В эти дни в Крыму происходит событие, последствия которого могут в значительной степени повлиять на развитие ситуации на полуострове — и политической, и экономической, и в плане стабильности. В Симферополе проходит пятый курултай крымскотатарского народа — национальный съезд, избирающий меджлис и определяющий его политику. Мустафа Джемилев, бессменный лидер меджлиса в последние 16 лет, подает в отставку.
Смена председателя меджлиса проходит на фоне опасного обострения отношений репатриантов и власти по поводу тупикового для обеих сторон вопроса самозахватов земли. Среди самих крымских татар слышен треск раскола по многим направлениям. Некогда монолитный электорат рассыпался. В мусульманской среде крепнут радикальные группировки, в меджлисе все большее влияние обретают люди бизнеса, и если эти два вектора сойдутся, предсказывать развитие событий станет еще сложнее. Потому что процесс станет еще менее управляемым, чем сейчас.
Причиной отставки сам Мустафа Джемилев называет невозможность совмещать депутатскую деятельность в ВР Украины и эффективное руководство меджлисом. В приватных разговорах откровенно говорит и о подорванном в ссылке здоровье, впрочем, об этом известно многим. Как и то, что на протяжении последних лет желание уйти Мустафа-бей высказывал буквально перед каждым курултаем. Но его уговаривали остаться.
«Думаю, что на этом курултае он заявит, что уходит, там начнутся бурные протесты, слезы по щекам, возгласы: «На кого ты нас оставляешь?», и в конце концов курултай своим решением изберет его еще раз, — говорит лидер организации «Азатлык», делегат курултая Надир Бекиров. — Поэтому основной мотив такой: на фоне того, что он теряет контроль над простыми людьми, ему сейчас нужна пропагандистская волна, которая покажет на курултае, что он — любимец публики» («Контекст-медиа»).
Оппоненты Джемилева утверждают — это не просто политическое кокетство желающего услышать: «Ты незаменим!», это еще и способ выявить нелояльных к себе и жаждущих власти соратников. Но в этот раз ситуация все-таки другая.
Против отставки М.Джемилева выступают как раз те, кто больше всех мог бы претендовать на его должность. Это Рефат Чубаров, Ильми Умеров, глава Бахчисарайской райгосадминистрации, и Ремзи Ильясов, член президиума ВР Крыма. Но каждый — по своей причине. Чубаров, которого вместо себя предлагает сам Джемилев, до последнего дня отказывается, и Мустафа-бей говорит в интервью: «Надо, чтобы делегаты курултая на него хорошенько нажали».
Интрига сохраняется до начала съезда. Накануне, в прямом вечернем телеэфире, Рефат Чубаров так и не дает внятного ответа, но все отсылы к харизме Джемилева дают понять — Чубарова еще «не дожали». «Мы хотим провести эти реформы (в работе меджлиса. — Авт.) и хотим, чтобы авторитет Мустафы Джемилева был гарантирующим в их проведении. Не секрет, что в большом политическом организме всегда бывает очень сильная разность мнений, и не всегда все его составляющие исходят из тех целей, которые декларируются открыто. Нередко частные интересы доминируют у отдельных политиков, и для того чтобы не дать отдельным политикам мешать проведению реформ, нам необходим авторитет Мустафы Джемилева», — заявил Рефат Чубаров в программе «Главный редактор».
Простыми словами это означает следующее: если Мустафа уйдет, в меджлисе начнется междоусобица, а влияние политиков-бизнесменов достаточно велико, и меджлис может быть «приватизирован» одной из групп. Выразителем ее интересов часто называют третье лицо в меджлисе — Ремзи Ильясова, который оставался «на хозяйстве» в отсутствие нардепов Джемилева и Чубарова. В пользу этой версии говорит и то, что накануне курултая Ильясов негласно начал формировать некую «коалицию», что позволило бы настоять на переизбрании М.Джемилева и провести в меджлис своих людей.
Мало сомнений и в другом. Мустафа Джемилев, который не раз демонстрировал жесткую авторитарность, который выстроил все регламенты под свое бессрочное председательство (оппоненты шутят — осталась только передача власти по наследству, чего и у крымских ханов не было, поэтому сравнивать уместнее с туркменбаши), вряд ли хочет отказаться от статуса лидера народа. И вместе с ним от всех рычагов влияния на меджлис, фракцию в крымском парламенте, членов правительства, делегированных меджлисом, и многих-многих представителей в органах власти на местах, а также соотечественников-бизнесменов, имеющих «татарские» коридоры для решения вопросов. А вот ответственностью и тяжестью работы можно поделиться.
Источники утверждают, что рассматривались два компромиссных варианта. Для Мустафы Джемилева можно учредить должность председателя курултая, а меджлис, им формируемый и ему подотчетный, возглавит Рефат Чубаров. Второй вариант — отставку отложить на год, а тем временем «провести реформу» в милли-меджлисе и в местных.
В любом случае Рефату Чубарову не позавидуешь, хотя второй вариант для него предпочтительнее — мало ли что за год произойдет. Но надо понимать: возглавив меджлис, этот перспективный, популярный, хорошо образованный, умеренный и нормально воспринимаемый нетатарским населением политик никогда больше не сможет претендовать на какую-либо важную государственную должность, на которую у него есть основания претендовать. Особенно сейчас, когда его место в списке «НУ—НС» оказалось непроходным. До этого Рефат Чубаров был депутатом ВР Украины двух созывов, причем первый раз победил в мажоритарном округе, что, согласитесь, для Крыма было почти невероятным. Но это не тот случай и не тот человек, который будет думать о себе. Долг перед народом для Чубарова не пустые слова.
Какое решение поддержит курултай — гадать не будем. Это будет решение самого Мустафы-бея. А согласие Р.Чубарова — только дело времени, которое может наступить и сегодня — вопрос рассматривается в субботу. Конечно, его решимость реформировать работу меджлиса, с тем чтобы быть ближе к людям («мы долго занимались большой политикой, а есть насущные проблемы, особенно на местах»), во многом будет зависеть от свободы действий. А она, в свою очередь, — от степени ухода Джемилева и состава нового меджлиса, который сформируют в воскресенье.
Борьба за место в представительном органе крымских татар нешуточная, и здесь применимы все популярные в отечественной политике средства. Делегаты курултая рассказывают, что еще до регистрации представители одной из групп (выборы были по спискам общественных организаций и объединений) предлагали деньги за голосование за их кандидатов. Впервые наблюдается и такое количество крупных крымскотатарских бизнесменов среди делегатов курултая. Больше других их в списке «Адалет», формированием которого занимался Ремзи Ильясов. Здесь же — и представители чиновничества. К ним же примыкает т.н. группа «Элим» — по названию крупной фирмы. Эти делегаты, по словам источника, и составили основу «коалиции».
Это не лишние подробности. Соотношение идейных политиков и представителей бизнеса в новом меджлисе будет определяющим для многих его решений. В первую очередь — относительно самой взрывоопасной для Крыма земельной проблемы.
После событий на Ай-Петри, когда тысяча спецназовцев «обеспечивала» выполнение решения суда о сносе незаконной постройки на одной сотке и семь репатриантов угодили в больницу (один с огнестрельным ранением), большинство членов меджлиса проголосовали за «мобилизацию» и создание отрядов самообороны. Мустафа Джемилев решение ветировал, поскольку считает это отклонением от принципов ненасилия, которых всегда придерживалось национальное движение крымских татар. Решение должен принять курултай. Джемилев собирался предлагать другие варианты реакции на действия властей. Однако многие считают отряды самообороны методом адекватным: крымская власть и предприниматели используют как противовес репатриантам казачьи формирования, охранные структуры (часто это одно и то же), привлекают спецназ. В то же время земельная проблема не решается, а сотни гектаров уходят «инвесторам».
Пожалуй, это будет самая сложная проблема, которую придется решать Рефату Чубарову, если он возглавит меджлис, что делать с самозахватами? Уже всем здравомыслящим должно быть понятно, что, по крайней мере, в городской черте никто не будет узаконивать самовольно занятые большие участки земли. И антитатарские настроения большинства депутатов местных советов здесь ни при чем. Земля дорожает с каждым днем. Это уже вопрос коммерции и коррупции. Это первый момент. Второй требует честного и оттого непростого признания существования коммерческих захватов под заказы конкретных людей. Для дальнейшей продажи участков или строительство на продажу. Чтобы только попасть в список «участников захвата», люди платят от одной до пяти тысяч долларов. Потом еще — на охрану, «на юриста», на продвижение вопроса в ведомствах и т.д. Кто-то скажет людям правду, что это бессовестное отбирание денег у своих? Куда эти обманутые люди пойдут? В меджлис. Или под пули и дубинки?
Кстати, «король самозахватов» Даниал Аметов — тоже делегат курултая, у него был собственный список и есть своя группа делегатов. Ему приписывают контроль над пятью самозахватами в Симферополе и пригороде. Самый известный, благодаря нескольким столкновениям, и в последний раз — с участием спецназа, на улице Балаклавской.
Но, независимо от решения курултая, отряды самообороны для защиты самозахватов уже созданы. От камуфляжа до соответствующей духовной подготовки. Аметов — активный сторонник салафии. Это направление в суннизме на наших просторах более известно по имени наиболее выдающегося проповедника — Ибн Абд-уль Ваххаба. Так что российским журналистам теперь не надо лазить по крымским горам в поисках татарских ваххабитов — они на самозахватах. В открытом доступе. А еще недавно появились хабашиты. Это кроме сторонников Хизб ут-Тахрир, которые в последние два года зримо расширили свои ряды.
И это еще одно минное поле для нового председателя меджлиса.
И не только для него. Вопросы неуправляемости процессов, происходящих во все еще достаточно автономной крымскотатарской среде, и нерешенности жизненно важных проблем большинства репатриантов должен стоять на повестке дня государства, на деле заботящегося о национальной безопасности. Ведь это готовая почва для разворачивания опасного сценария, особенно, если драматурги и режиссеры прошли хорошую спецподготовку.
Какие реформы собирается проводить Чубаров, пока что внятно не сформулировано. На какое расстояние от дел отойдет Джемилев — вопрос самый важный, потому что только он мог унять радикалов и только с ним считалась власть. Другое дело, что с каждым днем эти позиции ослаблялись. И будут слабеть все стремительнее, даже если он не уйдет. Знаменем народа он останется и без должности, но решения будут принимать представители бизнеса и связанного с ним чиновничества, которые имеют все шансы получить большинство в меджлисе. В этой ситуации Рефат Чубаров может удержать контроль только в одном случае — если получит поддержку центральной власти. Наглядно. Президент повторно подаст в парламент ветированный Л.Кучмой закон о реабилитации депортированных по национальному признаку. Правительство выполнит решения СНБО по наведению порядка в земельной сфере в Крыму и т.д. Короче, Киев начнет заниматься проблемами репатриантов и Крыма в целом системно и дальновидно. Иначе очень скоро придется создавать новые спецкомиссии, заседания СНБО, тушить пожар, спасать стабильность….