или Размышления о «туристском взрыве»
По статистике, число путешествующих за рубеж увеличивается быстрее, чем растет население планеты. Страны мира посылают в дорогу больше «своих» туристов (и оказывают гостеприимство большему числу зарубежных гостей), чем успевают вырасти за год денежные доходы посылающей и принимающей сторон. Сопоставление с экономическими индикаторами роста показывает, что мировой туризм обгоняет любой из показателей роста.
В сезон отпусков города пустеют: может показаться, что все население в пути. Я побывал в Париже в августе: вымерший город!
Какой зуд заставляет нас трогаться в путь? «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест, весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест...»
При Пушкине - немногих, теперь же несть нам числа.
В течение двух ближайших десятилетий, как полагают экономисты, сегодняшние расходы населения мира на путешествия возрастут в пять раз.
Уже сейчас совершается ежегодно шесть миллиардов путешествий (если посчитать и те, что совершаются внутри стран мира).
Десять процентов мирового экономического роста - это результат экспансии индустрии туризма..
В 1990 г. население мира истратило на туризм 3,2 трлн. долл,, в 1995 г. - 3,4 трлн., а в 2000 г. потратит, по прогнозам, 4,2 трлн. долл. (Сюда входят затраты на переезд, на ночлег, питание, на все виды обслуживания.)
В 1990 г. на развитие инфраструктуры туризма - строительство новых гостиниц, транспортных средств и дорог, предприятий общественного питания и др. - было израсходовано 551 млрд. долл., в 1995 г - 645 млрд. В 2000 г., по прогнозам, мировые вложения в туризм достигнут 828 млрд. долл.
И, наконец, занятость в этой сфере мирового хозяйства. В 1990 г. обслуживанием туристов занимались 197 млн. человек, в 1995 г. - 232 млн., а в 2000 г., по прогнозам, занятость в отрасли достигнет 250 млн. человек. Армия рабочих и служащих, соразмерная населению США.
От Берлинской
до Великой Китайской...
С чем связан столь необычайный рост туристской отрасли? С ростом благосостояния «широких масс трудящихся»?
Да, благосостояние растет (иначе, извините, на какие средства люди бы ездили из страны в страну). Но туризм опять-таки развивается быстрее, чем растут экономические возможности. Потребность в перемене мест заняла в шкале ценностей самое видное место. Мы путешествуем для того, чтобы насладиться жизнью.
Хотим глубже познать окружающий мир, оценить разнообразие природных ландшафтов, архитектуру городов, богатство музеев и театров, блюд национальной кухни и напитков, обычаев и обрядов. Хотим принять участие в местных праздниках. Сопоставляя, хотим познать себя. Приманки туризма рассчитаны большей частью на людей определенного уровня достатка, образования, культуры. Рост туризма - отражение и следствие роста образованности населения. Бедность же, неграмотность населения препятствуют этому росту. Индия, с ее почти миллиардным населением, другие беднейшие страны третьего мира пока не участвуют в «туристском взрыве», не могут себе позволить эту роскошь. Когда дойдет до них очередь?
Так ведь и китайцы еще вчера были очень бедны, а сегодня - много ездят. Их держали за Великой Китайской стеной, как нас - за советским «железным занавесом». Сегодня не только бедны, но и лишены свободы передвижения вьетнамцы, северные корейцы, кубинцы. До падения Берлинской стены вся Восточная Европа была пленником совсистемы, хотя режимы отличались, где-то было посвободнее.
Проведя жизнь «невыездным», я, наконец, попал в Италию в 1989 г. И там попытался определить, много ли в тот момент таких, как я, туристов путешествует по этой замечательной стране. В Риме, в соборе Св. Петра встретил большую группу украинцев, верующих из Чугуева: целая община перебиралась в Канаду. На «блошиных рынках» попадались десятки людей, говоривших по-русски, они продавали матрешки, бинокли, всякий хлам. Эмигранты... Туристов я не видел. Кругом лежали груды альбомов, путеводителей - на английском и испанском, французском и японском, немецком и польском (папа римский - поляк, обе страны католические, паломники...) Только не на русском или украинском. Путеводителей нет, когда нет туристов. То, что было доступно поляку, нашему только-только начало светить.
Каким контрастом оказался Париж 1997 года! Путеводителей, альбомов для русскоязычных - полно, кругом родная речь... За короткий срок - революционный скачок.
Облегчает туризм еще и то обстоятельство, что в связи с ростом образованности во всем мире у людей появилось рудиментарное хотя бы знание английского - международного языка туризма.
Мусор - на Эверест?
До поры до времени туризм считался экологически чистой, «безотходной» отраслью, поскольку, в отличие от индустриальных отраслей, он не оставлял на поверхности Земли ни уродливых шрамов, ни монбланов промышленных отходов. Среди выгод туризма называли то, что он не связан с потреблением истощаемых, невосстановимых ресурсов планеты. Чистая вода, пляжный песочек, запахи хвойного леса, ароматы полевых цветов, снег в горах - разве исчезнут они от того, что ими насладится турист?
Время иллюзий прошло. Строительство новых автомагистралей, гигантских автостоянок, аэропортов, гостиниц, курортных комплексов теснит живую природу. Сгорание бензина отравляет атмосферу: в Риме античные мраморные статуи, мирно простоявшие под открытым небом два тысячелетия, под влиянием паров бензина становятся пористыми, чернеют, на глазах разрушаются, причем та сторона, что обращена к дороге и открыта испарениям, разрушается в первую очередь.
В Йеллоустоунском национальном парке в США недавно запретили передвигаться на собственном автотранспорте, нужно пересаживаться на казенный автобус, иначе погибнет хрупкая экосистема парка. Миллиардные неконтролируемые толпы туристов грозят «затоптать» все парфеноны мира и природные заповедники, если не обуздать это нашествие.
Альпинисты сумели захламить даже самую высокую в мире гору - Эверест. Возникла проблема очистки ее склонов от мусора. Не только от консервных банок и полиэтиленовых упаковок, но и пустых кислородных баллонов, брошенных в пути. «Не тащить же назад тяжести!» - рассуждали гости. После меня хоть потоп... Сейчас организуются отряды добровольцев-альпинистов для очистки свалок на Эвересте.
В путь-дорогу собираются люди, прежде не думавшие о путешествиях. Например, члены семей тех, кто совершает деловые поездки. Подсчитано, что по сравнению с 1990 г. втрое выросло число жителей США, которые сопровождают путешествующего по делу члена семьи. Супруг(а), дети... В прошлом году шесть миллионов американцев обзавелись паспортами, нужными только для одной цели - для въезда в другую страну. (В дальнюю страну: Мексика и Канада принимают граждан США по предъявлению водительских прав.) А всего 45 млн. американцев могут посещать «дальнее зарубежье» - по числу выданных на руки паспортов.
Любая солидная газета издает ныне периодически специальную «тетрадку» - раздел, посвященный путешествиям и туризму. Уже не говоря о множестве специализированных журналов, которые рассказывают только о путешествиях. И все чаще люди вливаются в число туристов через компьютерные сети. Ассоциация туристских отраслей Америки подсчитала, что в нынешнем году к середине апреля 6 млн. американцев выбрали маршрут для путешествия, заказали билеты, путевку, места в гостинице и т.д., не слезая с домашнего компьютера. А до конца нынешнего года, как ожидается, туристскими услугами по Интернету воспользуются 18 млн. американцев.
Многих из них тянет в те страны, откуда родом их предки, будь то Ирландия, Италия, Китай или Белоруссия, Украина, Россия.
Путешествие будет опасным
Люблю путеводители. Насколько они разнятся! Этот - для студентов, пенсионеров, «бедных» туристов, экономящих доллары («По Европе - за 50 долл. в день»; в 60-е годы та же фирма выпускала книжечки «...За пять долларов в день»), эти - для транжир. Есть для тех, кто «галопом по Европам» («Вокруг света за 30 - или около того дней» - так называется популярный путеводитель: заголовок в стиле Жюля Верна), а есть для тех, кто предпочитает забираться в непознанные уголки, туда, где уклад жизни мало меняется. Есть путеводители «только по делу», без лирики, содержащие полезную сконцентрированную информацию об отелях, ресторанах, магазинах, музеях и местах развлечений, а есть и такие, что богаты рассказами об истории и культуре страны.
Вот путеводитель «По самым опасным местам планеты». По тем странам, где только что закончилась - или сейчас идет, или вот-вот вспыхнет - гражданская война. Где свирепствуют терроризм и повальные эпидемии неизлечимых болезней, где продукты питания и напитки потреблять опасно для жизни, где можно легко преставиться от принятия фальсифицированного алкоголя, где трагически упала продолжительность жизни и вот-вот взорвутся атомные станции, где нельзя доверять ни прохожим, ни полиции... Короче, путеводитель по странам, где «страшно, но оч-чень интересно». Понятно, что в число «самых опасных стран» входят бывшие республики СССР; каждой из них в этой книге уделено значительное место. Места для любителей приключений, острых ощущений... Короче: «вам, романтики!»
Самые замечательные, на мой взгляд, пособия для туристов издает знаменитая транснациональная фирма автопокрышек «Michelin». Эти зеленого цвета, удлиненного формата книжечки постоянно переиздаются, становясь интереснее из года в год. Теперь в них печатают великолепные цветные фотографии. Эти путеводители в компактной форме рассказывают об истории, культуре, искусстве, архитектуре города или страны, причем система звездочек (одна, две, три звезды) выделяет то, что нужно обязательно посмотреть, будь то целый город, или район, или улочка, дом, памятник, музей, и наиболее ценные экспонаты в нем. Полагаться на чей-то вкус, руководствоваться кем-то расставленными для твоего удобства звездочками, может быть, и грех для интеллектуала, но мне лично не стыдно признаться в том, что когда нет времени для совершения собственных открытий, я полагаюсь на «Мишлен».
Друг к другу в гости
Не каждая страна в состоянии обеспечить прием туристов на должном уровне. Скажем, Таиланд ни по населению, ни по территории не сопоставим с Индией, но принимает до 17 млн. туристов в год, а Индия, великая азиатская страна с бесконечно интересной культурой, не может принять даже одну шестую от числа гостей Таиланда.
Бутан, крошечное по размерам государство в Гималаях, в самом сердце горной Азии, опасаясь чрезмерного наплыва туристов, поднял расценки на туристские услуги и ограничил число выдаваемых въездных виз. Крупная экосистема Бутана спасена от разрушения. Опыт этой страны изучается другими государствами.
Сегодня любая страна, заинтересованная в развитии туристских услуг, может получить консультацию и помощь от международных организаций: и ЮНЕСКО, и Всемирного банка, и специализированных - Международной туристской организации и Всемирного совета по путешествиям и туризму. Они выделяют средства на проведение археологических раскопок, на спасение целых районов, которые богаты памятниками древнейших культур (сегодня они помогают Мексике).
Превращение раскопанных археологами памятников в объекты туризма вызывает подъем патриотических чувств у местного населения. Когда гости со всего мира приезжают, чтобы взглянуть, как на чудо, на памятники истории и культуры твоей родины, обязательно захочешь продолжить дело предков и обогатить это наследие, чтобы твой край не остался лишь напоминанием о прошлом величии, мертвым музеем под открытым небом.
Выгоды туризма не ограничиваются экономикой...
Международная туристская организация и Всемирный совет по путешествиям и туризму делают огромное дело, проводя статистический учет туристов и их затрат.
Вот любопытные данные этой статистики.
Двадцать лет тому назад, когда население мира составляло 4,4 млрд. человек, путешествия в другие страны совершили 287 млн. человек. В 1996 г. население мира составило 5,7 млрд., а число путешественников удвоилось, достигнув 595 млн. В
2020 г., по прогнозам, население мира составит 7,8 млрд., а число едущих за рубеж - 1,6 млрд. Рост поразительный!
Вот данные о том, куда в 1996 г. направлялись основные потоки туристов из тех десяти стран, население которых больше всего потратило денег на путешествия. Можно сказать - из самых богатых стран.
Американцы чаще всего ездят отдыхать в близлежащую Мексику - 20,3 млн. поездок за год. Климат райский и относительно низкие цены. На втором месте - Канада (13 млн.), тоже рядом и тоже невысокие цены. На третьем - Великобритания (3,3 млн.), на четвертом - Франция (2,6), на пятом - Италия (2,4), далее Пуэрто-Рико, Германия, Багамы, Испания и Ямайка. Интересно, что на крошечных Багамах американцев за год перебывало 1,3 млн., а в Германии - 1,6 млн. Но, наверное, почти каждый, приехавший в Майами отпускник, совершает попутно морской вояж на близлежащие острова. Прогулка приятная, хотя Багамы с Гавайами не сравнятся. Гавайские острова - вне сравнений!
Германские туристы чаще всего держат путь во Францию (13,4 млн.), потом - в Испанию (10,6), Австрию (10,2), Италию (8,8), Польшу (6,7) и Венгрию (3,3). И только после этого следуют Великобритания, Голландия, Швейцария и США (в двух последних немцев побывало по два миллиона). Польша и Венгрия для немцев дешевле - и потому предпочтительнее.
Японцы занимают третье место среди самых богатых народов, отличающихся самыми крупными затратами на поездки за рубеж. Больше всего японцев побывало в США (5 млн.). Вдвое меньше - в Гонконге. Италия по привлекательности - на третьем месте (1,7 млн.), далее идут Китай, Южная Корея, другие страны Азии, на десятом месте - Австралия.
Интересно, что из всех европейских государств только Италия привлекла столь значительный поток японских туристов.
Четвертое, пятое и шестое места среди самых активных и щедрых туристских наций заняли Великобритания, Франция и Италия.
Англичане охотнее всего тратили деньги во Франции (9,8 млн. туристов). Французы же в Англию ездили гораздо реже (только 3,8 млн. туристов), хотя маршрут через Ламанш в любой конец имеет одну длину. Поездки в США и для британцев, и для французов по привлекательности стоят на четвертом месте, но такие поездки для этих двух наций сильно разнятся в количественном выражении. Британцев побывало в 1996 г. в США 3,1 млн., французов - втрое меньше, один миллион.
Еще большее расхождение в числе поездок французов в Германию (0,8 млн., шестое место) - и соответственно немцев во Францию (эта цифра уже приводилась - 13,4 млн., маршрут - первый для немцев по популярности).
Читайте, завидуйте...
В списке десяти самых лакомых для туристов стран, куда направляются основные потоки гостей из шести самых активных по затратам и богатых наций, увы, не значатся ни Россия, ни Украина. Куда только не ездят богатые туристы, в Хорватию, Тунис, Турцию, Египет... В Россию - мало.
Правда, Россию достаточно часто посещают туристы из других стран, кроме «великолепной шестерки» самых богатых, и потому Россия числится в списке крупных туристских держав. Зато по числу затрат своих путешествующих за границей граждан Россия колоссально вырвалась вперед.
Жители России в 1996 г. истратили на зарубежные путешествия 10,6 млрд. долл., что поставило их на десятое место среди самых непоседливых и самых богатых наций мира.
Место России - между Канадой и Бельгией. Канадцы заняли девятое место в списке наций-транжир (этот список не учитывает расходы на транспорт), они потратили на поездки 11,1 млрд. долл. А бельгийцы - 9,9 млрд. Меньше, чем русские, потратили на туризм швейцарцы, южные корейцы, бразильцы, тайванцы, шведы, поляки... Венгры и чехи в этом списке (в нем 25 стран) вообще не значатся, а китайцы занимают 24-е место (4 млрд. долл.). Датчане на 23-м, а мексиканцы - на 25-м месте.
Больше всего денег на путешествия, в абсолютном выражении, потратили американцы (52,6 млрд. долл., впятеро больше, чем русские). За американцами следуют в порядке убывания немцы (49,8), японцы (37), англичане (25,4), французы (17,8), итальянцы (15,5), австрийцы (11,8) и голландцы (11,4 млрд. долл.).
Итак, десятое место... Какой успех для нации, которая за десятилетие до этого, в 1985 г., никакого значимого места в туристских таблицах не занимала из-за ничтожности числа поездок граждан СССР за рубеж - и тем более ввиду малости их затрат в ходе поездок. Тратить-то надо было в твердой валюте, которой в ту пору ни у кого, можно сказать, не было. Ее туристам выдавали - скупо, ничтожными суммами, на «кока-колу» да на открытки - уже при выезде из СССР, потому что дома владение валютой приравнивалось к уголовщине!
Даже для поляков в те времена, в 1985 г., нашлось место в таблице - пусть и пятидесятое по счету, но нашлось. Только не для СССР. Теперь же поляки переместились с 50-го на 17-е место, а русские - так сразу, без подготовки - заняли десятое!
Сколько же заработала Россия на иностранном туризме в 1996 г. в абсолютных цифрах? Вдвое меньше, чем ее граждане потратили на зарубежные путешествия. Доходы России от пребывания в стране иностранных туристов в 1996 г. составили 5,5 млрд. долл. Что поставило ее на 21-е место в списке стран, зарабатывающих туризмом. В
1985 г. она значилась в этом списке на 16-м месте, теперь, увы, «съехала» на 21-е.
Тут нет ничего удивительного, ведь раньше ездили в СССР, туристы посещали, помимо России, Украину и Прибалтику, Закавказье и Среднюю Азию. Числу поездок способствовало и то, что туристы не опасались преступности, не боялись тогда путешествовать, как сейчас.
Однако есть и более разительные примеры отрицательного баланса в туристской экономике. Так, немцы тратят на зарубежный туризм около 50 млрд. долл., а зарабатывают на туристах только 16,5 млрд. Такой разрыв! При том, что Германия - интересная, очень красивая страна.
США, стоящие во главе этого списка (в нем, опять-таки, не учтены затраты туристов на транспорт), заработали на иностранном туризме 64,4 млрд. долл., обогнав Россию по заработкам от туризма чуть не в дюжину раз. Америка и в
1985 г. занимала первое место по заработкам от туризма, и сегодня не хочет его никому уступать. Причем доходы Америки устойчиво превышают расходы на туризм - на 11,8 млрд. долл.
Второе место по заработкам - и в 1985 г., и теперь - принадлежит Италии (28,7 млрд. долл.).
Обратим, кстати, внимание, насколько далеко Америка по своим заработкам оторвалась от всех остальных стран, оказывающих туристские услуги: Италия занимает вторую позицию в списке, но заработала менее половины того, что выручила на туристах Америка.
С четвертого на третье место за эти годы переместилась Франция (28,4 млрд.), а с третьего на четвертое - Испания, заработавшая 27,4 млрд. долл. Они просто поменялись местами.
Далее идут, в порядке убывания, Великобритания (19,3), Германия (16,5), маленькая Австрия (14,0), крошечный Гонконг (10,8), огромный Китай (10,2) и «рай для туристов» - Швейцария (8,9). Столько же, 8,9 млрд, долл., заработала стоящая на
11-м месте Канада, чуть меньше заработала Австралия (8,7), после которой идут Таиланд (8,7) и Польша (8,4). За десять лет до этого Польша занимала более чем скромное 77-е место, сейчас переместилась на 14-е.
Еще раз напомню, что в этом списке 21-е место принадлежит России. Ее перегнали Сингапур, Мексика, Голландия, Индонезия, Турция и Бельгия. Ниже России в «списке 25» стоят Южная Корея, Аргентина, Португалия и Япония. Опять же японцы куда активнее ездят сами, чем принимают гостей.
Привлекательность страны измеряется не только оставленными туристами в ней деньгами. Важно и то, сколько туристов ее посетило за год. Приводимые ниже данные учитывают тех, кто провел в стране пребывания больше одного дня («настоящие» туристы, не пассажиры-транзитники).
Почетное первое место в списке принадлежит Франции. Ей по притягательности нет равных в мире. Ее в 1996 г. посетили 62,4 млн. туристов. Причем первое место в списке она занимала и в 1985 г.
На втором месте - Соединенные Штаты, принявшие за год 46,3 млн. туристов. Потом идут Испания (41,3), Италия (32,9), Великобритания (25,3) и Китай (он принял в 1996 г. 22,8 млн. туристов). С 13-го места в 1985 г. Китай перебрался на шестое место. Большой успех.
Седьмое место у Мексики (21,4 млн., за счет американских, в основном, туристов), восьмое у Венгрии (20,7), девятое у Польши (19,4 млн., в 1985 г. она была на 22-м месте), десятое у Канады (17,3). Вслед идут Австрия (17,1), Чехия (17,0) и Германия (15,2 млн. туристов), а уж за немцами следует Россия (она приняла 14,6 млн. туристов и за десятилетие передвинулась с
18-го на 14-е место).
Конечно, место невысокое: Россия уступает и Китаю, и Венгрии, и Польше, и Чехии, хотя все-таки идет рядом с Германией, вернее, сразу за нею. Равняться же лучше было бы на Китай, который принял гостей в полтора раза больше, чем Россия.
Обратим внимание и на то, что в этом списке многие страны принимают за год гораздо больше людей, чем постоянно в них проживает.
Почем билеты
в космос?
Привлекательных уголков в мире много, выбрать маршрут для путешествия нелегко.
Одни хотят приурочить путешествие к музыкальному фестивалю в Зальцбурге или театральному - в Эдинбурге, к шумному карнавалу в Рио-де-Жанейро или в Новом Орлеане (о, «Марди Гра» стоит того!), к кинофестивалю в Каннах, Венеции, Берлине,Торонто... Любители серфинга знают дни в ноябре, когда на Гавайах можно ждать небывалую волну. Кому-то интересно взглянуть на «чудо света» - новый автомобильный мост, связавший одну из канадских провинций, остров Принца Эдуарда, с материком. Столица США Вашингтон привлекает туристов в пору цветения вишен, а Новая Англия становится усладой для глаз осенью, когда природа окрашивает этот край в невероятно сочные, интенсивные, разнообразные цвета, и машины на дорогах можно встретить из всех штатов, потому что такой листопад в Америке больше нигде не увидишь.
Во время отпуска хочется насладиться самыми разными видами транспорта - наземного, воздушного, речного, морского. Встречал я заманчивые приглашения (увы, ни разу ими не воспользовался) подняться в небо на воздушном шаре или погрузиться в пучину моря на подводной лодке, причем настоящей, не на одной из тех yellow submarines (выкрашенных в ярчайше желтый цвет, очевидно, в честь песни Битлз), что возят детей и взрослых в «Диснейленде». На такой-то подлодочке я катался: не поверил своим глазам, увидев плывущую под водой нам навстречу... русалочку.
Зато облетел на вертолете весь остров Кауаи, самый зеленый, дикий и замечательный из Гавайских островов, полюбовался сверху его многочисленными водопадами в горах, а потом на надувном моторизованном плоту обошел всю недоступную пешему туристу часть острова, о котором могу сказать одно: Кауаи - конец света...
Но есть и неосуществленные мечты. Вернее, такие, которые никогда, увы, не осуществятся.
Вот недавно узнал из газет, что строится новый сверхмощный океанский лайнер, на который уже сейчас продают каюты - в постоянное владение, как кооперативные квартиры. По степени комфорта, простору, изыску обстановки эти каюты будут неотличимы от просторных квартир миллионеров на Манхеттене - с кухней, ваннами, джакузи, даже с «зимним садом» - верандой с деревьями. Роскошью кают, ресторанов, баров, спортзалов, всем антуражем лайнер перещеголяет знаменитый «Титаник». Его пассажиры будут время от времени возвращаться, ненадолго, к берегам Америки, чтобы потом снова очутиться на подступах к очередному волшебному острову, к невиданной прежде сказочной стране, к замечательному морскому курорту. Места много: можно пригласить в путешествие друзей. Стоимость каюты? Я даже не старался запомнить. Много, много денег.
Зато много дешевле (около 100 тыс. долл.) будет стоить полет на космическом корабле.
Билеты продаются, намечена дата полета - 1 декабря
2001 г. Желающих купить билет немало, уже две тысячи будущих пассажиров, из 28 стран, внесли аванс (5 тыс. долл.), который будет возвращен, если пассажир в последний момент откажется от полета.
Космический корабль будет находиться в полете - орбита пройдет в ста километрах от Земли - в течение трех часов. Управляемый двумя космонавтами, он повезет шестерых пассажиров, каждый из которых сможет через персональный большой иллюминатор любоваться Землей, звездами, сможет снять видеофильм, испытать состояние невесомости.
Корабль небольшой, размером и формой напоминающий малогабаритный реактивный самолет для руководителей корпораций (company jet). Его прикрепят к фюзеляжу крупногабаритного авиалайнера, который и выведет корабль на высоту 50 тыс. футов (15 тыс. метров), после чего произойдет его отделение от «матки» и космический корабль начнет самостоятельный полет, сперва с помощью реактивного, потом - ракетного двигателя. По завершении полета он сядет на аэродром, как обычный самолет.
Испытания начнутся уже в будущем году.
Подготовка к полету потребует шестидневного курса подготовки, но создатели корабля говорят, что нагрузки будут не слишком большими...
Я бы записался! Отпугивает только цена.