Виновником такого форменного «безобразия» стал Международный фонд «Відродження» (МФВ). Ему при содействии партнеров — Канадского агентства международного развития (CIDA), Шведского агентства международного развития (SIDA) и Центра административной реформы — удалось основать проект «Создание групп анализа политики и центра информационных ресурсов в правительстве Украины». Проект стал результатом совместной инициативы МФВ, Международного центра перспективных исследований и Института открытого общества. В итоге вот уже около года все наше правительство реформаторов во главе с премьером Виктором Ющенко проходит курс ликбеза, специально предназначенный для чиновников самого высокого ранга. Во всяком случае, об этом 2 апреля на презентации проекта заявил исполнительный директор МФВ Евгений Быстрицкий.
Вместе с тем, судя по заверениям правительственного секретаря Виктора Лисицкого, силой за парты никого не садили. Все происходило с точностью до наоборот: среди правительственных чиновников пришлось даже проводить конкурсный отбор (как это трудно представить — конкурс в Кабмине!), так как поначалу на 49 учебных мест претендовало 120 кандидатур. Заслуживает внимания и еще один нюанс: реформаторов учили не за то, что они считаются таковыми, а потому что они просто не отказались от соответствующего предложения. Г-н Быстрицкий клятвенно заверял на презентации, что такую же возможность имели и предыдущие команды Кабмина. Выходит, не посчитали нужным. Пытались справиться с государственными вожжами, используя лишь старый административно-командный багаж.
Даже при том, что реформы в государстве пробуксовывают, вряд ли кто-то будет отрицать, что времена все же изменились. По крайней мере, монополия государственной собственности и всеобъемлющий контроль государства за использованием ресурсов канули в Лету. На смену пришла экономика, в которой превалируют частные интересы. Использование старых методов в экономике с новой структурой создает ситуацию, когда самые искренние намерения и усилия политических лидеров и государственных служащих приводят к очень посредственным результатам. Вот этого донорам проекта, похоже, хотелось бы избежать. Во всяком случае, денег на это они не жалели — только фонд «Відродження» выделил 235 тыс. долларов, которые будут потрачены в Украине, еще около 300 тыс. «зеленых» его партнеры направили на оплату услуг иностранных консультантов.
Средства должны обеспечить достижение главной цели проекта — подготовки правительственных аналитиков. В рамках проекта создано восемь групп: стратегического планирования, регламента работы КМУ и по две группы, специализирующиеся на социальной, инвестиционной, экономической политике.
Участники проекта ознакомятся с мировым опытом подготовки и принятия правительственных решений, научатся анализу государственной политики и вынесению обоснованных решений. При этом обучение проходит непосредственно на рабочих местах с максимальным приближением к ежедневной практике. Учебные семинары разрабатываются в соответствии с потребностями, которые определяет секретариат Кабмина. Перед западными консультантами стоит задача передавать свой опыт, а не просто помочь в подготовке того или иного документа или решении определенной проблемы.
Практика показывает, что даже полезные советы иностранных консультантов зачастую остаются нереализованными лишь потому, что некому их реализовывать. Зато теперь шанс, говорят, появляется. Тем более, что по мере расширения проекта учениками не побоятся стать также специалисты администрации Президента, Минэкономики, Минфина. Очень вероятно, что данный список будет и дальше расширяться. Предполагается, что в перспективе проект осчастливит собой регионы. Тогда благодаря усилиям иностранных специалистов отечественные бюрократы-выпускники, во-первых, овладеют навыками анализа, точного выделения проблем государственной политики и нахождения путей их разрешения. Покажут, как и где искать помощь, заказывать необходимые исследования.
Во-вторых, освоят стратегическое планирование. Им предстоит освоить науку выявления причинно-следственных связей и выработки на этой основе стратегии устранения узких мест.
В-третьих, кое-кому придется смириться с коллегиальным подходом в принятии решений и подготовке документов. Так как в ходе открытого обсуждения различными органами государственной исполнительной власти готовящихся аналитических материалов удастся серьезно повысить их качество.
Все правильно, непонятно одно: что, всего этого не знали или не умели предыдущие правительства? Ведь для профессионала все вышеперечисленное не что иное, как азы. Каким же образом тогда управляли многострадальным государством и управляют до сих пор? А может, и не было никакого управления?..