Официальный старт работы Центра противодействия дезинформации в Украине заставил зазвучать тему противодействия вражеской пропаганде по-новому.
Мнения о самом Центре и его целесообразности уже высказывали как журналисты, так и специалисты по этой проблематике. Мне «посчастливилось» не только изучать дезинформацию, но и противодействовать ей задолго до того, как она стала конъюнктурным вопросом и средством получения разнообразных дивидендов. Сознаюсь: на определенном этапе тема вражеской пропаганды стала для меня слишком сенситивной. Ведь приходилось пропускать ее через себя и наблюдать, как Российская Федерация оказывает дезинформационное влияние на наше государство, которое сопровождается потерями украинских жизней и территорий. Как в войне, так и в самой пропаганде нет ничего романтического или изысканного. Лично для меня она остается наименее приятной и наиболее противоречивой темой из всех возможных.
Поэтому позволю себе вставить собственные пять копеек о вопросе дезинформации и противодействия ей. Точнее, пять тезисов, сформированных мной в течение длительного времени, впервые предлагаются вниманию.
1. Дезинформация значительно обыденнее, чем может казаться. Она существовала давно и возникла едва ли не с появлением человечества. Для исследования самой дезинформации не надо создавать многочисленные научные учреждения, достаточно изучать самих людей. Базовые навыки по дезинформации каждый усваивает едва ли не с рождения. Одним из таких простых, но действенных методов является обычное «отзеркаливание» слов противника. Этот метод недавно продемонстрировал президент Российской Федерации, отвечая на слова Джозефа Байдена о Путине как убийце. Детское выражение «кто как обзывается, тот сам так называется» отображает один из главных нарративов Кремля: будто это не Российская Федерация плохая, а Запад — ведь именно он виноват в дестабилизации, распространении лжи, притеснении прав людей и «цветных революциях» в других государствах.
2. Дезинформация — это значительно шире, чем считается. Действенное противодействие вражеской пропаганде — не только усвоение навыков критического мышления, медиаграмотность и опровержение фейков. Это многоаспектный вопрос, требующий системного и стратегического подхода.
Начиная по крайней мере с 2014 года, в украинском информационном пространстве бытовало ошибочное убеждение, что дезинформация касается только медийного аспекта и лучше всего в ней разбираются журналисты или люди из сферы медиа. Этим, по моему мнению, были заложены основы ошибочного понимания вражеской пропаганды. Дезинформация является комплексным феноменом и касается таких сфер, как культура, история, религия, дипломатия, шпионаж, экономика и даже психология и нейробиология. Недавняя попытка «Россотрудничества» присвоить нашего поэта Тараса Шевченко является примером объединения культурного и дипломатического элементов как акта вражеской пропаганды. Кстати, фальсификация истории — один из основоположных принципов кремлевской пропаганды. Поэтому историческая память и национальная идентичность служат важными орудиями противодействия дезинформации.
3. Эмоции — топливо для дезинформации. Человек — существо эмоциональное. И это, скорее, данность, чем недостаток. Именно благодаря эмоциям люди часто склонны больше слушать Арестовича, чем прислушиваться к Рахманину. Или клацать на ссылку о «прелестях известной инстаграм-блогерши» вместо публикации советов профессионального врача. Даже если это — Комаровский. Благодаря эмоциям, фотографии с котиками будут набирать больше лайков, чем ссылка на аналитическую статью. Но без тех же эмоций было бы невозможно посещать галереи, влюбляться, ностальгировать, реагировать на мемы, болеть за любимую команду, просматривать «Евровидение» или иногда даже ставить отметку в избирательном бюллетене.
Конечно же, пропагандисты научились эксплуатировать этот человеческий «баг» для собственных потребностей. Так, пропагандируя «Спутник V», Кремль, его карманные медиа и до недавнего времени «телеканалы Медведчука» апеллировали к эмоции о важности кремлевской вакцины для «сохранения человеческих жизней». Та же Российская Федерация в 2008 году для оправдания своих вражеских действий во время российско-грузинской войны часто использовала эмоционально окрашенные термины: «геноцид народа Кавказа» или уже традиционное кремлевское клише «фашисты». В конце концов, задача интернет-троллей также заключается в том, чтобы поймать человека на эмоциональный крючок и вывести из равновесия.
Среди приоритетных эмоций в дезинформации — паника и апатия. Например, цель наращивания в 2014 году и нынче военной мощи Российской Федерации на границе с нашим государством заключается в том, чтобы посеять панические настроения в самой Украине. В свое время монголо-татары держали в руках сразу по несколько факелов или же прикрепляли к коням ветви деревьев, чтобы поднять пыль. Этим они создавали иллюзию собственной многочисленности, вызывали хаос и сеяли такую желанную панику среди врага и местного населения.
4. Человек — главная мишень дезинформации. Да, именно он, а не медиа, критическая инфраструктура, соцсети или гаджеты. Одним из приоритетных объектов вражеских информационных влияний, в частности, является слабая и несформированная психика молодежи и детей.
Но иногда сам человек бессознательно превращается в орудие вражеской пропаганды. Иногда homo sapiens добровольно становятся «полезными идиотами», распространяя бессмыслицы то ли о вакцинации, то ли о разных порождениях конспирологических теорий. Кроме этого, современные люди, как и их древние пращуры, до сих пор любят сплетни и слухи. Этим умело пользуются как государство-агрессор, так и тысячи разных анонимных телеграмм-каналов или же очередной «гордон» с инсайдами из «ну очень надежного источника». Такой человеческий пиетет к слухам умело использовали вышеупомянутые монголо-татары, распространяя россказни о коррумпированных чиновниках в рядах врага, прежде чем на него напасть. О важности влияния на психику говорил и Наполеон, считая, что остерегаться следует не так тысячи штыков, как нескольких газет. С тех пор дезинформация стала еще утонченнее. Но сам человек изменился мало. Январская атака на Капитолий в Вашингтоне или прошлогодние события в Новых Санжарах продемонстрировали, насколько человеческая психика подвластна фейковым новостям.
Не эволюционировал существенно и наш мозг как одна из самых важных целей вражеской пропаганды. Человечество начало активно исследовать далекий Марс, но до сих пор надлежащим образом не изучило этот главный орган центральной нервной системы. Пытаясь обелить собственные действия во время сбития самолета MH17 в 2014 году около Донецка, Кремль как раз и использовал несовершенство человеческого мозга, отравляя информационное пространство различными версиями. Часто они умышленно противоречили друг другу. В таких условиях мозг «был растерян» из-за своей неспособности отсечь ненужные версии и выбрать одну из них.
5. Человек служит главным орудием в противодействии дезинформации. Но есть и хорошая новость. Заключается она в том, что иногда люди способны удивлять, особенно во время кризиса. Например, в 2008 году обычные граждане Грузии сумели объединиться и удивить всех, не проиграв информационную войну Российской Федерации и убедив мир в своей правоте. А уже начиная с 2014 года, украинские волонтеры, добровольцы, представители диаспоры и общественного сектора совместно противостояли кремлевской дезинформации и агрессии. В Литве, тоже страдающей от российской дезинформации, на добровольных началах возникло многочисленное общественное движение под названием «Литовские эльфы», целью которого стала борьба с кремлевскими интернет-троллями.
Один из главных метанарративов дезинформации заключается в том, что вокруг все плохие, правды не существует и никому не следует доверять. Поэтому, ради противодействия вражеским информационным влияниям, важно поддерживать веру людей в то, что они способны на хорошие поступки. Надо работать с людьми, апеллировать к их лучшим чертам и развивать их. К слову, в прошлом году украинцы стали на 50% больше смотреть образовательные видео на YouTube, что все же вселяет надежду.
Самый действенный рецепт противостояния дезинформации сформулирован еще во времена античности на стене Дельфийского храма. И звучит он как «познай самого себя». В нынешнее время дезинформации эти слова особенно актуальны. Поскольку, чем лучше ты знаешь свое «Я», тем меньше шансов у врага заполнить токсической ложью пробелы в твоей самоидентичности. Следовательно, успешность борьбы с пропагандой в значительной степени зависит от самих людей. От того, будут ли они развивать собственный ум, будут ли избавляться от интеллектуальной лени, будут ли переставать быть заложниками собственных эмоций, и будут ли культивировать собственную веру в правду. Именно человек, такой несовершенный, но и не бессильный, является не только главной мишенью дезинформации, но и мощнейшим орудием противодействия ей. Он был и всегда будет Альфой и Омегой пропаганды и борьбы с ней. Обо всем этом следует знать и помнить представителям новообразованного Центра противодействия дезинформации, чтобы его деятельность не превратилась в забюрократизированное блуждание во тьме.
Другие материалы автора читайте по ссылке