Обсуждение проекта госбюджета на следующий год традиционно свелось к точечным оценкам тех или иных (зачастую далеко не самых важных) статей документа: сколько мы потратим на Евровидение, вырастут ли цены на сигареты, где возьмутся 10,5 млрд грн от спецконфискации и зачем Институту национальной памяти 25 млн вместо 11?
Но если анализировать документ комплексно, в глаза бросается совсем другой перекос - свыше трети всех расходов пойдут на социальные выплаты: пенсии, субсидии, льготы. Роскошь непозволительная, тем более что в подписанном накануне подачи госбюджета Меморандуме с МВФ ключевыми приоритетами названы реформы пенсионной и субсидиарной систем. Последняя должна видоизмениться к 30 сентября этого года, иначе мы не получим к его окончанию четвертый транш Фонда. И что любопытно, для пересчета реформаторов от власти, искренне готовых выполнять требования основного кредитора, да и следовать здравому смыслу, хватит пальцев одной руки. А вот чиновников, активно зазывающих граждан оформлять субсидии, - хоть пруд пруди. Правительство всеми силами старается отложить конструктивное решение проблемы на перспективу, лишая себя возможности выйти красиво из патовой ситуации. Пока ставка сделана лишь на усиление контроля над потребителями, а энергосбережение, монетизация льгот и контроль поставщиков подождут. Ведь эти пункты МВФ не вписал в меморандум.
Субсидии на сегодняшний день получают свыше 6 млн семей, к зиме, по прогнозам правительства, их число вырастет до 9 млн с 15 млн существующих. Очевидно, что ситуация достигнет своего апогея очень скоро, но на Грушевского этим, видимо, не обеспокоены. Напротив, премьер призывает граждан как можно быстрее оформлять субсидии, чтобы государство в полной мере могло о них позаботиться. Цена этой заботы запредельна и мертвым грузом ляжет на плечи тех, кто и коммунальные, и налоги оплачивает в полном объеме.
В 2016 г. на выплаты субсидий в бюджете было заложено 40,2 млрд грн. В бюджете будущего года расходы на субсидии выросли до 51 млрд, то есть на четверть. Прирост внушительный, но все равно он плохо стыкуется с прогнозированным ростом в 1,5 раза получателей этих же субсидий. Более того, по данным Минсоцполитики, если в прошлом отопительном сезоне средний размер субсидии составил 1,2–1,4 тыс. грн, то грядущей зимой средний размер госпомощи возрастет до 2–2,5 тыс. Что-то в расчетах правительства не сходится. И если в Кабмине предполагают, что получат субсидии не все желающие, то зачем они увеличивают прогнозируемое число получателей? А если понимают, что средняя выплата вырастет вдвое, то почему закладывают в бюджет лишь 25-процентный рост расходов по этой статье?
Минсоц уверяет, что система ужесточается, социальные инспекторы проверяют доходы субсидиантов и даже вдвое увеличили количество отказов при оформлении госпомощи. Впрочем, официальные цифры пока говорят о весьма скромных результатах этих проверок. По состоянию на сентябрь, из 1,73 млн субсидий, срок которых истек в мае с.г., 97% выплат уже повторно переоформлены. Субсидии, срок действия которых истек в июле, назначены повторно на 85%.
По большому счету, требования Меморандума с МВФ к реформированию субсидий касаются именно качественной верификации получателей. Экспертов Фонда, как и их украинских коллег, пугает стремительный рост получателей госпомощи, неуемное желание украинского правительства раздать субсидии всем и каждому и тотальное обеднение среднего класса, который платит за этот банкет. Смущает другое: не углубляясь в детали, МВФ предлагает нашему правительству мониторить условия жизни домохозяйств и сверять уровень их расходов с объемом получаемых льгот. То есть то, что, по идее, и так уже происходит.
"При реформировании системы субсидий в первую очередь необходимо ориентироваться на адресность помощи. В законопроектах, которые вносились в парламент вместе с госбюджетом, например №5130, очень много внимания уделяется именно этому вопросу, но адресность понимается в несколько ином ключе. Минфин при условии, что закон будет принят, получит доступ практически ко всем существующим реестрам и возможность использовать персональные данные граждан. Это, по идее, обеспечит выявление тех получателей, которые оформили субсидии незаконно, - объяснила ZN.UA эксперт по вопросам социальной политики Института социально-экономических исследований Марианна Онуфрик. - То есть, с одной стороны, чиновники призывают граждан массово оформлять субсидии, но с другой - теперь начинают очень строго контролировать получателей".
То есть не теплокоммунэнерго, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы потребление тепла росло, и не поставщиков ЖКХ, манипулирующих ценами, будут проверять, а бабушек и одиноких матерей. А ведь один эффективный визит к поставщику может сэкономить государству миллионы гривен, а сто визитов к потребителям - лишь в лучшем случае тысячи.
Минсоцполитики не отстает от Минфина в этих начинаниях и уже внесло законопроект о социальном инспектировании, который, по сути, создает в системе соцзащиты полицейскую структуру, уполномоченную на местах проверять условия жизни любого претендента на какую-либо социальную помощь. При этом контроль действительно нужен. Но такой ли? Коррупционная составляющая на поверхности: один раз дать взятку инспектору, чтобы потом весь отопительный сезон государство оплачивало твои счета - выгодно. Но даже если закрыть глаза на этот аспект, справедлива ли такая политика по отношению к людям, которым два года рассказывают о том, что условия получения субсидий минимальные, и повышение тарифов их не коснется?
"Существует масса механизмов, способных предотвратить всевозможные злоупотребления еще на этапе оформления, - контроль над сокрытием доходов, проверка достоверности поданных деклараций. Например, если бы наконец-то была запущена Единая аналитическая система, большинства злоупотреблений просто не было бы. Процесс был бы прозрачен и понятен, а потребность в верификации исчезла. Но мы пошли другим путем - правительство сделало вид, что обеспечивает социальную защиту, а граждане изо всех сил делали вид, что они малообеспеченные. Теперь же правительство вместо усиления контроля на этапе оформления усиливает наказание для тех, кто уже является получателем выплат", - отмечает Марианна Онуфрик.
Впрочем, и тут системность изменений хромает на обе ноги. Например, предоставление ранее назначенной субсидии уже прекращается со следующего месяца, если в квартире прописывается новый жилец. Людям, которые по декларации вообще не получают доходы, среднемесячный доход начисляют в размере двух прожиточных минимумов (даже если этих доходов реально нет), а студентам дневной формы обучения - в размере одного прожиточного минимума, даже если этот студент и на стипендию не претендует.
При этом продажа недвижимости, получение наследства, наличие нескольких квартир или автомобилей, а также осуществление покупки на сумму свыше 50 тыс. грн не является причиной лишения гражданина права на получение субсидии или поводом для приостановления выплат, если субсидия уже предоставляется. Да, доход от продажи квартиры должен быть задекларирован в следующем году и учтен при расчете размера субсидии на будущий отопительный сезон, но не в следующем месяце, как в случае с пропиской нового члена семьи.
Более того, на оформление субсидии не влияет стоимость имущества, полученного в наследство или подарок. Этот доход не включается в совокупный доход семьи и не учитывается при расчете размера субсидии, давая широчайшие возможности для манипуляций.
Теоретически субсидия может быть отменена, а граждан могут обязать вернуть государству полученные суммы. Но из-за вышеописанных перекосов применить на практике эти инструменты сложно. Впрочем, Минсоцполитики уверено, что проблема не в системе контроля, просто "украинцы дисциплинированные, поэтому серьезных проблем пока не возникало". А тем временем одни "дисциплинированные украинцы" сдают за тысячи гривен квартиры в центре с ремонтом и оформленной субсидией.
Реформирование системы субсидий - это набор хаотичных, не связанных между собой и часто алогичных решений, принимаемых многочисленными участниками процесса. Чего только стоит идея учитывать депозиты при оформлении субсидии в стране, где вкладчиков нужно силой затягивать в оставшиеся на рынке банки.
При этом ожидания самого правительства от верификации субсидий довольно скромные, в пояснительной записке к упомянутому законопроекту №5130 сказано, что его нормы позволят сэкономить 3,7 млрд грн из бюджета и обеспечить поступление еще 2,5 млрд. Это на фоне зарезервированных только на субсидии 50 млрд грн. А ведь это лишь небольшая часть социальных трат. Трансферт из государственного бюджета ПФ в будущем году составит 156,1 млрд грн. На прочие соцвыплаты (помощи, льготы) заложено еще 108,3 млрд грн. Расходы бюджета только по двум этим статьям требуют свыше 264,4 млрд (!). Эта сумма соразмерна с объемом всех налоговых поступлений за январь-июль (семь месяцев) с.г. Поможет ли только верификация? Де-юре процесс идет, и технические требования МВФ выполнимы. Но решат ли они, например, главную проблему существующей системы субсидий - отсутствие мотивации для энергосбережения?
Наоборот, люди готовы отапливать воздух, лишь бы субсидию не отобрали. Переход к монетизации, которая действительно могла бы стимулировать снижение энергопотребления, спускают на тормозах. Да, это сложная реформа, о чем ZN.UA уже писало (Операция "Монетизация", № 25 от 9.07.2016). Но отказываются от нее из других соображений. Монетизация не выгодна никому из выгодополучателей действующей системы субсидий, ведь она предполагала бы раздачу реальным людям реальных денег, а не перечисление виртуальных из госбюджета теплокоммунэнерго, пусть и через счета потребителей.
Опорной точкой реформы субсидий должен стать именно потребитель. Сейчас его участие в процессе минимально - отсидеть очередь и оформить выплату. Финансы в системе обращаются за спинами граждан, влиять на эти потоки они не могут, в сокращении выплат не заинтересованы.
Возможно, в правительстве надеются на то, что Фонд энергоэффективности, который будет создан при Минрегионстрое, решит проблемы колоссальных энергопотерь, устаревшего жилого фонда, отсутствующих счетчиков и поставщиков, сознательно манипулирующих объемами потребления и ценами, чтобы гарантированно получать деньги из бюджета. Хорошо бы так. Но к полноценной работе фонд даже не приступил. Хорошо, если процесс запустят ко второму полугодию 2017-го. Хорошо, если он будет лучше программы "теплых кредитов" - откровенно дорогих и сложных в оформлении. Но о каких-либо сроках завершения программы энергоэффективности даже говорить не приходится. Надеяться на успех только этого начинания наивно. Что, конечно же, понимают и в Минфине, и в Минсоцполитики, и в Минэнерго. Как осознают там и все угрозы, связанные с дальнейшим ростом социальных выплат из бюджета, и последствия отказа от монетизации, и потенциальные злоупотребления со стороны энергетиков, и демотивированность потребителей экономить. Но текущее положение вещей, очевидно, всех устраивает. Лицемерие сквозит из всех щелей, а отлично отлаженная схема, позволяющая государству не сокращать дотации в энергетику, не просто работает, ее аппетиты растут.