Главный принцип японской борьбы айкидо — использование энергии противника против него самого. Предугадать направление удара, отступить, легким движением изменить его траекторию — и вот уже соперник лежит на полу, с трудом соображая, что на самом деле произошло. Среди украинских политиков поклонников айкидо почти столько же, сколько сторонников боевого гопака, но на своем рабочем месте они действуют еще изощреннее. Они предоставляют противнику... полную свободу действий. Практика показывает, что сам себе он может нанести гораздо больший вред, чем десяток оппонентов. Возможно, поэтому отечественная политика так напоминает поддавки. Отступление, уступка — и соперник сам с грохотом валится на землю. Не валится? Значит, отступление не было слишком глубоким. Или уступка — не слишком заманчивой. Зато как искренне наши политики удивляются поражениям противника, ради которых они не ударили палец о палец! Судя по выражению лица Бориса Колесникова 11 декабря, провала Юлии Тимошенко он ожидал еще меньше, чем Александр Турчинов. Но если кто-то думает, что регионалы сумели эффективно распорядиться неожиданной победой, тот не разбирается в украинской политике. А может, просто не понимает, насколько отечественные политики бывают великодушны?
Райское искушение
«Наша Украина» вообще превращается в какой-то джентльменский клуб. Сначала оранжевые уступили известной леди место премьера. Сесть в него с первого раза Юлии Тимошенко, правда, не удалось, но, как уверяют союзники, исключительно по недоразумению. Один джентльмен так стремился угодить даме, что забыл вовремя нажать на кнопку (а может, нажал слишком нежно — версии расходятся). А другой был столь любезен, что неджентльменам без труда удалось отобрать у него «клубную карточку». Но настоящих джентльменов не смущают неудачи. Поэтому всю минувшую неделю нашеукраинцы настойчиво уступали другой леди место первого вице-спикера. Раиса Богатырева, а это была именно она, правда, столь же настойчиво отказывалась. И уверяла, что сердца её бело-синих друзей отданы другому. Коммунисту с библейским именем Адам.
Оранжевые голосовать за Адама Мартынюка отказались наотрез. Как объяснил Вячеслав Кириленко, коммунистам вообще не место в руководстве парламента, а поскольку у «НУ—НС» и БЮТ — большинство, то регионалы могут еще полгода выдвигать Адама Ивановича в первые вице-спикеры, но необходимых для этого 226 голосов не найдут. Знаю Кириленко с начала 90-х, и в общем-то не сомневаюсь в искренности его желания «похоронить коммунизм». И все же для публики более понятной выглядела версия Романа Зварича, который признал, что дело не в партбилете Мартынюка (в конце концов коалицианты были готовы проголосовать за него 4 декабря, в пакете с Яценюком), а в том, что коммунисты тогда отказались действовать сообща с оранжевыми, и теперь должны за это ответить. Возможно, в КПУ втайне и кусают локти, но на публике всячески рекламируют стойкость своих бойцов к «буржуйским искушениям». Жаль только, осталось неизвестным, что думает об этом сам Мартынюк.
Причины неожиданной симпатии к Богатыревой попытался растолковать Тарас Стецькив, подчеркнувший, что Партия регионов — крупнейшая фракция оппозиции, и уже потому заслуживает портфель вице-спикера. Вышло не слишком убедительно: ведь нашеукраинцы — отнюдь не самая крупная фракция коалиции, но тем не менее получили портфель спикера. Совсем недавно и сами оранжевые предлагали пост первого зама Литвину — а у него как раз самая маленькая фракция в Раде. Возмущенный Владимир Михайлович даже назвал подобное предложение политической взяткой. В итоге литвиновцам решили отдать портфель главы бюджетного комитета. Его, очевидно, они взяткой не считают.
У «Регионов» есть свое объяснение щедрости оппонентов. Мол, они таким образом хотят рассорить регионалов с коммунистами, чтобы КПУ назло ПР проголосовала хотя бы несколькими голосами за Тимошенко. Правда, люди знающие уверяют, что голоса эти и так у неё в кармане, просто Петру Симоненко (и Константину Григоришину) нужно приличное объяснение для избирателей. И для регионалов, разумеется. Но бело-синие начеку, и не хотят давать повода для обвинений в свой адрес. Мол, «нас и креслом искушали, но не поддались мы». «Вот если Мартынюк возьмет самоотвод...» — помечтал в пятницу Ярослав Сухой.
Пряники обратного действия
Отбиваясь от заманчивых предложений нашеукраинцев, регионалы попытались разыграть ту же карту против оранжевых. Во всяком случае технологи последних именно этим объясняют настойчивость, с которой бело-синие требовали сначала поделить должности в парламентских комитетах и избрать вице-спикеров, а уже затем голосовать за премьера. Расчет, дескать, был простым — пряников на всех не хватит в любом случае, и оставшиеся без портфелей, а также просто недовольные, в решающий момент могут повторить подвиг Омельченко. Пусть даже потом они и будут уверять, что на самом деле голосовали «за». «Регионам» все равно — одним обвинением больше, одним меньше, а для Тимошенко это был бы уже третий провал — со всеми вытекающими последствиями.
Лидеры нашеукраинцев в открытую обвиняли регионалов в умышленном затягивании процесса. Но и сами не спешили. Поскольку им нужно было распределить портфели не только в парламенте, но и в правительстве. И по Кабмину вопросов возникло намного больше. Пряников действительно не хватило. Дошло до того, что Геннадий Москаль в открытую заявил — уже после голосования во фракции президентский секретариат навязывал депутатам прямо противоположные решения. Впрочем, при этом все нашеукраинцы в один голос уверяли: разногласия по портфельным вопросам никак не помешают им дружно (и своевременно) проголосовать за Тимошенко. В определенный момент в это поверили даже регионалы — Сухой в сердцах даже предложил избирать премьера и министров одним пакетом, хотя такое предложение противоречит не только регламенту, но и самой Конституции.
К тому же «пряничный» расчет бумерангом ударил и по самим регионалам. Оказалось, что портфелей не хватает и для них. Если гуляющий по кулуарам проект решения действительно согласован между фракциями, регионалам достается в лучшем случае десять комитетов — столько же, сколько и БЮТ (при этом у тимошенковцев еще и должность вице-спикера). Четыре отдают нашеукраинцам, три — Компартии и один — Блоку Литвина. И это при том, что бело-синие настояли на создании «под себя» еще одного комитета — по налоговой и таможенной политике, а бютовцы (якобы) обещали подыграть им в вопросе о комитете по правовой политике. Александр Турчинов даже пожаловался, дескать, пошли на все возможные и даже невозможные уступки. И тем не менее кресел для удовлетворения даже самых амбициозных регионалов оказалось до смешного мало.
Впрочем, методика заполнения вакансий по принципу «чем бы дитя ни тешилось» может еще раз ударить по регионалам, но уже в будущем. Тогда, когда «со всем этим они попытаются взлететь». То есть действовать как оппозиция. Пока, судя по всему, они никак не могут поверить в то, что перестали быть властью.
Вам «шашечки» или ехать?
Удивительно, но если бы мы на время отвлеклись от конкретной ситуации и спросили у любого политика — на Западе или в родных пенатах, — в каких условиях он мечтал бы действовать в оппозиции, он скорее всего назвал бы: минимальный перевес голосов на стороне большинства, блокирующий пакет в собственных руках, недоверие между противниками, возможность выбирать портфели в парламентских комитетах по своему усмотрению... — в общем все то, что регионалы сегодня и так имеют. Но проблема бело-синих в том, что они так и не научились удовлетворяться малым.
В 2004-м у них было правительство, но захотелось президентства.
В 2006-м у регионалов было большинство в парламенте, но они решили, что конституционное большинство еще лучше.
Сейчас, даже имея идеальные стартовые условия для оппозиционной борьбы, они все еще хотят остаться у власти.
И все бы ничего, но стратегия правящей партии и партии оппозиционной отличаются по определению. И инструмент, необходимый в одном случае, может стать обузой в другом. Действуя как власть, можно оказаться абсолютно беспомощной оппозицией. Маневрируя как оппозиция, не стоит оставаться во власти. Но регионалы никак не хотят (а может быть, и не могут) определиться. Они ждут. Теряя время и упуская даже те возможности, которые у них есть на сегодняшний день.
Ведь чем интересно для любой оппозиции формирование структуры нового парламента? Возможностью приспособить его под свои потребности. Места в президиуме и должности руководителей комитетов — это легальные гарантии не только полноценного участия в законодательном процессе, но и постоянного присутствия в медиапространстве, а значит — возможности донесения до избирателей своей позиции, критики власти и обоснования альтернативных предложений. По сути — это каркас теневого правительства, тем более что профиль парламентских комитетов — это калька функций реального Кабмина. Правда, в отличие от настоящего кабинета, теневой требует не просто профессионалов, а людей, умеющих публично отстаивать точку зрения партии, как свою. Насколько соответствуют кандидатуры председателей комитетов по «региональной» квоте этому критерию — вопрос риторический.
В общем-то даже руководство фракции подобрано тщательнее. Теоретически, разумеется, и оно может стать теневым правительством. Но в этом случае его публичный ресурс будет существенно ограничен — и интерес медиа (если не подогревать его специально) сужен. Я уже не говорю о практически полном отсутствии в обеих структурах новых лиц или хотя бы политиков, от которых ждут новых идей. А ведь без этого всерьез надеятся на возвращение к власти по меньшей мере непредусмотрительно. Можно, конечно, попытаться создать теневой Кабмин из молодых и рьяных как параллельную структуру. Но вряд ли его в таком случае будут воспринимать всерьез — особенно, если для его деятельности не будет легального основания. В лучшем случае речь может идти о политическом шоу вроде громадовского теневого правительства или эсдековского комитета-2005. Для системной работы в оппозиции этого явно недостаточно.
Кстати, и место первого вице-спикера для настоящих оппозиционеров было бы не лишним. Так сказать, готовый теневой премьер. Виктор Янукович, конечно, может в этом качестве и приревновать Раису Богатыреву. Но в общем-то ему больше должна импонировать роль теневого президента.
Не должна, между прочим, смущать бело-синих и потеря голосов КПУ. Если ПР не цепляется за власть и готова уступить (на время) премьерский пост бютовцам, это даже выгодно как яркая иллюстрация сговора «ручной» оппозиции с властью. И вообще регионалам сейчас полезнее делать вид, что кроме них никакой другой оппозиции оранжевым, Тимошенко и Ющенко в стране просто нет. Эта формула принесла ПР успех в 2006-м, и отказываться от неё ради создания мифической «объединенной оппозиции» было продолжением игры в поддавки. Только не с оранжевыми, а с коммунистами и Блоком Литвина.