В преддверии встречи Папы Римского Франциска и президента РФ Владимира Путина звучало множество разнообразных предположений и прогнозов.
Большинство сводилось к тому, что "это очень нужно Путину" - пока лидеры "семерки" пьют пиво с нюрнбергскими колбасками в баварском Гармише, он не может позволить себе сидеть в Москве и грызть ногти. Очень удачно получилось, что он оказался по соседству, в Италии, где его примет Папа Римский и обеспечит обильный фото- и видеопоток того, что "мы не в изоляции" и вообще "римнаш". То есть всем было примерно понятно, "зачем это Путину". При этом вопрос о том, "зачем это Папе Франциску", даже не ставился. Как-то само собой все считали, что Папе это нужно. Или, скорее, что "Папа должен".
Никто не усомнился, что Папа должен пойти на эту встречу и повлиять на Путина. Со всех сторон ему давали советы, просили и даже настаивали. От украинских греко-католиков, которые устами предстоятеля УГКЦ Святослава Шевчука просили "стать голосом украинцев" на этой встрече, до посла США при Святом Престоле, который открыто настаивал на "жестком разговоре" об Украине (за что был немедленно заклеймен кремлевской пресс-службой). Мировая пресса пестрела сравнениями украинского кризиса с карибским, как бы предлагая нынешнему понтифику повторить успех Иоанна XXIII и обрести славу Папы, предотвратившего Третью мировую.
Вся эта медийная прелюдия выглядела немного смешно. Скептичный секулярный мир, как оказалось, готов верить в то, что глава церкви, которую принято критиковать и даже прямо насмехаться, может совершить некое чудо, когда все прочие средства не срабатывают. Но плохо сформулированные надежды поставили Папу Франциска не в самый выгодный контекст. Когда после его встречи с Путиным "ничего не произошло", а госсекретарь Ватикана отделался от публики короткой фразой о том, что понтифик попросил у Путина "искренних и весомых усилий ради воцарения мира в Украине", по стадиону разнеслось дружное "фу!"
Так чего же публика ожидала от Папы Франциска? Боюсь, не мира для Украины (Сирии, Ливии - список можно продолжить). Публика, как ей и полагается, ожидала очередной серии блокбастера, в которой Папе Франциску отведена роль супермена. Который поставит нахала на место или снимет с честного человека клеймо нахала и вернет его в свет. Поэтому когда Папа принял роль миротворца и всего лишь повторил общие места о соблюдении "Минских соглашений", прекращении огня и преодолении гуманитарного кризиса в регионе - все то, что давно навязло в наших с вами зубах - мы ощутили острое разочарование.
Особенно украинцы. Ведь мы искренне ожидали, что Папа окажется "нашим голосом". Мы ожидали этого, не задумываясь над тем, что этот голос мог бы сказать. Хоть бы и Путину. Ведь на самом деле все, что мы могли бы сказать Путину своими голосами, уже сказал однажды экс-министр Дещица. Кто-то действительно ждал, что Папа Франциск повторит это соло? Что он его заклеймит, прогонит, захлопнет дверь своей резиденции перед носом снова опоздавшего "царя"?
"Наш голос", к сожалению, - голос людей, невротизированных войной и дезориентированных собственным политикумом. Людей, которые сами не имеют солидарного видения собственного будущего (да и настоящего). Людей, не знающих, как закончить эту войну и даже какой результат считать "победой". Так что мог сказать Папа Франциск Владимиру Путину "нашим" голосом? Кроме требования соблюдать соглашения, прекратить огонь и помочь людям выжить?
Конечно, он мог сказать что-нибудь по-настоящему громкое. О российской агрессии, Крыме, пропаганде, поруганной церкви - о многом. Он мог ничего не сказать, отменить встречу под предлогом опоздания. Но это путь в никуда. Папа остается тем едва ли не последним человеком, который может разговаривать с кем угодно. Пускай мрачно и по-немецки - но все же может. Будучи политической фигурой, понтифик действительно имеет в мировом политикуме совершенно особое положение. Как глава церкви он представляет старейшую мировую транснациональную организацию, как преемник святого Петра он остается одним из немногих моральных авторитетов "по должности". Как "раб рабов Божьих" он не может пренебрегать теми, кем пренебрегли прочие - ведь Христос, как вы помните, обнимался с прокаженным. Поэтому для Папы Римского нет никаких преград в общении с политическими отщепенцами, для него нет ограничений и санкций - и поэтому он остается тем человеком, которому удается наводить мосты. И поэтому он остается иногда последней надеждой.
В мире, увы, мы не единственная "горячая точка", и в данный момент в приоритетах Святого Престола, судя по всему, Сирия. В разрешение этого конфликта Папа Франциск вложил очень много труда. Наконец появилась надежда прийти к компромиссу между воюющими сторонами ради противостояния угрозе со стороны ИГ - и для окончательного решения вопроса совершенно необходим Путин. Поэтому, что бы Папа ни думал об Украине, опозданиях, моральных качествах российского президента - он будет с ним говорить. И не откажет себе в удовольствии преподнести ему медальон с ангелом мира (а вовсе не "медаль мира", как написали российские СМИ). Кстати, точно такой же он подарил еще одному симпатичнейшему представителю мирового политикума Махмуду Аббасу.
На каждое заявление о том, что "Путину нужен Папа" можно ответить, что Путин в той же мере нужен Папе. Как человек, который сосредоточил в своих руках немало власти и рычагов влияния. В той мере, в какой Папа Франциск нужен миру. Особенно сейчас, когда оказалось, что мир вовсе не готов к той войне, которую навязывает ему Россия. Здесь у Папы Франциска особая роль, не только потому, что мировая дипломатия пасует и надеется лишь на время (санкции) и чудо (Папу Римского). Но и потому, что эта война ведется на символическом поле, где главе крупнейшей мировой церкви как будто и карты в руки.
Проиграв экономическую "холодную войну" Россия увидела, наконец, возможность реванша. В этой новой войне Европа и США наступили на грабли, на которые до сих пор наступал СССР, всегда готовый к предыдущей войне - наши европейские партнеры оказались готовы к "холодной" экономической войне и нанесли удар санкциями. Удар, конечно, болезненный, но, как оказалось вовсе не такой эффективный, как можно было ожидать. А на символическом поле Россия выглядит пока что убедительнее противника. Не только Россия, впрочем, - американские аналитики также признаются в бессилии перед пропагандистской машиной Исламского государства.
Россия с удовольствием демонстрирует Западу его бессилие. В долгосрочной перспективе, возможно, символическая война окажется безуспешной альтернативой экономической - даже для России. Но кого интересуют долгосрочные перспективы, когда можно получить удовольствие уже сейчас? Россия оказалась сильна именно там, где Западу противопоставить нечего - и празднует временную викторию. Действительно, в символическом смысле Запад, фактически, банкрот. И, возможно, именно поэтому столько надежд почти подсознательно возлагается на Святой Престол, все еще имеющий влияние на умы, - власть чисто мистическую. Ватиканская дипломатия делала много чудес на протяжении последних двух тысяч лет. В конце концов, у Папы нет избирателей и налогоплательщиков, которые дышат в затылок, ворчат на санкции и в упор не замечают угрозу большой войны.
Впрочем, для европейской политической системы Папа Франциск и сам оказался нелегким испытанием. Он довольно нетипичный понтифик, но, главное, он не европеец, то есть чужд привычным для нас политическим векторам. Для него, как человека пришедшего из другого полушария, естественные для нас центры притяжений и противостояний выглядят несколько иначе. Его "разлом" проходит не между СССР и Западом, а скорее между США и Латинской Америкой, причем симпатии Папы отнюдь не на стороне США. Это, впрочем, вовсе не повод говорить о том, что Папа и Путин могут объединиться против "общего врага" - такие суждения мелькают в российской прессе. Не стал же Папа Франциск солидаризироваться с "борьбой кубинского народа" против того же "общего врага" - он предпочел уничтожить саму вражду.
Но Путин, судя по всему, и не рассчитывал на такой экзотический симбиоз. И дело даже не в том, что у него плохо с фантазией. Просто он любит говорить с позиции силы. Со всеми - Папа Римский не исключение. Сам факт, что президент Путин решился на эту встречу, говорит о том, что он нашел какую-то точку опоры в дипломатическом противостоянии со Святым Престолом.
Незадолго до визита Путина в Италию, но еще до того, как стало известно о его грядущей встрече с Папой Франциском, произошел малозаметный для большинства публики эпизод: патриарх Московский Кирилл отказался от визита в Польшу на Всемирный день молодежи, где, ожидается, появится и Папа Римский Франциск. Сам по себе отказ привлек меньше внимания, чем причина и, главное, тон главы РПЦ. Патриарх заявил, что не может приехать в Польшу из-за несогласия с позицией, которую заняла католическая церковь Польши в отношении событий в Украине. Отсутствие конкретики дополнялось резкостью формулировок. Самым обескураживающим было то, что никакой особенной "позиции по Украине" Конференция польских епископов официально не занимала - о чем тут же сообщила прессе. Все закончилось туманными опасениями, что "из-за Украины экуменический диалог оказался под угрозой".
В череде прочих "околоукраинских" движений Московской патриархии это показалось незначительным эпизодом. Но он удивительным образом совпал с подготовкой визита Путина в Италию. Это, кстати, уже не первое "совпадение" такого рода.
Однако роль патриарха Кирилла в данном случае, к сожалению, не исчерпывается образом "злого полицейского". Потому что именно он подготовил для своего кремлевского начальства комбинацию, которая поставила Папу Римского в щекотливое положение. Возможно, кроме всего прочего, демарш патриарха Московского был призван напомнить наместнику Петра об этих щекотливых обстоятельствах.
Усилия патриарха Кирилла направлены на то, чтобы постараться лишить Папу Франциска возможности выглядеть "третейским судьей" и беспристрастным "голосом совести" в украинском вопросе. Для этого Москва пытается выставить Святой Престол… стороной конфликта. Папе Франциску со стороны Кремля постоянно намекают, что ему следует быть осторожным в поступках и высказываниях, потому что сам Ватикан в любой момент стать объектом "гибридной атаки".
Патриарх Кирилл при активной поддержке Киевской митрополии приложил немало стараний к тому, чтобы войну в Донбассе трактовать как "религиозную", которую "униаты и подстрекаемые ими раскольники" (это прямая цитата из скандального послания патриарха Кирилла о войне в Украине) ведут против "канонического православия". Этот образ неустанно раскручивается и Москвой, и Киевской митрополией на дипломатическом уровне и в медиа. Москва усиленно пытается снять вопрос о "третейском судействе" и вообще каком бы то ни было моральном преимуществе Папы Франциска над президентом Путиным в украинском вопросе.
Визит Путина в Ватикан, в котором многие видели только пресловутую попытку "сохранить лицо", был очередным столкновением в той символической войне, в которой Западу пока нечего противопоставить Кремлю. Святой Престол, безусловно, - сильный противник в войне такого типа. Но того, что эта встреча была схваткой, почти никто не заметил - ведь внешне это было так похоже на простое "отбывание номера" с затертыми фразами вместо пресс-релиза и обменом побрякушками.