Блестящая по стилю статья весомой в стране фигуры, экс-вице-премьера, человека года академика В.Семиноженко «Программа деятельности, или Политическое кредо Кабмина?» («ЗН» № 11, 18.03.00 ) вызывает двоякое ощущение. С одной стороны, гордость за отечественные таланты, созвучие с его позицией в части неприятия либеральной политики правительства в экономике, необходимости государственного регулирования, поддержки национального производителя и аграрного сектора, непродуманности выбора в качестве критерия повышения благосостояния роста продолжительности жизни и снижение уровня смертности новорожденных (критерии проблематичны даже для таких стран, как Германия). С другой — досаду за явную хворь, которой страдала и страдает часть украинской интеллигенции, иронию и сарказм в отношении этничного панукраинизма, болезнь национальной второсортности. Суть мучающей автора «доктрины провинциальной, хуторянской замкнутости» раскрыла гениальная Лина Костенко в День знаний — 1 сентября — в Национальном университете «Киево-Могилянская академия» в своей лекции «Гуманитарная аура нации или дефект главного зеркала». Проблема здесь не в идентификации нации, а в кризисе самоидентификации национально дезориентированной части общества. Выдвигая альтернативу — панукраинизм или пантехнологизм, уважаемый управленец, хочет того или нет, дает ответ на вопрос, почему держава со значительным потенциалом не может реализовать его, занимая неподобающее 91 место, а ее соседи Словакия — 42, Польша — 44, Венгрия — 47? Почему Эстония за последние два года поднялась на несколько ступеней, а Украина, утратив за восемь лет более 40 пунктов, продолжает дрейф в никуда? Единственно, что объединяет экономически прогрессирующие страны — это использование консолидирующей функции национальной идеи. Именно это толкает нашего полиэтничного, со множеством субъектов федерации северного соседа Россию на упорные и мучительные, но безуспешные поиски консолидирующего фактора (дело дошло до футбола) своей национальной идеи.
Свое отношение к панукраинизму В.Семиноженко аргументирует объективным процессом глобализации. Этот процесс имеет свою историю: христианство, великие географические открытия, технический прогресс XIX столетия. В середине 30-х годов украинский мыслитель В.Вернадский в своей работе «Несколько слов о ноосфере» указывал, что мир под влиянием антропогенного человеческого фактора изменяется. Самолет достиг невиданных скоростей — 238 км. в час, человек с помощью радио может связаться с собеседником в любой точке планеты. Под влиянием этих процессов биосфера трансформируется в ноосферу, сферу разума.
Глобализация открывает колоссальные возможности для прогресса человека, однако эти возможности реализуются лишь при условии повышения эффективности управления. Наряду с инновационными, динамическими аспектами глобализация имеет также и негативные, деструктивные, регрессивные аспекты. Глобальная интеграция — быстрый, но не сбалансированный процесс. Новые правила — и их авторы — нацелены на интеграцию глобальных рынков, игнорируя потребности людей, которые рынки удовлетворить не могут. Процесс ведет к концентрации власти и маргинализации бедных — как стран, так и людей. Глобализация несет новые угрозы безопасности человека как в богатых, так и бедных странах. По данным ООН (доклад о развитии человека за 1999 год), текучесть финансов и экономическая нестабильность, финансовые кризисы в Восточной Азии 97–99 гг. вызвали во всем мире разрыв социальных связей, беспорядки, насилия в семье. Нестабильность занятости и прибыли углубляет разрыв между имущими и неимущими, между образованными и людьми без образования. Мобильность и миграция населения несет риск для здоровья, способствует распространению инфекционных заболеваний, в том числе СПИД.
Глобализация открывает доступ к культуре с ее творческим потенциалом, идеями, знаниями. Однако, новая культура, которая распространяется в связи с экспансией глобальных рынков, вызывает тревогу. Красноречиво об этом еще раньше сказал Махатма Ганди: «Я не хочу, чтобы мой дом был со всех сторон обнесен стеной, а мои окна наглухо заколочены. Я хочу, чтобы ветры культуры всех стран свободно овеивали мой дом настолько свободно, насколько это возможно. Однако, я отказываюсь, чтобы эти ветры сбивали меня с ног». Сегодня ветры культуры веют в одном направлении — из богатых стран. «Невесомые» товары — знания составляют наиболее динамичный сектор передовых стран. Главная статья экспорта США не компьютеры, автомобили или самолеты, а развлечения: в 1997 г. валовый доход от мирового проката голливудских фильмов составил 30 млрд.долларов. Экспансия глобальных информационных сетей и технологий спутниковой связи формирует новый информационный простор. Эти сети несут голливудскую продукцию в глухие уголки мира. Превращение культуры в экономическое благо усилило отождествление искусства с товаром, который можно купить. Хотя распространение идей и изобразительной продукции обогащает мир, существует риск сведения заботы о культуре к защите того, что можно купить и продать, и предания забвению коллективных интересов, обычаев и традиций. В связи с этим во многих странах местная культура приобрела новую значимость и активно возрождается благодаря поощрению политическими движениями, развития местной культуры и местной самобытности.
Как защититься от негативов глобализации? В рамках вузовского курса «Безопасность жизнедеятельности» при разработке темы «Безопасность человека как составляющая устойчивого развития общества», я обсуждаю эту актуальнейшую проблему со студентами. Предложения самые разнообразные: контроль, протекционизм отечественным производителям продукции и услуг, защита информационного поля и т.д.. Обустройство закрытого общества, возврат к «железному занавесу» практически не звучит. А вот что встречает одобрение 80-100 процентов аудитории — это необходимость поднять национальную культуру, национальное самосознание, национальную этику. Показательно, что дискуссии проходят в техническом, а не гуманитарном вузе. Интерес молодежи, ее компетентность в сфере национальной идеи, украинского мировозрения постоянно растут. Такое внимание к национальной идее вполне объяснимо. Как любая техническая система, социальное сообщество обеспечено природным неспецифическим предохранителем на подсознательном уровне, связанного напрямую с таким понятием, как национальность. Национальность несет определенные популяционные признаки. Популяцией в экологии называется совокупность особей одного вида, который имеет общий генофонд и живет на одной территории. Физические и химические экологические факторы территории проживания формируют и генофонд популяции. Прежде всего генетические коды должны наделить сообщество качествами, которые обеспечивают безопасное существование в конкретных условиях. Под влиянием климатических и географических особенностей территорий проживания формируется также культура, философия, этика, мировоззрение, язык, иммунитет сообщества. Таким образом, нация формируется как система, основным функциональным предназначением которой является формирование анатомо-физиологических, иммунобиологических, культурно-этических качеств человеческого сообщества с целью наиболее полной его адаптации к конкретным климато-географическим условиям существования. Любая система имеет механизмы защиты от внутренних и внешних возмущений. Так, организм наделен нервными рецепторами, раздражение которых вызывают соответствующие ощущения и реакции. Таким же нервом, рецептором в социальной системе является национальное самосознание. Это предохранитель, защищающий сообщество от внешних и внутренних опасностей, это идентификатор, запускающий, мобилизующий различные механизмы вдохновений, эмоциональных подъемов, консолидации, ведущей общество к свершениям. Как любой экологический фактор, например, температура, содержание кислорода в воздухе, национальное самосознание имеет свой оптимум, который можно назвать «национализмом». Недостаток действия этого фактора ведет к деструкции, деградации общества. Опасна и излишняя сила фактора, что ведет к нацизму, шовинизму, к насилию, крови.
Определенная природой функция национализма объясняет его, вопреки невосприятию определенными кругами и всяческим гонениям, живучесть, и можно прогнозировать непреходящесть. Не исключено, что нарастающие фундаменталистские тенденции в мире являются естественной своеобразной реакцией на проявления экологического кризиса, на удручающую агрессию западной культуры, глобализацию. Задача состоит в том, чтобы не бороться, а разобраться в этом феномене.
Грань между трансформацией национального фактора, национализма в иные категории тонка. Единственный метод решения актуальной, острой во всем мире проблемы, на мой взгляд, это полная открытость, дискуссии, воспитание. В свое время и секса в Советском Союзе не существовало. Мне кажется, что чувство национальной исключительности, превосходства заложено на подсознательном уровне.
Национальное воспитание, идеологическую работу необходимо проводить на всех уровнях, прежде всего государственном. Многочисленными исследованиями доказано, что альтернативы национальной идее как консолидирующему фактору общества не существует. Восприятие национальной идеи, панукраинизма может положить конец многовекторному разложению сил в государстве, результат которого известен не только из физики, но и из басни Крылова «Лебедь, рак да щука».
О национальной идее, украинском государственном мировоззрении, знании государственного, нашего национального языка и вообще о целостном, неусеченном, ненадломленном украинстве — панукраинизме — мы, увы, знаем очень мало. Это относится и к академикам и скромным профессорам, к которым мы себя относим. Уместно напомнить известный афоризм Эрвина Шредингера из его книги «Что такое жизнь». Он утверждал: «Доверие может быть только к универсальному знанию и не напрасно великий инструмент познания называют университетами, от слова универсус». Технологизм — это не универсальные знания. А как известно из латыни, «незнание не является аргументом». Я не претендую на универсализм, окончательную мудрость. И меня всегда ограниченность моих знаний пугает, ибо К. Маркс писал когда-то: «Незнание — демоническая сила и она принесет нам еще много зла».