О том, как в Киеве портфели делят

13 октября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 39, 13 октября-20 октября 2006г.
Отправить
Отправить

В столичной администрации времени даром не теряют. Здесь тоже создают коалиции, покупают голоса, делят землю и, безусловно, портфели...

В столичной администрации времени даром не теряют. Здесь тоже создают коалиции, покупают голоса, делят землю и, безусловно, портфели. Последнее по умолчанию лежит в основе первого.

На этот раз торговали управлением охраны здоровья. Цена вопроса - миллиард бюджетных ассигнований. И на этот раз все тоже могло пройти до неприличия тихо в рамках, так сказать, очередного «прозрачного» заседания. Если бы не позиция одного «городского сумасшедшего», который, по-видимому, ошибся веком, и по-взрослому, исповедуя европейскую демократию участия в нашей определенно дикой стране, решил не только претендовать на замещение вакантной должности, но и поделиться полученными впечатлениями с общественностью. Что из этого вышло, судите сами.

Демократ-участник

Итак, магистр менеджмента организаций охраны здоровья с тремя дипломами, научной практикой в Могилянке и типичной украинской фамилией Петренко, прочитав объявление о конкурсе на сайте Киевской администрации, стал претендентом на должность начальника управления охраны здоровья. Как и положено по закону, он, в числе еще десяти желающих «порулить» горздравом, удачно сдавших письменный экзамен в части знания Конституции, законов о госслужбе и коррупции (!), пришел в мэрию на собеседование. Визит был определенно важный, так как господам соискателям предстояло презентовать конкурсной комиссии собственную концепцию развития здравоохранения столицы. Однако мы вряд ли станем описывать основные постулаты интеллектуального труда нашего героя, тем более что еще за три дня до этого решающего момента г-н Петренко узнал о том, что неофициальное представление нового руководителя управления уже… состоялось.

«Представьте себе, что будущий «победитель» конкурса на замещение вакантной должности, получая неформальные поздравления, выразил уверенность в том, что его назначение дело ближайшего будущего, и сказал, что все уже «согласовано» с людьми, которым нельзя отказать, - говорит Олег Петренко. - Замечу, что медицинский управленческий бомонд поверил в это сразу (и не зря. - Ред.). Люди за годы привыкли, что в таких деликатных вопросах конкурс конкурсом, а решение решением, и они между собой никак не связаны». Очередную ложку дегтя в эту бочку с «демократией» добавила персона новопредставленного руководителя. Г-жа Качурова - старый аппаратный волк, начальник главного управления столичной администрации по делам защиты населения от последствий аварии на ЧАЭС. В бытность Сан Саныча Людмила Викторовна лоббировала в Киевсовете интересы «Єдності» шефа, ныне разделила взгляды Партии регионов, которая в «принципиальных» вопросах земли и собственности удачно моделирует большинство с блоками Черновецкого, Литвина, «Нашей Украиной»,
ГАКом и даже БЮТом, что и подтвердила последняя сессия.

Говорят, что нужная карта по традиции оказалась в рукаве мэра. Но так как «решение решением, а конкурс конкурсом», отряду потенциальных пораженцев таки не дали отступить от демократичного протокола. «Всех вызывали по алфавиту, - продолжает наш собеседник. - В зале присутствовал почти весь состав конкурсной комиссии во главе с заместителем председателя столичной администрации Денисом Бассом. Признаюсь, что менторский тон ответственных заседателей меня ничуть бы не смутил, будь среди них хотя бы один (!) представитель отрасли, в которой я намеревался работать. Если честно, я так и не понял, с кем из них обсуждать свои идеи. Да до этого, честно говоря, и не дошло».

Итак, для нашего образованного героя, впрочем, как можно предположить, и для всех остальных претендентов на пост, основной болевой точкой профанации стала уже не столько ожидаемая победа креатуры «регионалов», сколько нежелание власти прикрыть собственный стыд хотя бы присутствием в комиссии специалиста, способного адекватно оценить знания и профессиональный уровень подготовки кандидата.

Однако в этой связи у оппонентов Петренко оказался железный аргумент: закон. На сегодняшний день украинское законодательство, в частности законы о госслужбе, местных государственных администрациях, а также порядок проведения конкурсов на замещение государственных должностей, определяя механизмы назначения госслужащих 3-7 рангов (куда входят и начальники управлений), не требует, хотя и рекомендует привлекать в конкурсные комиссии представителей профильных отраслей и общественных организаций. Под этой нормой лояльный законодатель, по-видимому, подразумевал следующее: если глава администрации искренне хочет нанять на работу высококлассного чиновника-управленца, не преследуя при этом каких-то других корыстных интересов и не выполняя чьих-то заказов, то он имеет все полномочия для создания конкурсной комиссии, которая бы могла всесторонне «исследовать» претендента. Или все-таки назначить руководителя единолично, согласовав кандидатуру с профильным министром, что, кстати, тоже не запрещено законом.

Что же происходит на самом деле? Власть имущие «демократы», развешивая на всех официальных сайтах сотни объявлений о вакансиях на госслужбу, под эгидой прозрачных конкурсов в действительности продолжают реализовывать сценарий авторитарного назначения нужных людей на нужные места. Проще говоря, занимаются очковтирательством с элементами политического торга. Показательно, что это интересное занятие иногда так увлекает некоторых чиновников, что они перестают адекватно оценивать не то что попавшихся на удочку граждан, но и происходящее вокруг.

Спикер и его спич

Денис Яковлевич Басс, довольно молодой человек приятной наружности, бывший вице-президент «Правэкс-банка», заместитель председателя КГГА, председатель постоянной конкурсной комиссии КГГА, а с недавних пор еще и один из трех, официально назначенных Леонидом Черновецким спикеров столичной администрации, быстро прошел в кабинет. Перед вами стенограмма нашей беседы с г-ном Бассом, к которому мы и обратились за комментарием:

- У нас пять минут.

- Мы пять дней вели переговоры о встрече.

- Я лично ни о чем с вами не договаривался. У меня важное заседание комиссии по инвестициям. Покажите ваши вопросы.

- Денис Яковлевич, почему в конкурсную комиссию не был приглашен ни один профильный специалист, который представлял бы медицину?

- А вы что, знаете перечень членов комиссии?

- Приблизительно знаю.

- Ну, тогда назовите его.

(Называю.)

- Все, кто обратился к нам, приняли участие в конкурсе. Мы дали объявления в газеты.

- Я говорю не об участниках конкурса, а о составе конкурсной комиссии, куда не вошел ни один специалист медицинской отрасли.

- В комиссию входит зам, который курирует это направление.

- Ирэна Кильчицкая заведовала кредитным отделом в известном вам банке.

- А мы вообще кого подбираем? Мы подбираем управленца. Причем здесь вообще медик? Вы считаете, что на этой должности нужен практикующий хирург?

- Денис Яковлевич, у вас всего пять минут, и меня интересуют конкретные ответы.

- Если вы пришли общаться со мной в таком режиме, то я вообще не буду с вами разговаривать. И вообще, у меня нет возможности подстраиваться под ваше плохое настроение.

- У меня прекрасное настроение. Повторяю свой вопрос: почему вы не включили в состав комиссии ни одного профильного специалиста?

- Задавайте нормально вопросы. Я вообще не понимаю, о чем вы говорите. Если о конкурсной комиссии, то конкурсная комиссия единая для всей мэрии. Там нет исключений для медицины. Я не могу под каждое направление приглашать дополнительных специалистов.

- Но, согласно законодательству, местная власть, заинтересованная в профессионалах, имеет право привлекать в конкурсную комиссию представителей отрасли и общественных организаций. Вы этого не сделали. Почему?

- Повторяю, там присутствовал зам.

- Претенденты представляли собственные концепции развития здравоохранения столицы. Кто из комиссии, кроме финансиста Кильчицкой, мог адекватно оценить предложенные концепции?

- Я сам готов обсуждать любую концепцию как управленец. И вообще я не считаю, что управленец должен иметь профильное образование. Вот для вас это важно?

- На уровне политика-министра и его зама, может, и не важно. На уровне города и руководителя отдельной отрасли - скорее да, чем нет. Однако мы сейчас говорим не об образовании претендента, а о способности комиссии адекватно оценить его кандидатуру.

- Вы будете готовить эту статью?

- Да.

- Вот и вложите туда все свои мысли. Это ваше мнение. Оно субъективно.

- Почему было проигнорировано мнение профильного комитета Киевсовета? Вы каким-то образом контактируете с депутатами? Там тоже есть профессионалы.

- Я не разговаривал с профильной комиссией и вообще не знаю их мнение. Кстати, депутаты могут приходить на заседания.

- А вы их туда приглашали?

- Мы рассылаем телефонограммы. Кто хочет, тот приходит.

- Однако депутаты говорят иное: и депутатская комиссия, и ее руководитель последними узнали не только о конкурсе, но и о назначении г-жи Качуровой.

- Я не знаю, о ком вы говорите.

- О председателе комиссии Ольге Богомолец.

- Я вообще без понятия. Я никогда с ней не разговаривал. А почему вы только по этому конкурсу задаете вопросы?

- Во-первых, потому, что вы ограничили меня во времени. Во-вторых, у нас есть информация о том, что конкурс прошел необъективно. Есть жалоба.

- Ну, хорошо. Я сейчас на вас тоже нажалуюсь в какую-нибудь газету, что вы некрасиво себя ведете.

- Но я пришла к вам, чтобы выслушать аргументы второй стороны, как и требует журналистская этика. А вы упорно не хотите этого делать.

- Ну, так и напишите, что я не хочу этого делать…

«Все потом…»

Сакраментальная фраза, оставленная Людмилой Качуровой своему секретарю для настойчивого корреспондента «Зеркала», имеет все шансы стать крылатой в среде слуг народа. Похоже, многое эти люди собираются отложить на потом. Так что с комментарием еще одной героини нашего повествования, как вы понимаете, тоже оказалось туго. Пытались, однако… Как, впрочем, пытались выяснить у министра здравоохранения Юрия Поляченко, почему он, изначально не поддерживая кандидатуру «победительницы» г-жи Качуровой, вдруг взял да и изменил мнение. На вопрос, кто или что повлияло на его решение при согласовании, г-н министр предпочел не отвечать.

Трудно избавиться от мысли, что именно подобные «прозрачные» регулятивные мероприятия власти и составляют ту самую основу системной коррупции в Украине. Правда, умные эксперты Главгосслужбы в описанном нами случае уповают на проект нового закона о госслужбе, где конкурс на замещение вакантных должностей будет обязательным. А вместо рекомендаций, которые сегодня так нагло игнорируют местные власти, появятся обязательные нормы, обозначенные в целом ряде дополнительных подзаконных актов. Но, думаете, это кого-то остановит?

Неравнодушные сегодня апеллируют к гражданскому обществу, к демократии участия, при которой стоит полагаться на свой собственный голос, а не на пустые обещания лидеров разноцветных партий. Так поступил наш герой. Возможно, так поступают и другие, о которых нам еще только предстоит узнать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК