Станет ли Украина членом ЕС, зависит от нас самих

Поделиться
Отсутствие серьезного продвижения по пути евроинтеграции в самой Украине, постоянные попытки получить определенные сигналы от ЕС вызывают в европейских коридорах по меньшей мере раздражение...

Число дискуссий на тему, согласится ли ЕС на вступление Украины, перешло все разумные пределы. Кажется, ни одна встреча официальных лиц на высшем уровне не обходится без этого вопроса.

Отсутствие серьезного продвижения по пути евроинтеграции в самой Украине, постоянные попытки получить определенные сигналы от ЕС вызывают в европейских коридорах по меньшей мере раздражение. Вместе с тем ключик к двери в европейский дом нужно искать в самой Украине. Точнее, мы своими силами должны его выковать.

Итак, Украина нуждается в изменениях. Но тут возникает первый вопрос: будут ли положительные в социально-экономическом плане изменения результатом вступления Украины в ЕС или, наоборот, Украина сможет стать членом ЕС только в случае, если сама продемонстрирует прогресс во многих сферах, начиная от соблюдения прав человека и заканчивая социальной защитой?

В поддержку каждого из этих утверждений можно привести немало аргументов. Однако бесспорно одно — без ощутимого внутреннего прогресса (задачей которого должно стать соответствие Украины копенгагенским критериям) никто даже речи не будет вести о вступлении Украины в ЕС.

Конечно, это не значит, что Украина должна пройти этот путь до конца. В последнюю волну расширения членами Европейского Союза стали некоторые страны, не соответствующие всем требованиям. Однако они смогли продемонстрировать надлежащие изменения, показать свою «домашнюю работу», благодаря чему ЕС пошел им навстречу.

Украина в вопросе европейской интеграции похвастаться такими успехами пока не может. Речь идет не о переговорном процессе — он у нас ведется на высоком профессиональном уровне, а об институционных реформах, адаптации законодательства, с чем ситуация значительно сложнее. Поэтому без изменения стратегии европейской интеграции, без привлечения к этому процессу всего общества надеяться на успех не приходится.

Декларации, заявления, соглашения, другие документы, бесспорно, способствуют евроинтеграционному процессу, однако одними ими вступление Украины в ЕС не приблизишь.

На евроинтеграционный процесс в значительной степени влияет ряд факторов — и внешних, и внутренних. Последние здесь значительно важнее. Ключевыми среди них являются три: политическая консолидация, системность, ответственность.

Политическая консолидация

Один из важных элементов политики Европейского Союза — принятие решений по ключевым вопросам путем консенсуса. Украине, стремящейся стать полноправным членом европейской семьи, крайне необходимо взять этот принцип на вооружение при решении вопросов европейской интеграции, поскольку этот крайне серьезный процесс может происходить лишь при условии достижения политического консенсуса, консолидированного политического согласия в отношении его реализации. Нельзя интегрировать Украину в ЕС только одним берегом Днепра.

К сожалению, пока ситуация в этом плане выглядит не очень оптимистично. С одной стороны, четыре парламентские партии («Наша Украина», БЮТ, Партия регионов, СПУ) и подавляющее большинство внепарламентских в той или иной степени декларируют свою преданность идее европейского пути развития Украины. С другой, каждая из этих политических сил видит процесс евроинтеграции по-своему, не стремясь объясниться по поводу хотя бы основных пунктов.

Такое политическое разнообразие позиций не способствует продвижению Украины на пути к ЕС. Наоборот, оно угрожает идее европейской интеграции. Например, сегодня парламентская коалиция формируется одними политическими силами, а завтра выборы выиграют другие, смотрящие на евроинтеграцию иначе. В результате смены власти процесс будет, по крайней мере, приостановлен: могут измениться приоритеты, нормативно-правовые акты, стратегия. А значит, европейцы получат очередное доказательство, что Украина не выполняет взятые на себя обязательства.

Сегодня перед украинскими политиками из разных политических лагерей должна быть поставлена общая задача — вынести вопрос европейской интеграции за партийные рамки, достигнуть согласия по ее стратегии — с тем, чтобы обеспечить преемственность политики в случае смены властной команды.

Первая попытка в этом направлении была сделана еще в конце 2006 года, когда в Верховной Раде пятого созыва 22 депутата из четырех фракций образовали межфракционное депутатское объединение по содействию европейской интеграции Украины «Европейское развитие». Несмотря на то, что депутаты — члены объединения имеют различные взгляды на внутриполитические процессы, определенный опыт совместной работы и поиска консенсуса в этом вопросе все-таки был получен.

Поэтому украинские политики, идя на выборы, должны осознать, что вопрос присоединения Украины к ЕС не может быть предметом борьбы. Надежды, что «мы выиграем выборы, сформируем правительство и тогда начнем плодотворную работу в сфере европейской интеграции», обманчивы. Политика — это перманентный кризис: никто не застрахован от развала коалиции, от переформатирования правительства или даже от досрочных выборов. А если политика евроинтеграции будет политикой только одной партии, это обозначит серьезную потерю времени. Логика развития событий в Европе показывает, что такая потеря для европейской перспективы Украины может быть «смерти подобна».

Сегодня важно найти формулу консолидации всех политических сил вокруг единой стратегии, к которой были бы привлечены все политические силы и возможности. С которой согласилось бы как большинство, так и оппозиция, и которая была бы понятна политически расслоенному обществу.

Именно такой подход обеспечит реализацию национальных интересов Украины. А роль консолидатора мог бы взять на себя анонсированный Виктором Ющенко Стратеги­ческий совет развития Украины во главе с президентом, в состав которого должны войти председатель Верховной Рады, премьер-министр, лидеры парламентских фракций, сильных внепарламентских партий, авторитетные представители общественности.

Системность и ответственность

2007 год является в определенной степени символическим в процессе европейской интеграции Ук­раины, поскольку им завершается действие ряда документов, регулирующих отношения между Украиной и ЕС (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, План действий Украина — ЕС), и соответствующих внутренних нормативно-правовых актов (Программа интеграции Ук­раи­ны в ЕС 2000 г., Закон Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Ук­раины к законодательству Европейс­кого Союза» 2004 г. (первый этап заканчивается в 2007 г.), Государственная программа информирования общественности по вопросам европейской интеграции Украины на 2004—2007 гг.). То есть получаем хорошие условия для внедрения новой правовой базы. Но прежде чем двигаться дальше, не лишним было бы проанализировать, насколько выполнены указанные документы и по какой логике должна происходить разработка новых.

Определенную информацию для размышления озвучил в марте с.г. министр юстиции Украины Алек­сандр Лавринович, выступивший с докладом Координационного совета по адаптации законодательства Ук­раины к законодательству ЕС. Если кратко, то, по словам министра, к тому времени общий объем осу­ществленных переводов на украинский язык различных актов составлял порядка 30 тысяч страниц, причем перевод 809 из них общим объемом более 12 тысяч страниц был осуществлен в течение 2006 года.

Вместе с тем господин министр так и не привел цифры, сколько актов европейского законодательства (из переведенных 30 тысяч страниц) было одобрено Верховной Радой Ук­раины. Ответ, к сожалению, неутеши­тельный — практически единицы.

Интересно было бы спросить у министерства, знают ли там что-то об «обязательном учете требований законодательства Европейского Союза во время нормопроектирования»? А как реагировать на слова, что «в течение 2006 года Минюстиции было предоставлено 35 экспертных выводов относительно соответствия актам ЕС проектов законов Украины и других нормативно-правовых актов, разрабатываемых правительством Украины»? Это из нескольких тысяч разработанных и одобренных!

По словам министра, «для обеспечения реальной эффективности запланированных действий правительства во всех сферах, в которых осуществляется адаптация законодательства, необходимо ввести дополнительную проверку проектов законов на уровне парламента Украины, поскольку успех реализации целей первого этапа программы зависит от согласованных действий правительства и парламента».

Если даже на уровне парламента и правительства нет взаимопонимания в вопросе адаптации законодательства, то что уж говорить о министерствах, ведомствах, местных государственных администрациях? Шаги в направлении европейской интеграции, осуществляемые отдельными чиновниками, — преимущественно проявление их личного энтузиазма, а не целенаправленной государственной политики.

Поэтому вторая важная задача, которую должна решить украинская власть, — перевести процесс европейской интеграции на системную основу. Первый шаг в этом направлении был сделан. По инициативе ряда народных депутатов — представителей различных политических сил в марте с.г. Верховная Рада образовала Совместную парламентско-правительственную комиссию по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз. И хотя в связи с досрочным прекращением полномочий Верховной Рады комиссия прекратила свою работу, есть надежда, что ее возобновят в новоизбранной Верховной Раде.

Слаженность работы всех ветвей власти особенно важна для стратегии европейской интеграции. Ведь если проевропейские инициативы президента не поддержит парламент, их невозможно будет реализовать. Точно так же, если Верховная Рада будет одобрять решения, не согласованные с правительством в части возможности их выполнения, эти решения могут остаться только на бумаге. В вопросе европейской интеграции правительство и парламент должны не просто взаимодействовать, а работать бок о бок.

Мало того, продуктивную работу по адаптации законодательства невозможно реализовать без внесения изменений в Регламент Верховной Рады Украины, без изменения процедуры рассмотрения законопроектов. Еврозаконы должны рассматриваться по принципу «короткой тропы», предусматривающей согласование позиций всех сторон до подачи законопроекта на рассмотрение Верховной Раде. А когда законопроект уже разработан, проверен на соответствие законодательству ЕС, его следует рассматривать по сокращенной процедуре, без внесения лоббистских поправок.

Кстати, в Польше, на опыт евроинтеграции которой зачастую ссылаются наши эксперты, был принят специальный закон о сотрудничестве сейма и правительства в вопросе европейской интеграции. Такое объединение усилий необходимо сегодня и Украине.

Но сотрудничество парламента и правительства — это только верхушка «интеграционного айсберга». Перед Украиной встает исполинский массив работы, которую необходимо выполнить, чтобы достичь критериев членства (только в части адаптации законодательства необходимо одобрить более 100 тысяч страниц текстов).

Следовательно, к процессу евроинтеграции надо привлекать каждое звено в системе государственного и муниципального управления, а также, что особенно важно, бизнес и общественный сектор. Среди требований ЕС к последним странам, ставших членами ЕС, — осуществить реформы в 34 секторах, начиная от торговли и заканчивая информационной политикой.

Но осуществить реформирование можно только при условии скоординированных действий всех институтов. Если мы реформируем медицину, то должны осуществлять реформы не только на уровне изменения названий департаментов в министерстве, а привлечь к процессу и главного врача центральной больницы, и страховую компанию, и сельского фельдшера. Каждый должен понимать логику реформы, свою роль в ее реализации и результаты, которые будут достигнуты. Только при таком подходе у реформы есть шансы на успех. Между тем у нас все происходит наоборот, одобряются поверхностные, не всегда взвешенные решения, из-за чего общество не только не может их реализовать, но и не заинтересовано в этом, поскольку не принимало участия в процессе подготовки этих решений.

Следовательно, сегодня необходимо разработать «Евродневник» для Украины, в который должны быть записаны все «уроки» (задачи), «расписание» (среднесрочные и еже­годные планы) и «ученики» (те, кто будет выполнять задачи). Евро­интеграция должна стать реальной целью, которой живет общество и к реализации которой должны быть привлечены все слои общества. Убеждена, что в Украине уже есть немало людей вполне компетентных в евроинтеграционной проблематике — как чиновников, так и экспертов. Задача власти сегодня — найти и объединить этих специалистов.

Как можно надеяться, что граждане будут озабочены проблемой евроинтеграции, если содержание переговорного процесса относительно будущего усиленного соглашения между Украиной и ЕС им практически не известно? Но ведь выполнять это соглашение в течение ближайших пяти—десяти лет придется всем гражданам Украины!

Реформы будут успешными только в том случае, если каждый гражданин Украины осознает свою роль в общем процессе, ощутит свою личную ответственность за выполнение конкретного участка работы в общем деле. Только при этом условии ответственным за будущее Украины будет общество в целом.

Решение Европейского парламента, проголосованное 12 июля, свидетельствует, что Европейский Союз заинтересован в том, чтобы Украина присоединилась к его членам. Но реализация этой задачи невозможна без нашей кропотливой черновой работы в течение лет. Поэтому сегодня европейское будущее Украины — полностью в наших собственных руках.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме