Россия в Крыму отбирает у детей украинскую идентичность

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Россия в Крыму отбирает у детей украинскую идентичность © depositphotos/IvanikovaT
Крымские дети уже шесть лет находятся под влиянием масштабной российской агрессивной милитари-пропаганды.

Украинская идентичность в Крыму была не в моде и до оккупации. Школ украинских было мало, однако они были. После оккупации ситуация резко изменилась. По факту сейчас украиноязычных школ на полуострове нет. Они все уничтожены. В одной из школ Симферополя, где были украинские классы, сейчас воспитывают кадетов ополчения. Быть украинцем в Крыму не только сложно, но еще и опасно. Все мы помним обыски и давление на активистов Украинского культурного центра, задержания за селфи в вышиванках и фальшивое уголовное дело за флаг на крыше дома. А теперь усилия оккупантов направлены против наших детей. Которые родились в Украине и согласно конвенции о правах ребенка имеют полное право на выражение и сохранение своей украинской идентичности.

Дети - жертвы военного преступления

Крымские дети уже шесть лет находятся под влиянием масштабной российской агрессивной милитари-пропаганды. Часть таких действий попадает под определение военного преступления и нарушает права ребенка.

Руководитель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник разъясняет, какие именно международные нормы нарушает в этом случае РФ.

"Статья 51 Женевской конвенции "О защите гражданского населения во время войны" говорит о том, что на оккупированной территории запрещается пропаганда службы в армии оккупирующей державы. Более того, в дальнейшем многих детей после 18-летия призывают в российскую армию. Значит, мы имеем все основания говорить о военном преступлении России".

Командующий ЧФ РФ Игорь Осипов вручает крымским школьникам значки юнармейцев, Ялта, октябрь 2019
Командующий ЧФ РФ Игорь Осипов вручает крымским школьникам значки юнармейцев, Ялта, октябрь 2019

Статья 38 Конвенции о правах ребенка, которую Россия ратифицировала 23 августа 1993 года, обязывает государство-оккупант уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к нему в случае вооруженных конфликтов и обеспечивать их соблюдение.

По факту власти РФ шестой год подряд грубо и системно нарушают эти нормы. Вся система школьного образования, начиная с учебных программ, в той или иной форме пропагандирует службу в российской армии и "ценности русского мира", что лишает детей возможности проявлять украинскую идентичность или свободно выбирать свою идентичность. Таким образом, это касается сохранения и развития индивидуальности ребенка, о чем говорит и Конвенция о правах ребенка", - заявляет правозащитница.

Цель - смена идентичности

Эта стратегия закреплена и в указах оккупационных властей Крыма.

Так, 18 декабря 2014 года был принят указ Главы Республики Крым №522-У "Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым".

Одна из задач Концепции - формирование у крымских детей основ российской гражданской идентичности. Другая задача - "совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе, получение гражданами Республики Крым начальных знаний в области обороны и обучение основам военной службы".

Подконтрольные руководству России министерства, ведомства, общественные организации и медиа уже пять лет успешно воплощают в жизнь эти задачи в Крыму.

"Конвенция ООН говорит, что ребенок должен воспитываться в атмосфере мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами. Однако в Крыму для детей создается совершенно иная атмосфера", - поясняет Ольга Скрипник.

"Это политика деперсонализации личности и подготовка молодежи к незаконному, согласно нормам международного гуманитарного права, призыву в армию страны-оккупанта. Обычно врагом, по российским учебным программам и образовательным мероприятиям, является или Украина, или западные государства, а Украинское государство рассматривается в учебниках как якобы часть "великой России", - считает она.

Охота за сознанием детей

Проблема со сменой национальной идентичности украинских детей в Крыму лежит не только в юридической плоскости, но и в психологической. Оккупационные власти своими действиями влияют на сознание детей.

Психолингвист, кандидат психологических наук Юлия Крылова-Грек считает, что у детей, ставших жертвами такой пропаганды, практически не остается выбора.

"С одной стороны - родители, поддерживающие все происходящее, с другой - школа с навязчивым односторонним воспитанием. Ситуация особенно драматична, когда речь идет о детских домах. Если в первом случае есть хотя бы надежда на здравомыслящих взрослых, то тут альтернативы нет. В принципе, дети просто не видят другой стороны медали, им не с чем сравнить жизнь на оккупированной территории. Волей-неволей они становятся частью этого мира, что в конечном итоге меняет их сознание и формирует отношение к жизни", - говорит ученая.

Сироты под прицелом

Один из примеров такой работы с детьми-сиротами - запуск в Крыму программы "Юнармия. Наставничество". Этот проект рассчитан на воспитанников интернатов, с которыми работают руководители Юнармии, масштабно вовлекая их в милитаризованный образ жизни.

Воспитанники Лозовской специальной школы-интерната участвуют в мероприятии проекта «Юнармия. Наставничество». Крым, март 2019 года.
Воспитанники Лозовской специальной школы-интерната участвуют в мероприятии проекта «Юнармия. Наставничество». Крым, март 2019 года.
Крымпатриотцентр

Юлия Крылова-Грек уверена, что у детей-сирот, участвующих в программе, шансы получить альтернативный взгляд на мир сводятся к нулю.

"В случае с детьми-сиротами, которым не хватает семьи, где они могли бы почувствовать поддержку и поделиться своими переживаниями, система наставничества от государства может стать дополнительным рычагом влияния на несформированную психику. И если человек, который приходит к детям в качестве наставника, педагог достаточно талантливый, чтобы расположить к себе ребенка и стать для него авторитетом, тогда его мнение будет иметь большое значение, что делает детей априори ведомыми".

Телевидение как оружие

Важную роль в формировании личности также играет телевидение. Американской академией педиатрии (ААР) экспериментально было доказано, что телевидение не просто влияет, оно формирует поведение детей и их отношение к жизни.

Ситуация со свободой слова в Крыму не способствует развитию критического мышления маленьких крымчан. Как показывают мониторинги Крымской правозащитной группы, на полуострове постоянно блокируют украинские сайты, радиостанции и некоторые спутниковые телеканалы.

В этих условиях в Крыму идет массивная атака на сознание и создание определенных стереотипов, - считает психолингвист.

"Родители, школа, детский садик, кинофильмы - все направлено на то, чтобы сформировать определенное отношение, определенный тип поведения и картину мира. И, конечно же, потом очень тяжело будет научить этих людей критически мыслить, видеть альтернативы. Как многие дедушки и бабушки до сих пор скучают по Сталину и СССР, так, возможно, и у какого-то процента этих детей будет оставаться ностальгия, связанная с великой воинствующей Россией.

Причины ностальгии очень простые и понятные: воспоминания детства, в своем большинстве позитивные, создают картину воспоминаний единую с окружающим миром. В детских садах, школах идея превосходства "русского мира" формируется через игру, которая является лучшей формой усвоения информации и которая будет ассоциироваться с позитивными переживаниями, связанными именно с воинственно-патриотическим полусоветским миром. Поэтому есть очень большая вероятность, что этот мир как раз и станет тем местом, где эти люди привыкнут чувствовать себя хорошо и комфортно", - говорит Юлия Крылова-Грек.

Пионеры на митинге в Севастополе, октябрь 2019 г.
Пионеры на митинге в Севастополе, октябрь 2019 г.

С точки зрения психологии, ребенок более доверчив, чем взрослый, у него меньше опыта, - разъясняет ученая.

"У ребенка до подросткового возраста еще не сформированы абстрактные понятия. Его психика гораздо пластичнее, его сознанием намного легче манипулировать и управлять. И это одна из причин, почему ребенка до 15 лет не следует вовлекать ни в какие военизированные организации. К сожалению, все эти нехорошие вещи делаются с согласия родителей. В ситуации, когда родители имеют противоположную российской пропаганде точку зрения и как-то объясняют ее детям, у ребенка намного меньше шансов стать маленьким милитаризованным винтиком большого имперского механизма. В ситуации, когда родители являются частью этого мира, у их детей очень маленькие шансы вырваться из этого информационно-пропагандистского круга", - поясняет Юлия Крылова-Грек.

Церковь и милитаризация

Еще один способ влияния на неокрепшие умы крымских детей - вовлечение священников в процесс смены идентичности. Например, кадеты казачьих классов в Крыму принимают присягу с участием священников русской православной церкви.

Кадет школы-гимназии №10 им. Э.Покровского принимает присягу в часовне преподобного Серафима Саровского
Кадет школы-гимназии №10 им. Э.Покровского принимает присягу в часовне преподобного Серафима Саровского

При этом в тексте присяги казачков симферопольской гимназии №10 есть слова клятвы верности России. В сознании этих детей их религия и российская идентичность таким образом связываются воедино.

Еще один способ привязки военной пропаганды РФ к религии - прославление российского адмирала Ушакова как святого русской православной церкви. Русский флотоводец канонизирован РПЦ в 2001 году. С этого момента ему поклоняются прихожане этой церкви. Российская пропаганда использует этот прием в том числе и для прославления российской армии, называя Ушакова родоначальником Черноморского флота РФ.

Симферопольские кадеты и ополченцы у гроба с мощами Федора Ушакова. Севастополь август 2016 года
Симферопольские кадеты и ополченцы у гроба с мощами Федора Ушакова. Севастополь август 2016 года
QHA (Агентство Крымские новости)

"Если ребенок из верующей семьи, тогда речь идет тоже об авторитете, только в религиозном мире. И если ему сказали, например, что русский адмирал Ушаков святой, то у ребенка не будет поводов в этом сомневаться", - говорит ученая.

Варианты защиты

Поиск альтернативных точек зрения

В тоже время Юлия Крылова-Грек считает, что в случае, когда пропаганды будет слишком много и будет видна разница между тем, что говорят и тем, что есть в действительности, тогда происходит пресыщение неправдивой информацией и начинаются сомнения. В результате повзрослевшие дети будут видеть эту разницу и, приходя в состояние когнитивного диссонанса, пытаться сами разобраться в ситуации и искать альтернативные источники получения информации.

На сегодня таким источником для детей остается Интернет, который пока еще трудно контролировать.

Юридический аспект

Сбор фактов и доказательств нарушений - очень важная и необходимая работа, которой занимаются сейчас правозащитные организации и правоохранительные органы Украины.

"Крымская правозащитная группа совместно с прокуратурой АРК готовит сообщение в Международный уголовный суд (МУС). В Офис прокурора МУС будут переданы задокументированные факты нарушений норм международного гуманитарного права, связанные с пропагандой среди детей службы в армии РФ. Кроме того мы готовим для соответствующих институций ООН информацию о нарушениях прав детей в результате милитаризации общественной жизни на полуострове", - говорит Ольга Скрипник.

Медиаграмотность

Важно формировать у детей основы медиаграмотности. Следить за тем, какой контент дети смотрят, читают и слушают.

"К сожалению, в настоящее время даже некоторые взрослые не в состоянии адекватно оценивать информацию. В этом есть и психологический момент. У человека есть такая особенность, что если у него уже устоялись какие-то убеждения, то он старается находить такую информацию, которая подтверждает это убеждение. И поэтому возможно он даже не захочет читать или воспринимать серьезно то, что расходится с его убеждениями. Например, в Американской академии педиатрии считают, что один из эффективных способов защиты детей от влияния телевидения - проведение с родителями работы по медиаграмотности.

Если говорить о том, что может сделать Украина, чтобы исправить ситуацию, то здесь нужно подумать о формах подачи информации детям в Крыму. Например, это может быть интернет-канал с видео о жизни в развитых странах или истории из жизни, в том числе и с жителями Украины, мультфильмы, где красочно показаны особенности украинской культуры, исторические обзоры. Информация должна быть в познавательной или игровой форме, потому что новостной формат детям будет не очень интересен", - рекомендует ученая.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме