Весь апрель не уставала радоваться за россиян. Какой поток информации о декларировании доходов топ-чиновниками! Соцопросы (больше всего граждан России интересуют доходы Путина и Жириновского), личный пример президента Медведева, который опубликовал декларацию свою и членов семьи, хотя соответствующий закон вступит в силу только в 2010 году, критика экспертов половинчатости антикоррупционного пакета законов. В общем, бурная публичная дискуссия, вал информации с суммами, гектарами, квадратными метрами жилья и кубическими сантиметрами двигателей собственных членовозов, на сайте Кремля — таблица о доходах членов правительства, их жен и несовершеннолетних детей. И строгий такой президент: «Отказ от предоставления информации о доходах должен вести к увольнению со службы».
Но еще интереснее в Киргизии. Там госчиновники теперь должны внести в декларации не только данные о доходах, вкладах, движимом и недвижимом имуществе, но и произведениях искусства, антиквариате и даже о домашнем скоте. В декларации госчиновники Киргизии также обязаны указать сведения о доходах своих близких родственников: супругов, детей, родителей, усыновителей, усыновленных, полнородных и не полнородных братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. Круто, да?
А что у нас? Да все, как раньше. Юлия Владимировна живет на одну зарплату. Виктор Андреевич обзавелся в прошлом году раритетным автотранспортом — горбатым «Запорожцем» и мотоциклом Harley-Davidson. Нарушителями закона снова стали несколько членов правительства. Министр аграрной политики Юрий Мельник не публикует свою декларацию уже второй год подряд. Причем журналистов «ТСН» пресс-секретарь министра уверила, что он готов предоставить для опубликования декларацию, однако в пресс-службе документом на 15 апреля не располагали.
Второй нарушитель — министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун. Кстати, в прошлом году его декларация тоже увидела свет на полтора месяца позже установленного срока. Не предоставили вовремя общественности свои финансовые поступления также вице-премьер Иван Васюник и министр Кабмина Петр Крупко. Однако массовое пренебрежение законом демонстрируют из года в год те, кто эти законы принимает, — народные депутаты Украины. Нам удалось найти всего несколько сообщений в СМИ о задекларированных доходах нардепов. Из года в год в числе первых их обнародует один из самых состоятельных украинцев — регионал Ринат Ахметов. На официальном сайте главы парламентского комитета и экс-министра обороны Анатолия Гриценко можно найти не только декларацию за 2008 год, но и документы за два предыдущих, чтобы можно было сравнить данные.
Часть опрошенных нами нардепов даже дискутировала — а должны ли? Часть советовала зайти на сайт ВР Украины, пребывая в полнейшей уверенности, что декларации там опубликованы: «Мы же сдавали!». Увы, этой информации нет. На страничках нардепов такая закладка даже не предусмотрена. Ситуацию разъяснил народный депутат Виктор Шемчук, который, кстати, публикует информацию о доходах в крымской прессе еще со времен своего прокурорства: «Общая практика сложилась такая, что саму декларацию о доходах народные депутаты сдают в соответствующее подразделение Верховной Рады, и больше к этому народный депутат как бы уже не имеет никакого отношения. И почти никто на сегодняшний день из народных депутатов лично не принимает меры для опубликования своей декларации, ведь мы подаем ее вместе с согласием на обнародование. Но если будет установлен общий государственный порядок опубликования всех деклараций всех служащих, как это предусмотрено в законе, то ничего страшного в этом не будет. А почему это не делается, я не знаю».
На самом деле и новый общий порядок не нужен, необходимо просто следовать действующему законодательству, которое, правда, сферу публичного декларирования доходов регламентирует не одним, а несколькими актами. Закон «О борьбе с коррупцией» (статья 6 — Финансовый контроль) гласит: «Данные о доходах, ценных бумагах, движимом и недвижимом имуществе и вкладах в банках должностных лиц, указанных в части 1 статьи 9 Закона «О государственной службе», членов их семей подлежат ежегодной публикации в официальных изданиях государственных органов Украины».
Смотрим статью закона о госслужбе, на которую идет ссылка. В первой части статьи 9 содержится перечень следующих должностных лиц:
президент Украины,
председатель Верховной Рады Украины и его заместители,
народные депутаты Украины,
премьер-министр и члены Кабинета министров Украины,
председатель и судьи Конституционного, Верховного и высшего специализированного судов,
генеральный прокурор Украины и его заместители.
А вот постановление Кабмина еще от 11 августа 1995 года «О применении статьи 13 Закона «О госслужбе», которое устанавливает дату и порядок подачи деклараций госслужащими, заканчивается абзацем: «Данные, содержащиеся в декларациях, являются конфиденциальными. Лица, виновные в неправомерном использовании этих данных, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством». Вопрос — все ли декларации закрыты для разглашения — даже не риторический, потому как есть вышеприведенные нормы закона.. Тогда почему в постановление КМ не внесены поправки? Хотя вопрос гораздо шире: почему круг лиц, на которых распространяется публичное декларирование о доходах, в Украине так узок, а те, кто в него входит, рассказывают журналистам военно-морские истории?
Наверное, потому же, почему Украина (в отличие от России, Беларуси и т.д.) до сих пор не ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, которую подписала еще 11 ноября 2003 года. Вернее, ВР Украины Конвенцию ратифицировала, но вот соответствующий закон, подписанный президентом 18 октября 2006 года, по сути, ее блокировал. Потому как последний пункт гласит: «Цей Закон набирає чинності з дня набрання чинності законом України про внесення змін до деяких законодавчих актів щодо відповідальності за корупційні правопорушення у зв’язку з ратифікацією Конвенції ООН проти корупції». При Кучме и «преступном режиме» сказали «а», а при Ющенко и «растущей демократии» способны только показывать друг на друга пальцами и просить GREСO ( Группа стран Совета Европы против коррупции) о «технической помощи»? Кстати, по результатам мониторинга 2008 года в рейтинге Transparency International по уровню коррупции в госсекторе Украина скатилась с 119-го места на 134-е. Разделив его с Пакистаном, Либерией и Никарагуа.
Правда и то, что несколько президентских антикоррупционных законопроектов, в том числе и принятые в первом чтении еще ВР прошлого созыва, которые должны были бы приблизить страну к упомянутой Конвенции, никак не входят в зону внимания нынешних законодателей. Геннадий Москаль, несомненный лидер среди авторов новых антикоррупционных проектов законов, так поясняет блокирование в их принятии: «Чтобы попасть в зал, законопроекты должны пройти через наш комитет. А в нем большинство составляют депутаты от Партии регионов. Как только выносится проект по борьбе с коррупцией — так у нас нет кворума. Просто уже смешно!». Но, пожалуй, такое объяснение тоже слишком простое. Была бы воля президента — нашлось бы время и возможности для любых прогрессивных изменений в законодательстве. Но, увы, потрачены были на другие вещи, от которых у всех уже изжога.
В последние месяцы Г.Москаль зарегистрировал еще четыре законопроекта, связанных с борьбой с коррупцией или ее предупреждением. Изменения в законодательстве предполагают значительное расширение перечня должностных лиц, чьи декларации должны ежегодно публиковаться — это все госслужащие первой и второй категории и приравненные к ним должностные лица органов местного самоуправления. То есть в них попадают и топ-чиновники на местах, а не только представители центральных органов власти, что, без сомнения, очень важно.
Впрочем, если обратиться к Конвенции ООН против коррупции, то там перечень «публичных должностных лиц» гораздо шире. А именно:
— любое назначенное или избранное лицо, занимающее любую должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности указанного лица;
— любое другое лицо, выполняющее любую публичную функцию, в том числе для публичного учреждения или публичного предприятия, либо предоставляющее публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника;
— любое другое лицо, определяемое как «публичное должностное лицо» во внутреннем законодательстве государства-участника.
Так что есть к чему стремиться. Однако без давления «снизу» ни изменения в антикоррупционном законодательстве, ни строгого исполнения уже действующего не случится. И тут самое время спросить: куда смотрит пресса? Не важно, кем она себя позиционирует — сторожевым псом демократии или барбосом. Тема честности декларирования доходов власти предержащей востребована в любом формате. Главное, чтобы вопросы задавались. И ответы будут, не сомневайтесь!
Три крымских медиа-проекта — еженедельник «События», телепрограмма «Вопрос национальной безопасности» и интернет-издание «Центр журналистских расследований» — всего две недели назад обратились и к тем должностным лицам, чьи декларации должны публиковаться, и к тем топ-чиновникам автономии и местного самоуправления, информация о доходах которых защищена «конфиденциальностью». Промежуточный результат можно увидеть на сайте not founded. Здесь же замечу, что уже опубликованы декларации не только народных депутатов — лидеров крымских организаций Партии регонов и БЮТ Василия Киселева и Андрея Сенченко (лидер крымских коммунистов Леонид Грач еще думает), но и членов правительства и президиума ВР автономии. Более того, некоторые депутаты и чиновники соглашаются говорить и демонстрировать на камеру свои крупные расходы, среди которых и подарки детям— автомобили и новые дома. Тем самым подтверждая, что давно уже пришла пора радикально изменить форму декларации госслужащих и внести в нее раздел «расходы», без которого декларирование доходов (как правило, зарплаты и матпомощи) превращается в ритуал, которого самодостаточные люди стыдятся.
Таким образом, пока «верхи» не могут, СМИ вполне способны сделать обыденной практикой и нормой публичное декларирование доходов и расходов «публичных должностных лиц». А отклонением от этой нормы в общественном сознании должны быть отказы в обнародовании такой информации.