Президент стал главой исполнительной власти. Тоже мне новость, возразит дотошный читатель. Янукович и так ею рулит чуть ли не с момента избрания. А после отмены политреформы, его всеобъемлющее влияние на исполнительские структуры приобрело и соответствующую конституционную «подпорку». Разве нет?
Нет. Поскольку и Конституцией-2004 (недавно отмененной), и Конституцией-96 (недавно реставрированной) предусмотрен принцип разделения властей. При этом ни один из вариантов не наделял главу государства полномочиями главы исполнительной власти. Это раз. Два: Основной Закон страны (в любой из существовавших версий, включая действующую) обязывал все государственные органы действовать только на основании Конституции и законодательства, а также строго воспрещал выходить за рамки узаконенных полномочий. И, наконец, третье: в 2003 году Конституционный суд раз и навсегда постановил, что президентские полномочия исчерпывающе определены Конституцией.
Но отечественных «правовых рационализаторов» все указанные обстоятельства никогда не смущали. До позавчерашнего Виктор Янукович был главой исполнительной власти де-факто. С позавчерашнего дня, он может считаться таковым и де-юре. Невзирая на конституционные запреты.
Новые полномочия гарант приобрел после того, как парламент утвердил поправки к Закону «О Кабинете министров» и принял Закон «О центральных органах исполнительной власти». Законотворческие изыскания министра юстиции Александра Лавриновича депутатское большинство одобрило в лучших современных традициях: не особо вчитываясь, не слишком вдумываясь и тотально игнорируя замечания оппозиции. Примечательно, что в числе противников сомнительных новшеств оказался и коммунист Сергей Гордиенко. Именно ему выпала честь (точнее, мука) представлять точку зрения профильного комитета, отвечающего за развитие государственного строительства и модернизацию местного самоуправления. Многочисленные (и, к слову сказать, достаточно толковые) замечания Сергея Владимировича встречали «массовую поддержку» коллег - то три голоса за, то восемь. С аналогичным воодушевлением парламентарии реагировали и на поправки двух Юриев - Ключковского и Кармазина, тщетно апеллировавших в здравому смыслу и Основному Закону. Исчерпавший запас терпения Гордиенко развел руками: «Я остаюсь сторонником сильного правительства(…). Но я вижу, что, наверное, сильное правительство никому не нужно в нынешней Украине. Поэтому я снимаю все свои поправки и не хочу тратить на это время…»
Детальный разбор принятых актов впереди. Но два слова об актуальных новинках законодательства сказать все же стоит. Во-первых, отныне пресловутые «поручения президента» (в Конституции, в отличие от указов и распоряжений не упоминаемые) приобрели силу закона и стали обязательными для исполнения членами Кабинета министров. Что, мягко говоря, не соответствует Основному Закону. Комментируя данную новеллу бедолага Гордиенко предложил конституировать телефонное право.
Во-вторых (опять-таки вопреки Конституции) акты президента приравняли к законам и конституционным нормам. Теперь акты, изданные главой государства, могут изменять особенности организации и порядок деятельности Антимонопольного комитета, Фонда госимущества и других центральных органов исполнительной власти со специальным статусом.
В-третьих, существенно расширились кадровые полномочия высшего должностного лица. Именно на президента возлагается обязанность назначать и увольнять заместителей министров (включая первых замов и руководителей аппаратов министерств). Конституция наделяет главу государства правом назначать руководителей центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ), включая министров. Но заместители в число руководителей ЦОИВ не входят - на то есть разъяснение Конституционного суда от 17 октября 2002 года. Об очевидном нарушении норм Основного Закона авторам проекта напоминали и специалисты Главного научно-экспертного управления ВР, и главный критик документа, Юрий Ключковский. Тщетно.
И еще – глава государства с недавних пор будет уполномочен назначать даже заместителей Антимонопольного комитета, Фонда госимущества и Госкомитета по телевидению и радиовещанию. На каком-таком основании - непонятно.
Кроме того, именно президент в будущем волен определять, должен или нет, тот или иной вице-премьер возглавлять конкретное министерство. Новация выглядит сомнительной с точки зрения соблюдения конституционных предписаний, в частности, положений 114-й статьи КУ. Более того, такое кадровое полномочие президента выглядит еще одним ударом по остаткам премьерской самостоятельности.
Ограничение прав членов Кабмина (начиная с премьера) является еще одной особенностью узаконенных позавчера ноу-хау. Отыне для увольнения министра или вице-премьера президенту не требуется представление председателя правительства. И это при том, что именно премьер руководит работой КМ и, следовательно, должен обладать контрольными полномочиями в отношении подчиненных. Должен, но не может. Предложение наделить правом кадровой рекомендации не премьера, а Кабинет министров, понимания не встретило.
Предложение наделить министра правом привлекать к административной ответственности руководителей территориальных органов министерства - тоже. Министры теперь вообще будут достаточно существенно поражены в правах. После долгих препирательств авторы закона частично учли дельную поправку Ключковского и разрешили министрам утверждать структуру своего ведомства. Запретив при этом утверждать штатное расписание и смету. Где логика?
Дальше - глубже. Министр лишен еще и права подписывать приказы министерства организационно-распорядительного характера. Подобное полномочие возложено на заместителя министра-руководителя аппарата, являющегося госслужащим. А вот на первого и (назовем его так) «обычного» заместителей министра действие трудового законодательства и законодательства о госслужбе распространяться не будет. Они - фигуры политические. Но при этом их статус нигде и никем не прописан. То есть, фактически руководя министерствами, они еще и получат полное право заниматься предпринимательской деятельностью. Соцобеспечение - на уровне министерского. Никаких ограничений на совместительство. При этом ни министр, ни премьер, ни Кабмин в целом влиять на их кадровую судьбу, по сути, не смогут. Думается, теперь драка пойдет именно за эти посты. А тщеславные глупцы пускай рвутся в министры.
Впрочем, и замы получили свою порцию «крепостных прав». В случае увольнения министра первый и «обычный» замы автоматически лишаются своих должностей. Вопреки священному праву на труд. Вопреки логике и законодательству.
Но это так, мелочи. Несущественные, на фоне масштабной победы Виктора Федоровича.
Очередной победы над Конституцией.