Луцкий городской голова Богдан Шиба: «Реформы должны упрощать, а не усложнять жизнь»

15 декабря, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 15 декабря-22 декабря 2006г.
Отправить
Отправить

В период избирательной кампании колоритная фамилия нынешнего луцкого городского головы Богдана Шибы была использована в слогане «Відкрий Шибу — відчуй зміни»...

В период избирательной кампании колоритная фамилия нынешнего луцкого городского головы Богдана Шибы была использована в слогане «Відкрий Шибу — відчуй зміни». Когда настало время переходить от лозунгов к действию, обещанные лучанам перемены новый мэр начал с пертурбации в стенах мэрии. Отделы и управления расформировывались, вместо них создавались департаменты. Откровенно говоря, не посвященным в планы городского совета людям реформирование сначала показалось непонятным. Зачем все это делали, стало ясно только теперь, когда Луцкий городской совет первый среди городов в Украине получил международный сертификат качества ІSО. Для нас обычной является сертификация продуктов потребления и промышленного производства. А что означает сертификат органа местного самоуправления? Что он дает городу и каждому лучанину персонально? Это первая тема разговора с Луцким городским головой Богданом Шибой. Вторая тема — усиление роли местного самоуправления, о чем так много говорится сейчас. Богдан Шиба утверждает, что за полгода работы на должности мэра Луцка он и его команда старались не зарыться в рутине ежедневных проблем, а попытались заложить базовые основы для развития местного самоуправления.

— 14 декабря в Украинском доме вам вручили международный сертификат качества ІSO 9001. О чем идет речь, если иметь в виду рядовых жителей города Луцка, и чем это ноу-хау может быть полезным для других городов Украины?

— Луцк — первый областной центр, органы местного самоуправления которого удостоены такой чести. Мы приняли участие в международном проекте «Через качество к прозрачности». Однако до того аналогичные проекты работали в Коростене, Макеевке, Комсомольске.

Власть — для людей, а не наоборот. Каждый подраздел городской власти должен предоставлять качественные услуги всех видов: со стороны как горисполкома (управленческие), так и коммунальных предприятий. То есть речь идет о высоком качестве услуг в общих чертах. Мы взяли на себя обязательство принимать прозрачные решения и таким образом упростить путь гражданина к получению услуги. Сертификат ІSO — это фактически экзамен на такую организацию системы власти, которая действует в цивилизованных странах. Начали с изменения структуры аппарата горисполкома. Разделили на департаменты, чтобы в границах одного департамента можно было решить какую-то одну проблему. В конечном пункте учрежденных нами изменений — а это будет через несколько месяцев — хочется достичь такого: человек обращается с заявлением и после установленного законом срока приходит и получает услугу — разрешение, сертификат, патент, документ на начало строительства или предпринимательскую деятельность. Чтобы он не бегал по всему городу и не собирал подписи и согласования, поскольку за этим стоит коррупция.

— В чем состоит качество услуг?

— В отсутствии контакта с каждым чиновником и соблюдением временных рамок. Время — большая ценность. Если человек потратит на разрешение несколько месяцев, то у него уже отпадет охота чем-то заниматься. А сертификат ІSO означает, что мы уже наработали оптимальный алгоритм действий власти для принятия решений, разработали систему контроля. Правда, пока что она несовершенна. Но через несколько месяцев в электронном режиме будет отслеживаться путь каждого документа, который к нам попадает. Станет видна работа всех без исключения работников горсовета: кто справляется, кто нет. Если где-то сбой, это означает, кого-то предстоит привлечь к дисциплинарной ответственности. На Западе, где уже длительное время работает система качества управленческих услуг, это самое большое нарушение, за которое чиновника сразу увольняют с работы. Поскольку если человек обратился пятого числа, то десятого он должен прийти и забрать готовый документ. А если кто-то своевременно не выполнил работу и человек не получил своего документа, то это уже из ряда вон выходящая ситуация.

— Прошло полгода, как вы являетесь городским головой. С чем вы столкнулись в плане коррупции, какие схемы были самыми ходовыми? Какие из них удалось поломать?

— Практически на всех направлениях деятельности города были отработаны схемы дополнительного заработка. Прежде всего в земельных вопросах, в аренде недвижимого имущества. В сектор жилищно-коммунального хозяйства вкладывались миллионы, выходили некачественные услуги, а куда пошли миллионы, этого никто не может рассказать. Работу ЖКХ сейчас анализирует КРУ, возбуждены уголовные дела. Думаю, должны быть серьезные наказания. Дороги — вечная украинская тема. Они в Украине самые дорогие и самые некачественные. В каждой из этих и других отраслей мы попробовали установить контроль за прохождением средств. Таким образом удалось и долги погасить, и большую часть работы выполнить. Хотя пока серьезных работ выполнено немного, тем не менее дороги отремонтировали, и за значительно меньшие средства, чем в предыдущие годы. В жилищно-коммунальном хозяйстве со временем мы также придем к предоставлению качественных услуг. Пока подготовлены нормативные документы относительно тех, кто предоставляет услуги. Чтобы водоканал подавал воду до крана в кухне. Потому что сейчас он отвечает за воду только до стены дома. А дальше за все отвечает ЖЭК, который не имеет ни возможностей, ни ресурсов на содержание и ремонт домовых сетей. И из-за этого возникает парадоксальная ситуация: в коммунальные услуги вкладываются огромные средства из бюджета, люди платят, а качества нет. Грубо говоря, это тоже хищение денег. А все потому, что нет ответственного за предоставление услуг. Как решить этот вопрос? Нужно, чтобы предприятия заключали договор с каждым потребителем непосредственно, тогда они будут заинтересованы в установке счетчиков тепла, воды, поскольку тогда все затраты не на кого будет списывать. Не будет посредников — дела наладятся.

— Каковы ваши впечатления от бюджета-2007? Насколько в нем учтены проблемы регионов?

— Государственный бюджет будет очень сложным для местных бюджетов: в нем объем местных бюджетов повышен за счет увеличения плана собственных поступлений территориальных единиц. То есть нам снова скинут контрольные цифры, где объем бюджета будет больше на 33%, но все 33% мы должны обеспечить собственными доходами с физических лиц, земельным налогом, местными налогами и сборами. Как всегда, скажут: нет достаточных поступлений из основных бюджетообразующих налогов — так продавайте землю и имущество. Очень не хотелось бы, чтобы такая практика продолжалась и дальше.

В следующем году бюджет развития мы будем планировать очень расчетливо, постараемся наполнять его за счет других поступлений, в том числе и общего фонда. В нынешнем году благодаря доверию предприятий и предпринимателей к новым властям имеем серьезное наполнение городского бюджета. Ожидаем перевыполнения на 6%. Это дополнительный десяток миллионов гривен. В предыдущие годы ситуация была кардинально другой. В последние дни декабря приходилось проводить всяческие финансовые схемы, чтобы выйти хотя бы на сто процентов и отрапортовать, что выполнили на 100,01% .

Основными статьями расходов пока остаются заработная плата и энергоносители. В дальнейшем планируем серьезно увеличить капитальные расходы на строительство дорог, ремонт внешних сетей снабжения тепла, воды, сточных вод, канализации. Вечная тема — крыши. В эти проекты будут вкладываться серьезные муниципальные средства, возможно — заемные. Сертификат ІSО дает нам выход на международные финансовые институты. Сейчас нарабатываем проекты, с которыми будем стучаться в украинские и европейские финансовые институты, чтобы получить средства. Мы работаем цивилизованно и гарантируем качественное выполнение работ.

— Каковы ваши впечатления от сотрудничества с органами центральной власти?

— Мне бы хотелось говорить не о сотрудничестве, а о том, что каждый должен выполнять свою работу и нести свою часть ответственности. Проиллюстрирую на самом щекотливом примере — жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы, платежи граждан. Если бы центральное правительство, как и предусматривает закон, взяло на себя часть этой ноши, другую мог бы взять горисполком, — не так тяжело было бы людям. На самом же деле центральное правительство не приняло никакого решения, средства в бюджете не были предусмотрены. Местный бюджет такого большого объема средств также не может найти, это выше наших возможностей. Правительство фактически устранилось от ответственности, принятия решений и подготовки средств. В результате это все снова легло на плечи людей. Нас заставили устанавливать такие высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому мне бы не хотелось сотрудничества. Пусть каждый выполняет свою работу в той части, которая предусмотрена законом.

— Насколько урегулировано, с правовой точки зрения, сотрудничество местных органов самоуправления и органов исполнительной власти?

— Не урегулированы полномочия центрального органа исполнительной власти, Кабинета министров. Это сказывается на работе местных органов исполнительной власти, и они вынуждены на месте брать на себя больше, чем нужно. Органы местного самоуправления также могли бы взять на себя значительно больше полномочий и получили бы больше возможностей для их выполнения, если бы были урегулированы отношения, если бы мы не ждали со страхом, о каком очередном решении правительства или Верховной Рады сообщат сегодня. Нельзя каждый день принимать новые решения, причем противоположного содержания и характера. Не должны позволять это Конституция и действующее законодательство. Орган власти любого уровня должен отвечать за свои полномочия и за все свои действия. Потому что в результате получается так, якобы люди не такие попались этой власти. Один день туда бегут, на другой — сюда бегут. Так не должно быть в нормальном государстве. Действия властей должны быть предсказуемыми, прозрачными и отвечать проблемам, стоящим перед ними.

— Как вы считаете, будет ли воплощена в жизнь территориально-административная реформа, о необходимости которой столько говорили в последнее время? Если да, то когда, если нет — то почему?

— Каждая политическая сила, которая начнет говорить о необходимости территориальной реформы, на следующих выборах канет в небытие. Глупо все причины плохой жизни людей сводить к тому, что сельсоветы или же маленькие, или непропорционально разделены. Дескать, как это так: в одном селе триста жителей, в другом — тысяча пятьсот. Сделайте так, чтобы в каждом было по девятьсот. Все знают, чем заканчивались в Украине попытки передела земли, территорий, административных единиц. Другой аспект — инициатива о объединении-разъединении должна исходить снизу: от хутора, села, поселения. Это закреплено в действующей Конституции. А если нет такой инициативы, то это антиконституционно, искусственно и сразу вызовет сопротивление людей. Поэтому у территориальной реформы нет в Украине перспективы. А вот у административной реформы — есть. И она должна заключаться в перераспределении полномочий между разными органами и уровнями властей, обеспечении базового уровня самоуправления необходимыми полномочиями, возможностями и ответственностью. Сейчас происходит перетягивание полномочий. Не может быть законодательство столь несовершенным, чтобы каждое новое правительство, президент и каждая новая Верховная Рада с нулевой отметки начинали выяснять, кто за что должен отвечать. В результате одни принимают решение, другие его оспаривают. Нет никакого государственного управления, и все эти решения подлежат сомнению. Поэтому сегодня такое низкое доверие ко всем институтам власти в стране. Серьезная административная реформа в Украине нужна для того, чтобы закрепить законодательно полномочия каждой ветви власти. И все. Не нужно ни делить, ни укрупнять районы.

— Какие изменения, по-вашему, нужно было бы внести в ходе реформирования Конституции, чтобы обеспечить максимальную самостоятельность регионов?

— Опять же, я являюсь противником большой самостоятельности регионов и не считаю проблему регионализации на самом деле проблемой. Она возникает искусственно, поскольку не развито местное самоуправление. Оно пока часто-густо носит декоративный характер. Есть община, какие-то органы местного самоуправления, но у них нет ни полномочий, ни ресурсов, ни ответственности. Поэтому и говорят: наша власть, но она ничего не решает. Какой выход из ситуации? Нужно дать возможность территориальной общине заработать на налогах, которые во всем мире принято считать местными, и еще какую-то часть государственного заказа профинансировать. В этом случае базовые органы местного самоуправления большинство проблем берут на себя. И тогда не возникает проблемы регионализации. Поскольку канализация, транспорт, вода, свет, дороги — это не региональные вопросы. Это проблемы каждого населенного пункта. Если местное самоуправление базового уровня получит возможность решать эти вопросы — не будет возникать региональных проблем. Не будет оснований для разговоров о том, что один регион самодостаточный, поскольку он отдает проценты в государственный бюджет, а другой — депрессивный или дотационный. Приведу пример. Восток дает в бюджет больше определенных поступлений. Но насколько больше платят на Западе жильцы за жилищно-коммунальные услуги, насколько здесь выше тарифы и уплата — на уровне 90—100%. На Востоке тарифы в четыре раза ниже и платят только 20% жителей. То есть люди за жилье, услуги платят значительно больше в западных областях. И это уравновешивает то, что они платят меньше в виде налогов. Никто никого не кормит! Нет никаких региональных разногласий. Единственный вопрос — дать возможность базовому самоуправлению решать эти проблемы.

— Ваше отношение к идее двухпалатного парламента? Чтобы в высшем законодательном органе были представлены все регионы и таким образом защищали интересы края на центральном уровне...

— Эту идею также считаю искусственной. Каждое новшество, тем более если оно касается многих людей — системы управления населенным пунктом или целыми регионами, тем паче государством, должно базироваться на какой-то определенной традиции. Никто никогда не убедит меня, что двухпалатный парламент лучше, чем однопалатный. Возможно, в некоторых государствах, где давно сложилась такая политическая система, или в более тоталитарном государстве, как, например, в России: там расстреляли одну палату и сделали из нее две, никого не спрашивая, не проводя референдум, потом автоматически проголосовали по факту, когда уже все было сделано. В Украине другая ситуация. У нас уже сформировался однопалатный парламент, и не стоит проводить эксперименты. Вообще стабильная система власти у нас будет только тогда, когда не будут меняться правила выборов, то есть перед каждыми следующими выборами не будет приниматься новый закон. Когда люди привыкнут к системе выборов и она станет для них доступной, вплоть до автоматизма. Если бы мы избирали по одной системе хотя бы три избирательных цикла, то получили бы намного более стабильную власть, чем имеем сейчас. Поскольку люди должны избирать власть обдуманно. Для этого должны быть заранее известны правила игры, граждане не должны бояться неизвестности. Если человек не знает, чего ждать, то он принимает случайное решение. И получает такую власть, как у нас на протяжении пятнадцати лет. Поэтому важнее — наработать избирательный кодекс и принять законы о выборах раз и надолго. Тогда не придется придумывать дополнительные палаты в парламенте, так как это для Украины — очень искусственно. Если с нашим несовершенным законодательством каждый раз придумывать новые модели, то оно всегда будет несовершенным. Следует остановиться на той модели, которая является лучшей на данный момент. А после того, как она поработает, скажем, 12 лет, три избирательных цикла, — делать какие-то выводы. В общем, любая реформа должна упрощать работу, а не усложнять ее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК