МИДоминизация

Поделиться
В международных отношениях говорят: покажи мне министра иностранных дел, и я скажу тебе, что это за страна... Уже пятый месяц Украине показать некого.

На этой неделе Юлия Тимошенко порекомендовала не обращать большого внимания на отсутствие нескольких министров в правительстве. Мол, например, в футболе, когда с поля удаляют кого-то из игроков, матч все равно можно выиграть. Не знаю, насколько корректно сравнение правительства с футбольной командой, но если уж использовать эту аналогию, то напомним, что в футболе говорят: покажи мне полузащиту, и я скажу тебе, что это за команда. В международных отношениях говорят иначе: покажи мне министра иностранных дел, и я скажу тебе, что это за страна...

Уже пятый месяц Украине показать некого. Во многих государствах министр иностранных дел – второе лицо в правительстве. Как правило, список кандидатур именно на этот пост вызывает живейший интерес прессы. Именно по назначению главы МИД того или иного государства его зарубежные партнеры пытаются спрогнозировать изменения (или как минимум определить новые акценты и нюансы) во внешнеполитическом курсе этой страны. Что демонстрирует миру Украина, беспрецедентно долго обходясь без министра иностранных дел? Что ее власти безразличен международный имидж страны? Что ей не до внешней политики, когда во внутренней – сплошной маразм? Или что у этой власти уже полный паралич, если она даже не ощущает необходимости в ключевом министре?

Похоже, министр иностранных дел сегодня не нужен никому – ни президенту, ни премьеру, ни Верховной Раде. В нынешних торгах за посты в правительстве кресло главы МИД вообще не котируется – не хлебное это место (не то что Минтранс, например), но очень хлопотное. Так что интереса к нему у парламентских фракций, можно сказать, никакого. Огрызко сняли, пошумели немного и забыли. Президенту в нынешней ситуации лишний министр в правительстве тоже не нужен, он, напротив, ищет возможности, как еще нескольких оттуда забрать, чтобы в этой «футбольной команде» не только голы было некому забивать, но и на воротах никого не осталось… Премьеру министр по квоте президента тем более не нужен. Во-первых, у нее есть свой Немыря, во-вторых, куда проще и удобнее иметь дело с первым замминистра, а не с министром – права голоса на заседаниях Кабмина он не имеет, лишние пять копеек не вставит, а положенную работу исправно выполняет. Насколько нам известно, Кабмин даже не сподобился издать согласно отечественному законодательству соответствующее распоряжение и назначить первого замминистра иностранных дел Владимира Хандогия временно исполняющим обязанности министра. То ли забыли, то ли сочли несущественной мелочью.

Конечно, нельзя говорить о том, что отсутствие полноправного и легитимного министра совершенно парализовало работу МИДа и затормозило всю внешнеполитическую деятельность. Все-таки отечественный бюрократическо-дипломатический механизм — достаточно хорошо налаженная машина с крепким средним звеном. Во всяком случае, внешне все пока выглядит не так уж страшно. К нам по-прежнему приезжают зарубежные гости, только за последние полгода у нас побывало больше десятка высокопоставленных визитеров. Исполняющий функции министра В.Хандогий в начале июня представлял Украину на Совете государств Балтийского моря и провел там ряд двусторонних встреч (в том числе и с российским министром Лавровым). Сегодня первый замминистра участвует в неформальной встрече министров иностранных дел ОБСЕ на острове Корфу, где у него также запланировано несколько «двусторонок» (в том числе с российским, британским, шведским министрами), причем некоторые из них были инициированы нашими партнерами. Так что нельзя сказать, будто из-за отсутствия министра были отменены какие-то ранее запланированные визиты или встречи (разве что польский и германский министры Сикорский и Штайнмайер на прошлой неделе до Михайловской так и не добрались). Но мы можем только гадать, какие формальные и неформальные встречи могли бы состояться, знай наши партнеры, что будут общаться с полноправным министром, имеющим доступ к президенту и голос в правительстве.

Отсутствие последнего усугубляет еще одну серьезную проблему внешнеполитического ведомства – катастрофическую нехватку средств. Да, сегодня кризис не у одного отдельно взятого МИДа, а у всей страны. И дипломатам, наверное, неловко громко заявлять о том, что у них нет денег на ланчи и приемы, когда врачи говорят, что у них нет денег на хлорку в тубдиспансерах. Но с другой стороны (и тут мы не можем не согласиться с президентом), «внешнеполитическая служба является не только важным атрибутом государственности, а и эффективным механизмом защиты интересов государства и граждан». Чтобы этот механизм работал, нужны деньги. Наверное, даже из скромных зар­плат дипломатов можно выкроить какие-то суммы на канцтовары (что в последнее время и практикуется), можно, оказывается, даже кофе-брейки во время переговоров за счет собственных карманов организовывать, но никаких зарплат не хватит на оплату служебных командировок. В этом году у дипломатов не оказалось вообще ни копейки для поездок по Украине. То есть совершенно исключено их участие не только в каких-то конференциях, семинарах, симпозиумах. Отсутствие средств делает практически невозможным участие сотрудников МИД в информационной работе в рамках европейской и евроатлантической интеграции Украины. А ведь именно дипломаты все время были ее активными промоутерами. В этом же году даже традиционный День Европы организовывался за европейские деньги, а у сотрудников МИД так и не появилась возможность съездить в украинские города, где проводился праздник. До минимума урезаны и командировки за рубеж. За границу с нового года ездит только руководящий состав внешнеполитического ведомства, причем без обычных суточных. Значительно сокращен политический диалог с зарубежными партнерами. МИД пересмотрел план консультаций и опять же урезал их число до минимума. Теперь вторые и первые секретари имеют возможность пообщаться со своими зарубежными коллегами только в том случае, если те приезжают в Украину или если поездку оплачивает принимающая сторона (но таких возможностей сегодня немного, кризис не только у нас). Экономия налицо, но вот каким образом молодежи набираться теперь опыта – большой вопрос. Кстати, если партнеры идут на встречу, то консультации по возможности переносятся в Киев и появляется возможность сэкономить на билетах и гостиницах. Но даже в этом случае МИДу зачастую проблематично не только найти подходящее и недорогое помещение, но даже накормить гостей.

Отдельная головная боль – прием украинских официальных делегаций нашими зарубежными диппредставительствами. Всех встреть, всех проводи, да еще обижаются, если в их честь прием не провели, или шопинг с экскурсиями не организовали. Причем у дипломатов складывается впечатление, что у сотрудников других министерств и ведомств сейчас даже больше возможностей ездить в загранкомандировки, чем у дипломатов, для которых разъезды по миру – неотъемлемая часть работы (мы уже не говорим о депутатах, которые взяли и себе любимым накинули в бюджете 3,5 млн. гривен на загранкомандировки). А у посольств сейчас денег на бензин нет, даже чтобы отнюдь не лишний раз куда-то по служебной необходимости в стране пребывания съездить. У них проблемы с оплатой аренды, им порой за неуплату отключают телефоны и Интернет. Ходят слухи, что посольства сейчас устанавливают прейскурант на обслуживание «чужих» делегаций – из других ведомств.

Организация же визитов первых лиц государства – вообще форсмажор, событие не только чрезвычайно нервозное, но и крайне накладное, надолго финансово обескровливающее диппредставительство. Ведь наши VIPы любят, чтобы их принимали с помпой. Вы когда-нибудь видели кортеж нашего президента или премьера? А если они вдруг прилетают куда-то одновременно (как, например, в Брюссель на съезд ЕНП)? Тогда для других делегаций (хотя они куда скромнее) в аэропорту просто не остается места – все занято авто с украинцами.

Разумеется, визиты на высоком уровне нужны даже в кризисные времена. Только вот эффективность этих поездок в последнее время, сетуют дипломаты, не очень-то велика. Видимо, нашим высоким визитерам, поглощенным куда более важными проблемами, недосуг как следует (или хотя бы как-нибудь) готовиться к переговорам, вникать в детали, разбираться в нюансах. Так что можно только приветствовать решение главы государства отказаться от трети загранвизитов для экономии бюджетных средств в условиях финансово-экономического кризиса. Хочется надеяться, что его примеру последуют как премьер, так и другие члены Кабинета министров.

Виктору Ющенко нужно принять еще одно неприятное решение – о закрытии ряда зарубежных диппредставительств Украины. МИД в рамках оптимизации деятельности внешнеполитической службы уже подал свои предложения, однако указал всего два посольства и одно генконсульство. На наш взгляд, их должно быть куда больше. За все годы независимости Украина наоткрывала немало посольств и консульств, существование которых не оправдало затраченных на них средств. Кризис – самое удобное время для их закрытия. Во-первых, существует острая необходимость в экономии средств, во-вторых, наши зарубежные партнеры, в чьих столицах будут закрыты украинские диппредставительства, с большим пониманием отнесутся к подобному шагу именно во время кризиса. Тем более что мировые СМИ буквально пестрят сообщениями о том, сколько и где та или иная страна закрывает свои посольства и консульства. Причем на подобные шаги идут даже куда более благополучные, чем наша, страны Евросоюза. Например, в Швеции обсуждался вопрос о закрытии пяти диппредставительств, в Чехии – семи (трех посольств и четырех консульств), Венгрия на днях сообщила о ликвидации четырех посольств и восьми консульств, кроме того, венгерским представителям, работающим при международных организациях в Вене, Париже и Женеве теперь придется значительно потесниться и сообща арендовать офисы. Представители латвийского МИДа, также оказавшегося в очень сложной финансовой ситуации, допускают, что в случае необходимости еще больше сократить расходы Латвия может закрыть вообще половину своих посольств. На этом фоне украинские намерения относительно закрытия всего лишь трех зарубежных диппредставительств выглядят очень (не)скромно.

Кстати, та же Латвия, как сообщалось в местной прессе, приостановила даже ежегодную ротацию дипломатов. В Украине, слава Богу, до таких крайностей еще не дошли. Ведь сбой в этом году привел бы к ломке графика ротации на все последующие годы. Но и тут приходится экономить. Сотрудников из диппредставительств отзывают по частям. В июне в Киев в основном возвращались финансисты, завхозы, консулы, и на их место в большинстве случаев отправлялась замена. А вот дипломаты, ведающие политическими, экономическими или культурно-гуманитарными вопросами, только начинают возвращаться на родину и заменят их, скорее всего, только в конце августа. Ведь сейчас в большинстве государств начинается политическое и деловое затишье, так что можно немного сэкономить, придержав месяц-другой вакантные должности в посольствах. Некоторые же из них так и останутся вакантными. Постоянная рабочая группа в МИД трудится над оптимизацией штатного расписания зарубежных представительств: где должности завхоза и смотрителя помещений совместят, где финансиста с деловодом сгибридизируют, где от вице-консула откажутся. Кстати, отказались еще и от медицинских страховок для сотрудников зарубежных диппредставительств, причем даже в странах с тяжелыми климатическими и опасными санитарно-эпидемиологическими условиями. О представительских расходах не приходится даже заикаться. Столь необходимое для работы дипломата неформальное общение с зарубежными коллегами нынче приходится организовывать тоже за свои кровные. Хочешь — за чашечкой кофе, хочешь — навари борща, налепи вареников и приглашай домой. Сэкономят, похоже, в этом году и на традиционно проводимом каждые два года совещании послов. Дипломатам вообще порекомендовали провести отпуск в стране пребывания. Если же кого тоска по родине замучила – домой можно съездить только за свой счет…

В общем, МИД экономит, как может. Говорят, были времена и похуже (правда, их уже почти никто не помнит). Дипломаты жалуются, что фактические выплаты значительно снизились (с нового года отменены все премии и доплаты), но признают, что голую зарплату хотя бы вовремя выплачивают. Вчера даже появилось сообщение, что сотрудники посольства Украины в Испании перечислили свою месячную зарплату на счет детского дома «Пролісок» в Киевской области (хочется верить, что по велению сердца, а не начальства). Так что, наверное, ситуация еще терпима. Да и беглый осмотр припаркованных у здания МИД авто, в ходе которого не было обнаружено ни одних «Жигулей» или даже «Ланоса», свидетельствует о том же. Главная проблема, на наш взгляд, в другом – в отсутствии мотивации дипломатов со стороны государства. Разумеется, у каждого из них остается своя личная: кто с нетерпением ждет возможности вырваться на несколько лет за рубеж, кто зарабатывает на пенсию госслужащего, кто – строчку в CV о все еще престижном месте работы перед уходом в инофирму. Но кто из них мечтает стать новым Грибоедовым, Горчаковым, Шульгиным? Да и нужны ли они сегодня Отечеству?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме