Минувшая неделя началась с зарубежных визитов первых лиц государства: в понедельник президент полетел на восток, в Баку, где принял участие во втором саммите Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ, а глава правительства в тот же день отправился на запад, в Люксембург, для участия в одиннадцатом заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС. В конце недели направления маршрутов Ющенко и Януковича изменились с точностью до наоборот: первый отправился с рабочим визитом в Брюссель, второй — с официальным визитом в Москву. Итак, соревнование двух Викторов за влияние на внешнюю политику Украины продолжается. В этой борьбе президент традиционно пытается позиционироваться как стратег, который ищет место Украины в изменчивом глобализированном мире, а премьер стремится выглядеть эдаким «крепким хозяйственником», который проникается не столько идеологией, сколько «конкретными делами».
Напомним, что Совет по вопросам сотрудничества — главный институт, созданный во исполнение Договора о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС (ДПС) и призванный контролировать его выполнение. Согласно ст. 85 ДПС Совет «рассматривает любые важные вопросы, возникающие в рамках договора, и любые иные двусторонние или международные вопросы, представляющие взаимный интерес». Премьер-министр Украины по должности является сопредседателем Совета. Наряду с саммитами Украина — ЕС, на которых нашу страну обычно представляет глава государства, заседание Совета является одним из важнейших ежегодных событий в двусторонних отношениях.
Нынешнее заседание Совета не стало исключением. Его изюминкой, безусловно, было подписание договоров об упрощении визового режима и о реадмиссии. Причем для украинцев изюминкой является первый договор, а для европейцев — второй. По словам министра иностранных дел Арсения Яценюка, «визовый договор» предусматривает не только ощутимое упрощение визового режима для отдельных категорий украинских граждан, а именно: владельцев дипломатических паспортов, бизнесменов, журналистов, студентов и пр., но и, что не менее, а, возможно, и более важно, поскольку касается всех визовых апликантов, — фиксацию десятидневного срока рассмотрения ходатайства о выдаче визы, установление исчерпывающего перечня документов, которые украинские граждане будут подавать для получения визы, а также обязанность консулов государств — членов ЕС сообщать о причине отказа в выдаче визы.
Конечно, все преференции, предусматриваемые «визовым договором», достались Украине не даром, а в обмен на соглашение о реадмиссии. Об этих двух договорах, их взаимосвязи, а также преимуществах и недостатках «ЗН» писало неоднократно. Поэтому позволим себе на эту тему разве что еще несколько дополнительных замечаний.
К сожалению, остается открытым вопрос относительно возможных сроков вступления договора в действие. Пока следует напомнить, что и договор об упрощении визового режима, и договор о реадмиссии предусматривают их ратификацию. Учитывая законодательный паралич и фактическую агонию Верховной Рады пятого созыва, а также неопределенность относительно хотя бы ориентировочных сроков начала плодотворной законотворческой деятельности Верховной Рады шестого созыва, вероятность ратификации обоих договоров к началу следующего года остается крайне незначительной. Даже несмотря на заявление украинского премьера, что «визовый договор» вступит в действие уже этой осенью.
Менее заметным, но также важным событием, которое состоялось 18 июня в Люксембурге в рамках заседания Совета по вопросам сотрудничества, стало подписание сторонами договора о торговле некоторыми сталелитейными изделиями. Важность его объясняется просто: сталелитейная продукция — основная статья украинского экспорта в ЕС. Европейский союз ограничивает ввоз на свою таможенную территорию сталелитейной продукции иностранного, в частности украинского производства, устанавливая импортные квоты. В этой ситуации задание украинского правительства — договариваться c Европейской комиссией об увеличении квот настолько, насколько это возможно, поскольку такое увеличение приведет к прямому и гарантированному росту украинского экспорта в ЕС, а следовательно — к увеличению налоговых поступлений в бюджет, к росту оборотных средств украинских предприятий, улучшению торгового баланса и тому подобному. По утверждению главы правительства, на этот раз удалось «выторговать» у европейцев увеличение квоты на 35% по сравнению с 2005 годом и на 18% — с прошлым.
Хотя и у этого достижения есть оборотная сторона. Добиваясь от ЕС увеличения импортных квот для украинских производителей стали, правительство невольно замораживает ситуацию, при которой недрагоценные металлы и изделия из них составляют около трети украинского экспорта в Евросоюз в то время как примерно такую же часть среди еэсовского экспорта в Украину составляет машинерия. Следовательно, только увеличением квот на ввоз украинской сталелитейной продукции в страны ЕС Кабмин вряд ли достигнет с ним положительного торгового баланса (напомним, что с 2005 года Украина имеет отрицательное сальдо в торговле с Евросоюзом) и не только к концу текущего года, как пообещал Янукович, но и в перспективе.
Кроме подписания указанных выше договоров, стороны обсудили в Люксембурге ход подготовки проекта нового базового договора между Украиной и Евросоюзом. Именно в этом вопросе премьер позиционировал себя как в определенной мере оппонент президента. Если Ющенко неоднократно подчеркивал, что новый договор должен предоставить Украине так называемую европейскую перспективу, то Янукович настаивал, что сотрудничество с ЕС следует наполнять «конкретными делами». Чтобы понять, о чем идет речь, не лишним будет сказать несколько слов о «европейской перспективе».
Технически предоставление «европейской перспективы» означает, что в преамбуле нового договора должна быть фраза о том, что его (договора) выполнение будет содействовать будущему вступлению Украины в ЕС. Подобные политические декларации можно обнаружить в преамбулах многих договоров об ассоциации, начиная с договоров с Грецией и Турцией 1963 года и заканчивая договорами 90-х годов с государствами Центральной и Восточной Европы, которые присоединились к Союзу во время последней волны расширения. История — особенно ярко на примере отношений Турции и ЕС — свидетельствует, что эту, на первый взгляд, невинную фразу опытные дипломаты вполне могут использовать как мощный аргумент против нежелания Брюсселя и других европейских столиц поступиться частицей своего благосостояния ради общеевропейской солидарности, которая заключается, в частности, и в принятии в общий европейский дом не слишком зажиточных соседей.
В Люксембурге Янукович не стал раздражать европейских политиков вопросами, почему они не соглашаются пообещать Украине перспективу вступления в ЕС в неопределенном будущем, зато дипломатично заявил: дескать, несмотря на то, что переговоры о новом договоре «пока что обходят принципиальный для Украины вопрос европейской перспективы», стороны «успешно и оперативно продвигаются по содержательному наполнению договора по всем направлениям». В чем состоит это «продвижение», премьер не уточнил. Как, впрочем, не уточнил и того, что мешает Украине и в дальнейшем — пока ЕС не созреет до того, чтобы зафиксировать в новом договоре «европейскую перспективу» для Украины (если для нас это действительно принципиальный вопрос), — сотрудничать с нашим стратегическим партнером на основе ДПС и ряда других отраслевых договоров. Но хотя это и не озвучивалось в публичных заявлениях, уже сегодня понятно, что ДПС в любом случае будет пролонгирован, поскольку до марта следующего года (когда минует первый десятилетний срок его действия) подготовить проект нового договора, после чего его парафировать, подписать и ратифицировать — задача нереальная.
И последнее, на что хочется обратить внимание. В Люксембурге украинский премьер в очередной раз доказал, что умеет подбирать себе советников и спичрайтеров. В своем лаконичном приветственном выступлении во время открытия заседания Совета он успел акцентировать внимание европейцев на том, что «безальтернативность курса на европейскую интеграцию была в очередной раз подтверждена во время недавнего политического кризиса в Украине, ведь все участники конфликта четко понимали — есть рубеж, переступив который, мы окончательно утратим европейскую надежду».
Следующий пик в отношениях Украины с Евросоюзом можно ожидать 14 сентября, когда в Киеве запланирован саммит Украина — ЕС.