Каждый президент в этой стране мечтал о том, чтобы парламент был управляемым. И всякий глава государства хочет, чтобы процесс управления был эффективным.
Сравнительно недавно Виктор Янукович убедился: существующий механизм влияния на депутатский корпус нуждается в корректировке. Понадобилось личное участие вождя, чтобы поднявшие было голову строптивцы из провластной фракции вспомнили, где находится граница отведенной им политической свободы.
Но еженедельные встречи с депутатами от Партии регионов в рабочем графике гаранта не значатся. Да и не царское это дело - разруливать конфликты, усмирять непокорных и выслушивать недовольных. Для подобных целей существуют специально обученные люди и давно разработанные схемы. Две недели тому после "родительского дня" в "Зоряном" Виктор Федорович дал понять, что повторения эксцессов не потерпит. Все необходимые люди должны быть обучены, а все необходимые схемы задействованы.
Причина, по которой власть инициировала возврат к смешанной модели избрания парламента, известна: "пропорционалка" не гарантировала формирования провластного большинства. На Банковой не могли не знать об издержках этой схемы. Приход в высший представительский орган внушительного числа "одномандатников" (пускай даже лояльных к власти) делал будущее большинство не таким прочным. Ибо работа с мажоритарщиками (особенно, если они по каким-то причинам не оформляли прописку во фракции ПР) требовала отдельного подхода. Их лояльность не означала покорность. Эти люди тратили на выборы внушительные средства, либо собственные, либо взятые у спонсоров-олигархов. А потому они (или их спонсоры) считали себя свободными от признательности власти за полученный мандат. Эти люди не скрывали желания "отбить" потраченное на кампанию. И потому рассчитывали обменять безропотное кнопконажимание на преференции для своего бизнеса и на дотации для своих округов. В противном случае их теоретическое послушание могло обернуться демонстративной нелояльностью.
Об угрозе знали, степень ее недооценили. Использовать Андрея Клюева и Александра Волкова, обладающих необходимыми навыками работы со "своими" мажоритарщиками (и агентами влияния вне фракции ПР) Янукович по каким-то причинам не захотел. Определенный для подобной роли Сергей Арбузов заниматься новым для него ремеслом не умел и не хотел. Угроза лишиться мандата с помощью Высшего административного суда удерживает недовольных от явных демаршей, но не излечивает от искушения поиграть в "итальянскую забастовку". Жизненно важные для власти голосования частенько не набирали нужных голосов.
Одним из способов борьбы за голоса назывался процесс создания депутатских групп. "Бродячие союзники" и часть недовольных регионалов сбивались бы в стаи по интересам, формализовывались, что упрощало вопрос разрешения их проблем. При условии, что власть давала добро на использование такой схемы, выделяла бюджет на содержание новых центров влияния и определяла ответственных на работу с ними. А еще требовалось изменить регламент Верховной Рады. Ведь согласно узаконенному парламентскому уставу, численность депутатской группы не могла быть ниже численности самой маленькой фракции. На сегодняшний день это 32 нардепа. Подобное обстоятельство делало процесс сотворения групп невозможным. Основной ресурс создания "пятых колонн" - внефракционные. А их на сегодня аж 34. Объединиться в одну группу, скажем, демонстративный евроинтегратор, убежденный москвофил, формальный оппозиционер и откровенный олигарх не могли по определению. Даже если все они состояли в отношениях с властью и готовы были ей подыгрывать. Нарушались принятые правила политических условностей, и многие не готовы были идти на подобное. Игра имела смысл только тогда, когда возникало несколько внешне различных групп, рекрутирующих новобранцев из разных мест. А для этого требовалось снизить порог формирования группы до 14-15 человек.
Но Банковая на такое идти отказывалась. Она боялась. Чего? В этом случае могли усилиться потенциальные конкуренты. К примеру, зачем Януковичу "группа Порошенко"? Говорят, Виктор Федорович сомневался в способности Петра Алексеевича создать собственную группу. Но еще больше сомневался в его постоянстве. Или зачем власти "группа Фирташа-Левочкина"? Согласно утверждениям разных источников, при поддержке этого дуэта в Раду попали от двух до пяти десятков политиков. На группу из 15 депутатов в любом случае набралось бы. Наверху опасались, что ближе к выборам эта группа из "пятой колонны" власти может превратиться в "четвертую колонну" оппозиции. Или во "вторую колонну Кличко". Насколько обоснованы были эти страхи? Знаем лишь то, что они существовали. Разбросанные по разным политическим квартирам агенты - это робкое подполье. Собранные вместе - партизанский отряд.
Не меньше (если не больше) Янукович опасался появления условной "группы Медведчука", то есть промосковски настроенной ячейки, способной выйти из-под контроля в самый неподходящий момент. От планов разукрупнения парламента отказались в прошлом году. Чтобы вернуться к ним сегодня.
Что изменилось? Если на встрече в "Зоряном" Янукович был искренен, то можно утверждать: с геополитическим выбором он определился. И дружно голосующий парламент ему нужен сегодня сильнее, чем вчера.
Во-первых, Рада - это инструмент узаконивания правительственных инициатив. За многие из которых союзники-коммунисты голосовать не будут. Речь не только о ненавистных им законах из "списка Фюле". Но и об "антинародных" законах, при помощи которых Януковичу придется снижать расходы. И наполнять бюджет в условиях почти неизбежной экономической войны с Москвой. Скажем, будет фракция КПУ поддерживать приватизацию земли? Едва ли. К тому же, содержание "золотого запаса большинства" дорого обходится власти. Коммунисты знают, что они - главный резерв голосов, и умело этим пользуются. Утрата "золотой акции" должна сделать их сговорчивее, а "работу" с ними - менее затратной.
Во-вторых, Янукович, судя по всему, таки задумывается над сколачиванием конституционного большинства. Существует много спекуляций на тему, что именно и когда именно он собирается менять в Основном законе. Но слово "Конституция" звучит намного чаще, чем раньше. 300 голосов - не 226, и для достижения столь амбициозной цели надо идти на риск. То, что Янукович дал добро на снижение порога формирования депутатской группы с 32 до 15 человек, означает, что он готов рискнуть.
В чем риск? Известно, что и спикер Владимир Рыбак, и глава фракции ПР Александр Ефремов, отговаривали патрона от этого шага. Мотивы? По их мнению, создание групп почти неизбежно приведет к определенному оттоку депутатов из партячейки регионалов. А это плохо и с точки зрения пиара, поскольку косвенно бьет по репутации партии власти и авторитету вождя, и с точки зрения технологии: уход из-под партийного контроля облегчает возможное сотрудничество условных перебежчиков с оппозицией. Особенно в будущем, ибо эмпирически доказано: чем ближе выборы, тем более гибкими становятся подданные. Любопытно, что такой же точки зрения, по нашей информации, придерживался и руководитель регламентного комитета Владимир Макеенко. Однако именно он на днях внес законопроект о снижении минимальной численности депутатской группы.
Тем не менее, Янукович решение принял. Игра началась. В чем ее смысл? Предположим, что под эгидой Банковой в Раде создаются две внепартийные ячейки. Одна - относительно лояльная к власти, другая - формально оппозиционная. Первую могут сформировать внефракционные мажоритарщики (которым не с руки записываться во фракцию власти) и часть одномандатников, перешедших из ПР (в частности те, кто не имеет партийного билета). Другую - те одномандатники и перебежчики из оппозиционных фракций, которым необходимо сохранить формальные признаки борцов с режимом. Один персонаж полушутя-полусерьезно предложил назвать ее "За Юлю!" Что не помешает членам гипотетической "ЗЮ", когда надо, поддерживать законодательные инициативы власти.
Осложнение политической ситуации изменило логику оценки рисков. Если вчера больше боялись партизанского отряда, то сегодня как раз парламентские "подпольщики" вызывают серьезные опасения. За "подпольщиками" не уследишь. А отряд можно окружить, блокировать, обезглавить, на худой конец. Не в прямом смысле слова (упаси Бог!). Для этого есть ВАСУ и Кармазин: был лидером группы - стал экс-депутатом. Далек от мысли, что только "русофильство" Маркова стало причиной его изгнания из стаи. Но то, что прочие "русофилы" напряглись - факт. Так что условной "группы Медведчука" Банковая сегодня не опасается.
Она опасается тайных игр. А теперь всем, кто готов сотрудничать с властью, предложат формализоваться. Не хочешь вступать в ПР? Не вопрос. Желаешь поиграть в революционность? На здоровье! Вот вам группа "умеренных", вот - группа "истинных оппозиционеров", на выбор. Мы пошли навстречу - теперь ваш ход. На Банковой предполагают, что "группотворчество" лишь формально разукрупнит Раду, а реально упростит контроль над ней. "Бесхозных" станет меньше, или не останется вовсе. И следить за тем, чем живут и дышат "люди Ахметова", "люди Фирташа" или "люди Порошенко" будет легче. Поскольку там, наверху, существует убеждение, что олигархи воспользуются возможностью формализовать свои ячейки. Так проще лоббировать явные экономические интересы. Но, одновременно, так сложнее скрывать тайные политические планы.
Ну и, наконец, подобная "демократизация" упростит задачу тем депутатам от оппозиции, кто готов пойти на сговор с властью, но хочет сохранить лицо. Янукович рассчитывает проредить ряды своих противников, отток увеличит гарантированную поддержку законов, а заодно подмоет репутацию борцов с режимом.
Что может помешать реализации плана? Оппозиция рискует потерять людей, а коммунисты - статус монополистов на рынке голосов. Поэтому все четыре фракции пока намерены торпедировать властную инициативу. Но есть и субъективные сложности. "Оператором" процесса Янукович определил многоопытного Александра Волкова. Но "куратором" назначен не Андрей Клюев (как надеялись многие заинтересованные в успехе), а Сергей Арбузов. До сих пор не проявлявший должной чуткости и необходимой щедрости. Именно первый зампред правительства является распорядителем бюджета будущего проекта. А, как верно заметил знающий политик, "наличие "правильного" бюджета не гарантирует его правильного "освоения". Прижимистость первого вице-премьера, его чванливость и неискушенность в политических нюансах способны поломать игру в самом начале. И очередное личное вмешательство вождя может оказаться запоздалым.