В начале октября в Верховной Раде состоялись депутатские слушания относительно проекта Стратегии национальной безопасности Украины. Члены комитета поддержали предложенный созданной в феврале распоряжением президента Украины рабочей группой проект как такой, что отвечает интересам Украины, и обратились к президенту с предложением в короткий срок утвердить Стратегию национальной безопасности. Как говорится в письме, «участники слушаний уверены в том, что указанный документ вместе с Военной доктриной должен стать политико-правовой основой повседневной деятельности органов государственной власти относительно обеспечения национальной безопасности, а также для разработки отраслевых стратегий, программ, планов, в которых национальные цели должны быть детализированы, выражены в конкретных задачах».
Почти сразу после парламентских выборов мне пришлось отвечать на непростые журналистские вопросы: что будет происходить в стране дальше, что нужно делать? Именно в тот сложный период, который не закончился до сих пор, нужно было сделать все для того, чтобы Украина через политическое противостояние не потеряла 2006 год. Способы реализации такой цели казались понятными: в сжатые сроки создать ответственную коалицию в парламенте, на ее основе сформировать системное, высокопрофессиональное правительство и, не теряя времени, решать вопросы, которые влияют на конкурентоспособность экономики. Самым важным было не допустить перераспределения собственности, решить вопросы безопасности бизнеса, защиты прав собственника, инвестора, установить в экономической сфере равноправную рыночную конкуренцию.
С тех пор моя личная позиция не изменилась, огорчает лишь потеря времени. Итак, повторяю: нам необходимо формировать такую политическую конфигурацию, которая бы основывалась на принципах консолидации общества. А кадровая политика должна базироваться на профессиональных и моральных качествах претендентов независимо от их политической окраски.
Увы. получилось не так, как предполагалось. Пока политики дерутся, Украина и дальше теряет позиции на мировых рынках и проценты доверия иностранных инвесторов. Сальдо внешней торговли товарами за последние восемь месяцев отрицательное и составляет 3590 млн. долл. (в январе—августе 2005 г. — 491,3 млн. дол.). За последний год уровень конкурентоспособности страны снизился. В рейтингах глобального индекса конкурентоспособности (GCI) Мирового экономического форума Украина с 68-го опустилась на 78-е место. Более того, мы «не сдаем» позиции в рейтингах стран мира с признаком «наиболее» — наиболее нестабильных, бедных, коррумпированных, теневых. Нашими «коллегами» по степени коррумпированности являются Зимбабве, Судан, Боливия, Гондурас, Сербия с Черногорией. Среди стран с самой большой долей населения, находящегося ниже уровня бедности, постоянные «соседи» Украины — Молдова и Таджикистан, Замбия и Чад, Гаити и Либерия. Согласитесь, для страны с таким мощным интеллектуальным, природным, человеческим потенциалом, как Украина, это просто унизительно.
Можно привести целый ряд показателей, но намного важнее определить причины. Они — в отсутствии четкой системы комплексного управления, стратегии развития государства. Конечно, для решения сложных проблем простых путей не бывает. А значит, среди многочисленных вариантов нужно избирать самый эффективный. Собственно, он был определен еще почти год назад и сконцентрирован в проекте Стратегии национальной безопасности.
Естественно, в проекте учтен опыт других стран — США, Польши, Литвы, Германии. Над его «архитектурой» напряженно работали ведущие специалисты системы безопасности, права, внешних отношений, экономики, энергетики, социального строительства, военной сферы и т.п. Среди его авторов — Национальная академия наук, Национальный институт стратегических исследований, Центр им. Разумкова, научно-исследовательские учреждения СНБО, Академия правовых наук, представители общественных и неправительственных организаций, в общем сотни и сотни специалистов. Почему появилось такое огромное количество помощников из числа высококлассных специалистов, в частности и добровольных? Именно потому, что сформулированное в законодательстве требование утвердить Стратегию национальной безопасности отвечает коренным интересами людей и, следовательно, является заказом всего украинского общества. Мы напряженно ищем идею, которая бы могла стать национальной, могла бы объединить страну? Так вот она!
И если бы Стратегию приняли своевременно, то, я убежден, у государства уже был бы четкий механизм перехода к парламентско-президентской республике и системного внедрения конституционной реформы. Тогда бы надлежащим образом и Универсал сработал, и в обществе сложилась бы совсем другая политическая конфигурация. В сущности, Стратегия, которая является дорожной картой обеспечения первоочередных интересов страны, могла бы стать программой консолидации общества, манифестом создания парламентской коалиции, поскольку в этом документе заложен механизм усовершенствования управления страной в период перехода к парламентско-президентской форме правления. В Стратегии предлагается комплекс действий по усовершенствованию системы подготовки высших государственных менеджеров, четкое и конкретное распределение полномочий между органами власти путем первоочередного принятия законов о президенте, Кабинете министров, органах местного самоуправления. Авторы проекта исходили из того, что отсутствие такого пакета законов и такой системы мероприятий создает прямую угрозу национальной безопасности, общественной стабильности, экономическому развитию, эффективности работы ветвей власти в целом. Как видим, рассуждали они так не безосновательно.
С моей точки зрения, если бы трактовка Стратегией проблем обеспечения надлежащей европейской и евроатлантической интеграции Украины, вступления нашей страны в ВТО была вовремя и адекватно воспринята обществом, то это так же имело бы шанс стать его консолидирующим фактором. Предусмотренный Стратегией современный, цивилизованный комплекс мероприятий по интеграционным процессам должен был бы предотвратить политические спекуляции вокруг вопросов, важнейших для безопасности государства, его будущего. В Стратегии предложено избавиться от старых стереотипов относительно вступления Украины в ЕС, сотрудничества с НАТО. Ведь речь идет не об агрессивном военном блоке или превращении Украины в сырьевой анклав Евросоюза. Речь идет о внедрении в стране европейских стандартов развития экономики, создании зоны свободной торговли с ЕС, повышении качества жизни граждан и безопасности. Или относительно вступления в ВТО. Может ли Украина занять достойное место в мире, проигнорировав вступление в ВТО, которое определяет правила торговли для 150 стран мира? Украина должна использовать свой шанс стать членом этой мировой организации еще в этом году, как это и декларировали неоднократно политики. Другое дело, что в любом партнерстве мы предлагаем руководствоваться необходимостью защищать и отстаивать национальные стратегические интересы Украины, развивать равноправное взаимовыгодное прозрачное сотрудничество.
К сожалению, случилось так, что не год, а 15 лет Украина живет без Стратегии, причем, подчеркну, в уникальной геополитической ситуации — ведь мы испокон веков были на перекрестке мировых политических и экономических интересов, то есть под прицелом с разных сторон в прямом и переносном смысле. Нам пришлось приложить немалые усилия, чтобы в чрезвычайно сжатые сроки создать вариант такого политико-правового документа, который бы комплексно определял угрозы и риски, приоритеты, стратегические цели национальной безопасности и действенные механизмы их реализации, то есть главный план решения важнейших проблем национальной безопасности, государственного строительства и социального развития на перспективу до 2010 года.
Общеизвестно, что система безопасности, а соответственно и общественные представления о ней, в советское время вращалась вокруг концепции внешней угрозы. Лозунги об агрессивности империализма были исчерпывающим аргументом необходимости наращивать силу оборонного комплекса и компенсатором негативных настроений относительно товарных дефицитов, низких зарплат и железного занавеса вместо открытого мира. Но за 15 лет о давно сломанных стереотипах люди уже забыли. Разумеется, пора сформулировать базовые ориентиры путем утверждения Стратегии национальной безопасности.
Хочу подчеркнуть то, что в проекте Стратегии является решающим: именно личность, а не общественная система, и даже не государство, определена в ней главной и приоритетной ценностью Украины. Иерархия ценностей начинается с человека и гражданина — предстоит создать среду для его физической, духовной и политической безопасности, условия для реализации его прав и свобод. Из личностей состоит общество, которое должно быть гражданским, то есть таким, которое сможет избирать себе компетентную и честную власть и контролировать ее деятельность, поддерживать партнерские отношения с государственными и неправительственными институтами. В свою очередь развитому обществу нужно демократическое правовое государство с рыночной экономикой социального направления, государство, которое пользуется авторитетом в мире благодаря и своей последовательной миролюбивой политике.
На постулате относительно последовательной миролюбивой политики хотелось бы остановиться немного подробнее. Впервые за десятки лет мы пришли к очень важному выводу, что в среднесрочной перспективе Украина не усматривает внешней военной угрозы. Ни одно государство Украина не считает своим противником. Ее политика в этой сфере открытая, прозрачная, прогнозируемая, не конфронтационная, она не направлена против территориальной целостности и суверенитета других стран.
Вместе с тем Украина должна быть готова противодействовать военным угрозам, а следовательно, обеспечить нерушимость границ, возможность функционирования органов государственного управления в кризисных ситуациях, условия выживания населения в ситуациях социально-экономического кризиса или конфликта.
Поэтому в число приоритетов политики госбезопасности рабочая группа дальновидно включила, в частности, комплекс мероприятий по содержанию Вооруженных сил и других военных формирований в состоянии высокой боеспособности, боевой и мобилизационной готовности, приближение их по составу, системе управления, обучению и подготовке, уровню оснащения к стандартам вооруженных сил стран — членов НАТО. Это при том, что в процессе формирования европейского пространства, расширения НАТО и Европейского Союза среда вокруг Украины становится более предсказуемой и безопасной, а поэтому, казалось бы, можно ослабить оборонительную задачу. Однако реалиями стали другие вызовы и угрозы, которые имеют транснациональный характер, прежде всего это активизация деятельности экстремистских и сепаратистских организаций, эскалация международного терроризма с использованием современных технологий, нарастание тенденций неконтролируемого распространения оружия массового поражения, незаконного оборота оружия и тому подобное. Следовательно, как говорится, порох и в дальнейшем придется держать сухим.
Такие же подходы заложены в Стратегию безопасности не только в военной сфере. Особое внимание уделено усилению безопасности ведения и защиты бизнеса, ибо за этим — доверие иностранных инвесторов, инвестиционная привлекательность страны, стабильное экономическое поле и наполнение бюджетов. Тем более что сегодня активизируются попытки присвоить чужое, незаконно перераспределить финансовые потоки и сферы влияния, учащаются грубые рейдерские атаки на бизнес. Следует отметить, что вопрос безопасности бизнеса в Украине сегодня отрабатывается вместе с мощными общественными объединениями промышленников и предпринимателей. Ведя диалог с реальной экономикой мы строим многоступенчатую систему защиты предпринимателя, которая создает рабочие места, обеспечивает развитие экономики, своевременно и исправно платит налоги. В рамках этого механизма уже начала свою работу согласительная группа УСПП и Государственной налоговой администрации Украины. На ее заседаниях мы планируем рассматривать наиболее спорные вопросы в отношениях между налоговиками и плательщиками налогов в досудовом порядке.
Основной составляющей национальной безопасности является экономическая. Пренебрежение ею может привести к катастрофическим последствиям, вплоть до потери суверенитета. Как известно, в развитых странах до 90% прироста валового продукта обеспечивается за счет внедрения новых технологий. Вместе с тем структурные изменения, происходившие у нас в последнее десятилетие, привели к серьезному технологическому отставанию. Нам не удалось сделать рывок в привлечении инвестиций в украинскую экономику, снизить энергозатраты на единицу продукции, которые превосходят среднеевропейские в 3—5 раз, и мы фактически остаемся энергозависимыми от иностранных поставщиков. Именно поэтому приоритетной задачей государственной политики в научно-технологической сфере указом президента страны определено развитие национальной инновационной системы. Обратите внимание, речь идет о создании целостной инфраструктуры, которая должна обеспечить интеграцию образования, научно-технологической сферы и производства для полного удовлетворения спроса украинской экономики на высокотехнологическую продукцию. А квинтэссенцией этой программы являются запуск пилотных проектов «Украинская силиконовая долина» и «Город высоких технологий». Их апробация даст нам ответ на самый важный вызов современности: способны ли мы в ближайшей перспективе расстроить страну инноваций и высоких технологий? У меня, например, нет никаких сомнений — способны. Поэтому считаю, что в экономической сфере прежде всего целесообразно воспользоваться стратегией прорыва — ускоренного преодоления социально-экономического разрыва в развитии между Украиной и остальным цивилизованным миром.
Но эту задачу нужно выполнять, учитывая значительную энергоемкость отечественного производства, что тормозит динамику развития экономики. Для сравнения: энергоемкость отечественного ВВП как минимум в два-три раза превышает европейские показатели. И это при том, что 70% энергоносителей Украина покупает, будучи при этом абсолютно зависимой от неустойчивой ценовой конъюнктуры на мировом рынке. Что это означает? То, что, например, незначительное повышение цены на нефть на мировом рынке мгновенно бьет по карману каждого украинца из-за повышения цены на бензин и как следствие на транспортные, коммунальные услуги, приводит к подорожанию потребительской корзины. Поэтому, уверен, без комплекса мероприятий по укреплению энергобезопасности воплощение в жизнь продуманных программ энергосбережения не обойдется. С учетом этого мы предлагаем обязательно предусмотреть необходимость диверсификации источников энергоносителей, расширение добычи собственных ресурсов на территории Украины, в частности нефти и газа на шельфе Черного моря, демонополизацию и всестороннее благоприятствование развитию конкуренции на внутреннем рынке энергоресурсов, утверждение рыночных основ его функционирования; формирование стратегического государственного резерва энергетических ресурсов. Я акцентировал внимание только на основных направлениях, которые определены Энергетической стратегией Украины до 2030 года, а соответственно заложены и в проект Стратегии национальной безопасности.
Первоочередными задачами в продовольственной сфере определены: увеличение внутреннего производства пищевых продуктов; решительное преодоление проявлений монополизма на аграрном рынке; формирование государственных резервов продовольствия на предприятиях государственного материального резерва, Аграрного фонда, ГАК «Хлеб Украины», а также региональных резервов. Проблемы, которые накопились в аграрном секторе, требуют новых подходов и переосмысления путей их решения, «новой волны» аграрной реформы. Аграрный сектор, перерабатывающая, пищевая промышленность — это сферы, которые должны стать локомотивом экономики.
Не только в «аграрном», но и в остальных положениях проекта Стратегии не только определены вызовы сегодняшнего дня, но и предусмотрен комплекс превентивных мер по вероятным угрозам в будущем. Собственно, сейчас мы должны в исторически короткий срок создать мощную и гибкую систему адекватного реагирования на любую опасную для государства ситуацию.
Что касается фундаментальных социальных угроз в этом перечне, то я выделил бы демографическую. Как известно, с 1991 года в Украине показатели смертности превышают уровень рождаемости, что вызвало длительный процесс естественного сокращения численности населения. К сожалению, эта тенденция сохраняется и по сей день. По оценкам экспертов, на протяжении ближайшего десятилетия соотношение между количеством лиц трудоспособного возраста и лиц в возрасте свыше 60 лет изменится с 3:1 до 2:1. По прогнозам демографов, в 2050 году количество населения Украины может составить только 34,8 миллиона человек. Поэтому одной социальной рекламой с призывом «Кохаймося!» демографическую ситуацию не исправить. Нужна целая система последовательных и эффективных социальных мероприятий, в основе которых — первоочередное внимание к вопросам безопасности личности, начиная с проблем здравоохранения, возможности человека получить образование и адекватно трудоустроиться, иметь карьерный рост, получить общественное признание, реально обеспечить такие же гарантии для потомков и кончая безопасностью на улицах наших поселков и городов, безопасностью ведения предпринимательской деятельности.
Без сомнения, важность принятия Стратегии подчеркивает тот факт, что она является документом прямого действия. Впервые в Украине сделана попытка обобщить отраслевые программы и стратегии, определить цели и задачи во всех сферах жизнедеятельности государства.
Анализируя среду формирования национальных стратегических целей, мы пришли к главному выводу, что современные угрозы требуют существенного повышения эффективности государственного управления. При этом в проекте доказано, что вызовы жизненно важным национальным интересам изменяются очень динамично не только под влиянием внешних, но и внутренних факторов.
Так, общественно-политическая поляризация общества, проявления экстремизма, использование некоторыми политическими силами демагогии, потенциала церкви (религиозных организаций) для влияния на электоральные симпатии населения приводят к радикальным настроениям, порождают угрозы внутриполитической стабильности и раскол украинской нации. Углубление диспропорции в социально-экономическом развитии регионов Украины и нерешенные проблемы в сфере межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений приводят к возникновению разногласий между ними. Это усиливается политическими спекуляциями вокруг неоднозначного отношения различных слоев общества к внешнеполитической ориентации Украины, событий прошлого. Консолидации общества мешают также несогласование действия между органами государственной власти, снижение ее профессионализма, распространение коррупции, взяточничества, сращывание бизнеса и политики на всех уровнях государственного управления.
Следовательно, Стратегия национальной безопасности — это своеобразная установка для деятельности всей вертикали государственной власти. Поэтому, собственно, речь идет не о разработке еще одного «громкого» документа. Таких, извините, псевдоконцепций, стратегий и доктрин накоплено несколько тонн, годами пылящихся на полках. Речь идет о поиске путей системных, консолидированных действий, направленных, без преувеличения, на выживание нации.