«Соотечественники!
Сегодня речь идет о судьбе всех нас, судьбе каждого из сорока восьми миллионов украинцев.
Мало кто будет отрицать необходимость политической реформы. Но власть предлагает менять Конституцию только для того, чтобы продлить свои полномочия.
На самом деле Украине нужно начинать с выполнения действующих законов. Необходимо принять закон о президенте, об импичменте, о Кабинете министров, о временных следственных комиссиях Верховной Рады, о выборах. Эти законы можно принять, не трогая Основной Закон.
Но тем, кто сейчас находится при власти, нужно другое. Они понимают, что с парламентом нельзя договориться и найти 300 голосов для внесения изменений в Конституцию. А раз так — проталкивают механизм прямого, по юридическим последствиям, референдума. Великолепно понимая, что такая демократичная форма волеизъявления народа может быть фальсифицирована.
Мы не можем этого допустить. Нам необходимо вместе защищать действующую Конституцию».
Это не черновик выступления лидера оппозиционной фракции или теневого премьер-министра. Эти слова уже были произнесены.
Виктором Ющенко.
3 мая 2003 года.
И пяти лет не прошло. А как всё изменилось! Хотя... почему «всё»?
Тогда ведь Ющенко призывал защищать Конституцию 1996 года. Сегодня его соратники не прочь ту Конституцию вернуть. Разве что полномочия президента еще больше расширить. Ведь у Леонида Кучмы не было права распускать парламент по собственному усмотрению...
Как президентская канцелярия коммунистов за пояс заткнула
Да что там Леонид Данилович! Кое в чем нынешние обитатели Банковой могут дать фору и Владимиру Ильичу. Большевики, конечно, шли к власти напролом и парламентаризм презирали, но даже они принимали участие в выборах Учредительного собрания. Проиграли. И все же позволили депутатам собраться в Таврическом дворце. Разогнали собрание только через сутки. Заслужив при этом репутацию «душителей свободы».
Нетехнологично — сказали бы современные украинские политики матросу Железнякову с его сакраментальным «Караул устал!». Зачем разгонять Учредительное собрание, если можно было... назначить его состав. К примеру, декретом Совнаркома. Фантастика, говорите? Но ведь назначил Виктор Ющенко своим указом Национальный (!) конституционный совет. Задачи которого в общем-то совпадают с целями Учредительного собрания — подготовить новый проект Конституции, который затем вынесут на референдум. Для особо придирчивых, конечно, и в Раду занесут. На тот случай, если депутаты захотят за него проголосовать. Но если не захотят — на них и внимания не обратят. Плебисцит обещают при любой погоде.
Оппозиционеры еще полгода назад могли поднять по этому поводу бучу. Но на этот раз повозмущались больше для приличия. И как миленькие подали свои кандидатуры в состав совета. Еще и выразили недовольство «слишком маленькой квотой», которую им отвел президент. На Банковой, разумеется, отреагировали. Но довольно жестко. Мол, и так многовато. Целых 12 мандатов из 96. Вон, внепарламентские партии вообще представлены одной Людмилой Супрун (видимо, от «Свободы», «Братства», ПСПУ и СДПУ(о) одновременно). И у нашеукраинцев де-юре голосов меньше. У Кабмина — вообще два представителя. Столько же — у СНБО. Зато целых пять — от секретариата. Это, видимо, чтобы ни у кого не было иллюзий, для кого и под кого пишется новая Конституция.
По подсчетам Михаила Сироты, в состав конституционного совета вошли «две трети людей, душой и телом преданных президенту». Но и этого оказалось мало. Чтобы избежать неожиданностей, доступ прессы на первое заседание совета был ограничен — «вживую» журналисты услышали только выступления Ющенко и Яценюка. О других речах — исключительно по пересказам участников собрания. Именно так пишущая братия узнала, что все решения на совете принимались в общем-то без голосования. В лучшем случае участникам говорили, что-то вроде «все согласовано, будем считать решение принятым». Или, как пошутил один из «конституционалистов», «мы посоветовались, и я решил». В итоге явочным порядком были сформированы не только тематические комитеты, но и рабочая группа, которая собственно и будет готовить окончательный текст проекта. И снова Банковая застраховала себя от неприятных сюрпризов: из 15 человек в её составе как минимум 8 — Вадим Аверьянов, Жанна Докторова, Юрий Ключковский, Николай Козюбра, Петр Мартыненко, Николай Онищук, Марина Ставнийчук и Владимир Шаповал — абсолютно лояльны президенту и каких-то вольностей при написании текста не допустят.
Если, разумеется, кто-то вообще собирается что-то писать. Источники на Банковой утверждают, что на самом деле функция этой «великолепной восьмерки» — просто одобрить готовый текст, сочиненный по заказу Ющенко еще осенью и окончательно утвержденный президентом уже 15 февраля. Об этом чуде «конституционной мысли» «ЗН» уже писало. И судя по недовольным комментариям президентских канцеляристов, серьезные правки в этот документ вносить не собирались и не собираются. О том, что функции конституционного совета скорее всего будут сводиться к одобрению «болванки», вброшенной СП, заявил и известный украинский юрист Виктор Мусияка. Именно поэтому, по его словам, он и отказался принимать участие в работе такого «органа». Просто не хочет присутствовать при «последнем акте узурпации власти».
И нет на то Рады
Сам Ющенко, разумеется, узурпатором себя не считает. Выступая на первом заседании конституционного совета он торжественно пообещал «укрепить основы парламентаризма». Начать Виктор Андреевич, правда, почему-то предлагает с «обеспечения полноценного статуса главы государства». Для этого, по словам Ющенко, «нужно определить ключевую роль президента во внешней и внутренней политике, а также в сферах национальной безопасности и обороны», то есть практически везде. И тут же поясняет, что не для себя старается — новые полномочия нужны исключительно для того, чтобы не допускать конфликты между ветвями власти и предотвращать злоупотребления высших должностных лиц (видимо, всех, без исключения…).
Краткий список этих «позарез необходимых» полномочий обнародовал Игорь Юхновский, участвовавший в разработке проекта Конституции, но при этом (и это тоже показательно) не вошедший в конституционный совет. Если проект пройдет, президент получит право единолично назначать губернаторов, руководителей военного ведомства, МИД и СБУ. Он же будет назначать и премьера (по представлению депутатов), и других членов правительства (по представлению премьера). Глава государства сможет просто отменять (без обжалования в КС) постановления Кабмина и распускать парламент — причем не в строго определенных случаях, а тогда, когда сочтет нужным. Принимать и отменять законы можно будет вообще без депутатов — для этого предлагается использовать референдум и так называемое народное вето (причем, в отличие от президентского, депутаты не смогу его «преодолевать» голосованием 2/3 Рады). Ну и, разумеется, исполняется давняя мечта Леонида Кучмы об отмене депутатской неприкосновенности и сокращении числа законодателей (до 350 человек). Жестко? По заслугам — уверен Ющенко. На заседании конституционного совета президент не жалел красок, описывая бездеятельность и недееспособность Верховной Рады. И даже назвал её источником политической нестабильности в стране. Всё бы ничего, если не вспоминать, что предыдущий куда более деятельный парламент был распущен этим самым решительным критиком.
Впрочем, к кризису в нынешней Верховной Раде Банковая тоже приложила руку. А то и две. Об этом откровенно говорят не только оппозиционеры. «Самооборонец» Олесь Доний в среду прямо заявил, что «письмо трех» генсеку НАТО и блокирование парламента Партией регионов — не что иное, как спланированная провокация. Промежуточной целью которой является дискредитация не только нынешней Рады, но и парламентаризма в целом. А стратегической задачей — максимальная концентрация полномочий в руках главы государства и второй президентский срок Ющенко. Пусть и с опозданием, но Доний признался, что той же цели была подчинена и предвыборная кампания «НУ—НС» с её лозунгами об отмене депутатской неприкосновенности. Демонстрация неработоспособности парламента — просто следующий этап.
Осада парламентского президиума, шарики в зале и регулярное блокирование спикера в его кабинете действительно создают идеальный фон для любых конституционных инициатив президента. И дело даже не в том, что действия оппозиции напоминают откровенную клоунаду, вызывающую раздражение уже у 77% избирателей. Волей или неволей, но оппозиция лишает себя главной публичной трибуны, с помощью которой можно хоть как-то противодействовать попыткам переформатировать конституционное поле. Правда, не все эксперты согласны с тем, что регионалов используют вслепую. Тот же Олесь Доний уверен — ключевые игроки ПР сознательно подыгрывают Банковой.
Тарас Березовец идет еще дальше — он намекает на существование некоего «пакта бизнес-элит», совместными усилиями лоббирующих новую редакцию Конституции и её «проведение» через референдум. Правда, причины гипотетической заинтересованности «спонсоров» в перераспределении полномочий в пользу президента пока остаются загадкой. Или нас еще ждут сюрпризы в тексте новой Конституции?
Бунт на корабле?
И все же главной изюминкой заседания конституционного совета стало не выступление Ющенко. О чем будет говорить президент, пресса вобщем-то догадывалась. Удивили другие. Скажем, Арсений Яценюк. Которого до сих пор воспринимали исключительно как ставленника президента. История с «Коброй» и средним пальцем только укрепила этот стереотип. Но на заседании конституционного совета спикер довольно неожиданно засомневался в необходимости и правомерности утверждения Конституции на референдуме. Хитрый ход? Или кресло председателя ВР действительно так сильно влияет на сидящих в нем? Помнится, нечто подобное в свое время произошло и с Иваном Плющом, и с Владимиром Литвином.
Но главной сенсацией стал маневр бютовцев. Которых представлял Николай Томенко. Накануне выборов Юлия Тимошенко не раз заявляла о необходимости принятия новой Конституции. Причем именно на референдуме. Говорила даже о нескольких плебисцитах. А рост рейтинга премьера в преддверии президентских выборов заставил многих экспертов предположить, что конституционная затея Банковой в конечном итоге играет на руку именно Тимошенко. И она по меньшей мере не будет ей мешать.
Но Томенко заявил нечто совершенно противоположное. «Позиция нашей политической силы заключается в том, что мы сегодня не видим необходимости говорить о быстром, радикальном или даже революционном принятии новой редакции Основного Закона Украины. Действующая Конституция не виновата, что «верхи» ее не хотят выполнять, а «низы» не могут воспользоваться ее нормами. Наш путь заключается в том, чтобы спокойно выполнять и взвешенно совершенствовать действующую Конституцию. Мы выступаем за внесение изменений в Основной Закон, а не за принятие новой редакции Конституции Украины», — заявил бютовец. Досталось от Томенко и Банковой: «Нельзя этот консультативный орган, состоящий по большей части из представителей секретариата президента и аппарата СНБО, превращать в псевдопарламент», — такого себя не позволяли даже записные оппозиционеры.
Конечно, Томенко и в бытность «независимым политологом» отличался тем, что, как правило, высказывал мнение, противоположное мнению большинства коллег по цеху. Но в «отсебятину» на заседании Национального конституционного совета даже в исполнении бывшего гуманитарного вице-премьера верится с трудом. Тем более, что никто из однопартийцев не бросился опровергать Томенко. И это при том, что БЮТ обычно очень болезненно относится к любым намекам о единстве позиций с регионалами и коммунистами. А тут Томенко сразу же поддержали и те, и другие. Дмитрий Табачник даже использовал формулу «мы совместно с соратниками Юлии Тимошенко выступили категорически против термина «новая редакция Конституции».
Солидарность с коллегами проявил и Блок Литвина. Михаил Сирота пояснил, что «невозможно принять новую Конституцию, не отменив её старую редакцию, а механизма отмены действующей Конституции просто не существует». Против референдума прямого действия высказались и некоторые депутаты от «НУ—НС».
Такой единодушный прилив любви парламентариев к действующей Конституции произвел не самое лучшее впечатление на Банковую. Пессимистично настроены и её союзники из НГО. Председатель «Украинского Хельсинкского союза по правам человека» Евгений Захаров прямо сказал, что «никакого диалога в НКС вчера не получилось». Предложение Захарова — «Конституцию должны писать не политики, а представители неправительственных организаций, иначе она будет создана самой властью исключительно для власти, то есть для своих собственных интересов». Правда, в таком случае непонятно, когда «писатели» смогут завершить свою работу. В первоначально отведенные полгода могут не уложиться. Хорошо бы к новым выборам президента успеть — вздыхают политологи-пессимисты, чтобы хоть знать лидера с какими полномочиями будут выбирать украинцы.
Впрочем, если дебаты на Банковой затянутся, ничто не помешает президенту так же махнуть на конституционный совет рукой, как махнули на Верховную Раду. На этот случай у Ющенко есть запасной вариант. О нем он вполне откровенно сказал в ту же среду — предупредив политиков и юристов, что возможен всеукраинский конституционный референдум «по народной инициативе». Народ, говорят, инициативу проявить уже готов…