Поднять вымпел!

9 июня, 2017, 19:08 Распечатать Выпуск №22, 10 июня-16 июня

Верховная Рада восстановила один из краеугольных камней внешней политики Украины. В минувший четверг 276 депутатов, приняв законопроект №6470, вновь сделали вступление нашей страны в НАТО внешнеполитическим приоритетом Киева.  Однако решение парламента изрядно запоздало.

© МО Украины / Flickr

Верховная Рада восстановила один из краеугольных камней внешней политики Украины. В минувший четверг 276 депутатов, приняв законопроект №6470, вновь сделали вступление нашей страны в НАТО внешнеполитическим приоритетом Киева. 

Однако решение парламента изрядно запоздало. Украинская власть должна была принять это решение еще в 2014 г., когда Россия напала на Украину и оккупировала Крым и Донбасс, когда политика внеблоковости продемонстрировала свою несостоятельность. Но лучше позже, чем никогда. И узнав об итогах голосования, один из ветеранов украинской дипломатической службы Владимир Хандогий назвал решение парламента "торжеством справедливости". 

Фиксация в Законах "Об основах внешней и внутренней политики Украины" и "Об основах национальной безопасности Украины" положения о членстве Украины в НАТО означает не только корреляцию внешнеполитической цели Киева, но и разрыв еще одной цепи, связывавшей нашу страну с Советским Союзом и Россией. Кроме того, это также и демонстрация единства значительной части украинского политикума в отношении курса евроатлантической интеграции. Не голосовала за изменение в украинском законодательстве лишь фракция "Оппозиционный блок". 

Напомним, в принятом в 2003 г. Законе "Об основах национальной безопасности Украины" впервые было задекларирована цель — членство в НАТО, "при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с РФ, другими странами Содружества Независимых государств, а также другими государствами мира". 

В числе тех, кто голосовал тогда за этот закон, были и представители парламентской фракции Партии регионов. Но в апреле 2010 г. Виктор Янукович отказался от политики евроатлантической интеграции, которую он реализовывал, будучи премьером при президентах Леониде Кучме и Викторе Ющенко, и, убрав упоминание в законах о членстве в альянсе как внешнеполитической цели Киева, законодательно закрепил внеблоковый статус Украины. 

В декабре 2014 г. парламент принял решение об отказе Украины от политики внеблоковости. Однако инициированные президентом Петром Порошенко изменения в Законы "Об основах внешней и внутренней политики Украины" и "Об основах национальной безопасности Украины" были половинчатыми. 

Формально в документах восстанавливался курс на евроатлантическую интеграцию. Однако в них не указывалась знаковая цель — членство нашей страны в альянсе. Например, в Законе "Об основах национальной безопасности" говорится лишь об интеграции в некое "евроатлантическое пространство безопасности". Основными же направлениями государственной политики во внешней сфере было определено углубление сотрудничества с НАТО "с целью достижения критериев, необходимых для членства в этой организации".

Собеседники ZN.UA по-разному объясняют причины тогдашнего решения Киева. Одни утверждают, что у высшего политического руководства Украины отсутствовала политическая воля. Другие говорят о существовавших в 2014 г. опасениях, что в парламенте не наберется нужного количества голосов. Третьи уверяют, что украинская власть не хотела "заводить" избирателей, выступавших против вступления в альянс. Четвертые полагают, что П.Порошенко стремился не раздражать лишний раз не только Москву, но и Брюссель. Дескать, логика была такова: "тихой сапой" идти в НАТО, не привлекая лишнего внимания".

Но за два с половиной года, последовавших после отмены "внеблоковости", законы, а с ними и декларируемые внешнеполитические приоритеты, вновь были изменены. Что же нынче подтолкнуло Киев к изменению позиции? 

Безусловно, в 2017-м украинские власти стали придерживаться более жесткой линии в отношениях с Москвой. Не исключено, что в Киеве также решили подобной пиар-акцией создать благоприятный фон для запланированного на 9–10 июля в украинской столице заседания Североатлантического совета на уровне послов и с участием генсека организации Йенса Столтенберга. В рамках этого мероприятия пройдет и заседание комиссии Украина—НАТО (КУН) с участием украинского президента. 

Но поясняя причины появления законопроекта №6470, один из его авторов, спикер Андрей Парубий, заявил: решение о внесении поправок в законы об основах внешней и внутренней политики и национальной безопасности он принял после своего участия в Парламентской ассамблее НАТО в Тбилиси и "чрезвычайно плодотворного общения". 

Подобная самодеятельность председателя Верховной Рады кажется маловероятной, учитывая и личности соавторов законопроекта, и количество проголосовавших за углубление сотрудничества с НАТО "с целью обретения членства в этой организации". Да и Петр Порошенко, стремясь развеять сомнения, заявил, что подпишет закон о восстановлении курса Украины на членство в НАТО, поскольку эта инициатива была согласована с ним. Тем не менее информированные собеседники ZN.UA в один голос уверяют, что ни АП, ни МИД не были задействованы в подготовке текста этого законопроекта, хотя украинские дипломаты его и поддерживают. 

Это решение Верховной Рады принималось и без консультаций с Брюсселем. И голосование в парламенте вызвало у представителей как альянса, так и стран — членов организации удивление. В результате в Организации Североатлантического договора публично только сухо заявили, что приняли к сведению решение Верховной Рады и поддерживают усилия Киева по реформам и модернизации институтов обороны и безопасности.

Кремль, комментируя решение украинского парламента, традиционно заявил, что обеспокоен расширением НАТО. "Считаем, что это угрожает нашей безопасности и балансу сил в евразийском регионе. Разумеется, российская сторона принимает все необходимые меры для ребалансировки ситуации и обеспечения собственной безопасности", — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Один из вопросов, появившийся сразу же после новости о голосовании в парламенте, — что последует за решением определить членство в НАТО как один из внешнеполитических приоритетов Киева? Речь идет не только о Востоке, где ряд экспертов ожидают обострения ситуации и осложнения переговоров о судьбе заложников: некоторые собеседники ZN.UA прогнозируют, что решение Верховной Рады может негативно сказаться на освобождении украинских граждан, удерживаемых на оккупированных территориях и в России. 

Хотя зафиксированная в законе внешнеполитическая цель — декларация, однако она требует от украинской власти принятия на себя вполне конкретных обязательств. Ведь страны, заявляющие о своем стремлении стать членом трансатлантического клуба демократических государств, должны соответствовать определенным политическим, экономическим, оборонным критериям. 

Конечно же, международная конъюнктура не способствует ни вступлению Украины в альянс, ни даже предоставлению Плана действий относительно членства в НАТО. Нет шансов, что Киев станет и частью восточного фланга альянса. Но этот неблагоприятный расклад не означает, что украинцы не должны ставить перед собой амбициозных целей. В Европе пока нет лучшей гарантии для безопасности, нежели членство в этой евроатлантической организации, основанной на общих ценностях.

Для Украины, находящейся в состоянии гибридной войны с Россией, естественно обращать основное внимание на сектор безопасности и обороны. Например, реформируя армию, Киев заявил о планах к 2020 г. перейти на стандарты НАТО. В свою очередь, альянс в рамках Комплексного пакета помощи предоставляет Украине финансовую, материально-техническую, логистическую и консультативную помощь. 

Однако, как не раз годами повторяли представители альянса, в НАТО вступают не армии, а страны. Поэтому Киеву важно выполнять во внутренней политике, экономике, судебной системе, обороне, в сфере прав человека обязательства, взятые на себя в рамках Годовой национальной программы под эгидой КУН. 

Для Киева политика евроатлантической интеграции должна стать инструментом для трансформации украинского общества и проведения реформ в украинском государстве. Готово ли к этому руководство Украины? Или оно по привычке ограничится косметическими изменениями, а программы системных реформ, подготовленные с помощью, в том числе, и советников из НАТО, положит на полку? Как это произошло, например,  с концепцией по реформированию СБУ, с лета прошлого года ожидающей подписи президента.

Еще один тест на готовность украинской власти проводить политику евроатлантической интеграции — работа национальных координаторов. От них зависит эффективность деятельности комиссии по вопросам евроатлантической интеграции: созданный год назад, этот орган при президенте Украины должен мониторить и координировать работу органов исполнительной власти в рамках сотрудничества Украина—НАТО, добиваясь достижения критериев альянса.

О серьезности намерений Киева будет говорить и появление в миссии Украины при НАТО ее главы. Два года, минувших с момента отзыва Игоря Долгова из Брюсселя, — слишком уж затянувшаяся пауза, негативно влияющая на восприятие членами НАТО намерений и действий Киева в отношении Североатлантического альянса. Возможно, новый руководитель миссии будет назначен накануне совещания Североатлантического совета на уровне послов.

Наконец, если уж Киев действительно стремится к членству в НАТО, то необходима системная разъяснительная работа среди украинских граждан, дабы сохранить тот высокий уровень поддержки вступления Украины в альянс, который существует ныне в нашем обществе. Это тем более важно, что в Киеве не отказываются от идеи проведения референдума по вопросу членства в НАТО. По словам вице-спикера И.Геращенко, референдум будет проводиться накануне вступления в НАТО, как это сделали некоторые страны Восточной Европы.

Как свидетельствуют данные соцопроса, проведенного Центром Разумкова и Фондом "Демократичні ініціативи" в декабре 2016 г., более 60% респондентов приняли бы участие в референдуме о членстве Украины в НАТО, из них 71% проголосовали бы за вступление. Согласно исследованию КМИС, если бы такое голосование проводилось в феврале 2017 г., то за вступление проголосовали бы 57%, против — 43%.

Напомним, что в 2003—2009 гг. количество сторонников евроатлантической интеграции составляло 17—32%.

Нынешняя популярность идеи членства Украины в НАТО стала следствием эмоциональной реакции на агрессию России, а не результатом целенаправленной работы официального Киева и рационального выбора избирателя. Но без разъяснительной работы украинской власти и при одновременной агрессивной информационной кампании со стороны России количество сторонников вхождения в альянс может начать катастрофически падать, а число приверженцев "внеблоковости" и "нейтралитета" — расти. Подобные опасения уже прозвучали из уст дипломатов и экспертов, в частности, на круглом столе "Украина—НАТО: 20 лет Хартии об особом партнерстве", проведенном Национальным институтом стратегических исследований, Украинской ассоциацией внешней политики и Украинским отделением Ассоциации международного права.

Экономические и политические реформы, разъяснительная работа с украинской общественностью будут демонстрировать украинцам и альянсу, насколько серьезно относится официальный Киев к восстановлению внешнеполитического курса, имеет ли высшее украинское руководство политическую волю выполнять законодательно закрепленное обязательство. К сожалению, противоречивая история отношений Украины и НАТО дает основания для сомнений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 12
  • Олег Олег 11 червня, 23:33 Не секрет, что Украина потеряла не только суверенитет над значительной частью своей территории, но и суверенитет (независимость) в сфере экономики. Мы захвачены и платим миллиардную дань различным государственным и частным корпорациям, имеющим прописку не только или не столько в России, сколько в странах-членах НАТО. Например, Украина, фактически вечно, из государственного бюджета обязана выплачивать дань некому Специальному комитету кредиторов (Franklin Advisors Inc., BTG Pactual Europe LLP, TCW Investment Management Company, T.Rowe Price Associates Inc.) с целью погашения 18 млрд. дол. США и набегающих процентов в размере «15% від приросту реального ВВП, якщо цей приріст становитиме 3-4%; 40% від приросту реального ВВП, якщо цей приріст становитиме понад 4%». Если Украинский народ пошлёт этот и все другие комитеты кредиторов туда же, куда послал Януковича, не повредит ли это достижению нашей стратегической внешнеполитической цели получения членства в НАТО? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Ternarous Ternarous 12 червня, 11:54 Україні зробили послугу, відтермінували виплату боргів. На що тут нарікати? Ви хочете, щоб Україна з союзниками розсварилась? Щоб "украинский народ послал их...?" Риторичне питання: "не повредит ли...". Звичайно, зашкодить, і дуже сильно. согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно