда: "Где там наш Жюль Верн?"
Генри Форд, создатель массового автомобиля "Форд Т" и конвейера, считал, что лучше его машины уже ничего быть не может. С тех пор много воды утекло, но подсознательная убежденность, что сегодняшнее настолько хорошо, что лучше ничего быть не может, присуща многим. Этому способствует умелая реклама, отбивающая охоту конкурировать с тем, что самое совершенное. Я называю это "синдромом Форда". Немногие способны его преодолеть, заглянуть в будущее, но именно они могут и должны стать Авторами будущего.
"Синдром Форда". Война. Подводные лодки - грозное оружие. Но - уязвимы. Каждую ночь всплывают, чтобы дышали дизеля. Откуда лодки пошли, от Жюля Верна? Считай, лет пятьдесят совершенствовались. И только в середине войны кто-то изобрел шнорхель - дыхательную трубку рядом с перископом. Казалось бы, самый первый конструктор самой первой подлодки должен был разместить воздухозаборник в самой верхней точке - но почему-то этого не сделал. Понадобилось полвека, чтобы увидеть несуразность общепризнанного решения.
Благодаря преодолению "синдрома Форда" мне удавалось находить новые решения там, где, казалось, уже все вылизано и иного просто быть не может. Более того, возвращаясь к своим старым разработкам, которые считал пределом совершенства, сейчас вижу, как тогда был не прав. Наши Авторы должны подбираться исключительно из неординарно мыслящих людей!
От профессорской стези я отказался, потому об образовании буду говорить не как производитель, а как потребитель этих услуг. Далекий сорок… год, я в четвертом классе, Елизар Яковлевич играет с нами в кораблики - дуем на фантики, кто кого передует. Мы его любили, а он любил задавать задачки. Однажды говорит: "Эту вы не решите". Я решил. "А ты молодец, здорово! Ведь эта задачка для пятого класса". Потом был Яков Герасимович, где он только выискивал свои задачки. У меня гонор: не решить уже не могу. Был физик, Георгий Люцианович. Красный от гнева: напильник на напильнике лежит, как можно, затупятся! Учил полировать, как краснодеревщик. В физике - бог! Посмотрите внимательно на имя автора статьи - рядом, невидимыми чернилами, их имена, моих Учителей!
Еще об общепризнанном: квалификацию токаря оценивают по точности изготовленных деталей, булочника - по вкусу булочек, педагога - по цвету корочек (диплома)?! Так делает весь мир, так принято. А свои мозги есть? Видимо, нет, потому что если оценивать по тестированию обучаемых, то большинство обучающих вылетело бы как двоечники.
Становление Человека начинается в утробе матери.. Он слышит голос, воспринимает музыку… Дальше - родители, дедушки-бабушки, воспитатели-учителя. Не все родители читали Спока, еще меньше поняли и следуют советам. Удивительная безответственность: любимый автомобиль вы любому слесарю не доверите; и всех знакомых опросите, кто бы мог обои качественно поклеить, а вот драгоценное чадо - отдаете в садик (школу) на откуп тете Маше, которая в лучшем случае на "тройки" закончила пединститут, которую бросил муж, которая концы с концами не сводит и к тому же детей люто ненавидит. А потом, лет через десять, вам и в голову не придет, что виновница вашего предынфарктного состояния - та самая тетя Маша.
Реформа образования, если ее проводить всерьез, может быть очень болезненной. Но мздоимцев, неучей, непрофессионалов, неинтеллигентных и нечистоплотных нужно из образования удалять - немедленно. Придумали независимое оценивание - вот и квалифицируйте по нему педагогов. Введите разряды и повышайте оплату - не на проценты, а в разы! И чтобы ни директриса, ни чиновник ничем не могли напакостить. Причем, система квалификации (аттестации, тарификации) должна быть единой, от детского садика до университета. Воспитатель садика с зарплатой профессора? Да! Сделайте так - и вы не узнаете страну.
Изложенное в статье - моя блиц-реакция на статью-манифест о "Лисапетной Украине". На целостность предложений не претендую. Здесь изложена лишь схема, проверенная собственной жизнью. Кто мог бы ее внедрить - предмет отдельного разговора. Но я твердо знаю, что фразу "Таланты Украины должны служить Украине" мы должны сделать одной из ведущих идей предстоящих стране реформ.