Несмотря на то, что «православную» часть инаугурации постарались не акцентировать, она стала едва ли не самым обсуждаемым эпизодом посвящения нового президента. Наряду с тем, как он НЕ пел гимн. Были также подмечены «плохие предзнаменования»: и двери не так хлопнули, и «отцы-основатели» развалились. Не раз повторен тезис о «главе иностранной церкви». А также о том, что «никто так не делал» (не предварял инаугурацию молебном) — ни Ельцин, ни Путин, ни Медведев etc.
О «предзнаменованиях» — смешно. То, что «никто не делал» ничего не значит — атеисты, что с них взять. А тезис об «иностранном патриархе» вообще не выдерживает критики, поскольку патриарх Кирилл является главой и для УПЦ.
То есть формально «все в рамочках».
Но в нашем — как всегда, сложном — случае все решают не формальности, а детали. Мы их подмечаем в первую очередь не потому, что мелочные (во всяком случае, не только), но потому, что по ним, как по кофейной гуще, мы привыкли гадать о том, «что теперь будет». И если бы одной фразой Анны Герман о «личном деле» Виктора Януковича можно было исчерпать «церковный вопрос», стало бы действительно легче. Всем. Для того, чтобы в это можно было поверить, не следовало ничего изобретать — ведь существует Протокол инаугурации президента Украины, утвержденный президентом Леонидом Кучмой, согласно которому молебен должен проводиться после инаугурации президента в Софийском соборе с участием представителей всех украинских церквей.
Но это положение то ли не было известно оргкомитету, то ли они решили его проигнорировать, сведя церковный вопрос к «личному делу». Легче им от этого, впрочем, не стало.
Когда узнали о намерениях патриарха Кирилла «приехать и возглавить», дабы «сберечь лицо» внутри страны решили провести заранее молебен и получить благословение у митрополита Киевского Владимира — это случилось там же, в Киево-Печерской Лавре в воскресенье. Но эффект оказался обратным: скромный воскресный молебен в свете пышных инаугурационных событий показался чуть ли не репетицией.
И так почти все церковное на этой инаугурации — либо выглядело странно, либо немедленно неправильно истолковывалось.
Организаторы постарались, чтобы о молебне не упоминалось ни в одной из программ мероприятий, попадавших в прессу. Как будто решили не привлекать внимания к какому-то «маленькому неудобству». Более того, в день инаугурации мелькнула новость о том, что молебен не будут транслировать на западный регион страны. «Во избежание провокаций». Удобное такое пояснение, которым люди нового президента фактически подтвердили, что осознанно предпринимают действия, раскалывающие страну.
Также с целью «сгладить углы» на прием к новоиспеченному президенту были приглашены главы украинских церквей — патриарх Филарет, кардинал Любомир Гузар и митрополит Мефодий. Это, по-видимому, должно было удовлетворить всех. Но только напомнило о том, что новому президенту придется весьма нелегким путем идти если не к пониманию, то хотя бы к пакту о ненападении с собственным народом.
Кроме того, довольно неоднозначно получилось с цитированием Священного Писания во время самой инаугурации. Евангельский призыв «примириться», обращенный к «проигравшим», вселил не надежду (как это обычно бывает от Благой Вести), а тревогу. Потому что это не были слова благородного победителя, протягивающего руку побежденному. Но слова победителя, который требует, чтобы ему покорились. Напомню, что проигравшие в этом контексте — не только политические соперники Виктора Януковича, но и большая часть украинского народа, за него не голосовавшая.
Гвоздем церковной программы стало, конечно, появление патриарха Московского, его благословение и «напутственная речь». Здесь тоже все было предсказуемо. Хоть оттого не менее болезненно. Призыв со стороны УПЦ «не политизировать визит патриарха» выглядел почти смешно: визит целиком и полностью политический, поскольку связан с событием политическим.
Это если не считать умения патриарха Московского «делать политику» даже на совершенно «пастырских» акциях. В данном случае патриарх не мог не воспользоваться возможностью не только подтвердить свою власть в УПЦ (кстати, заодно, раз уж заехал в Киев, решил собрать и возглавить внеочередной Синод якобы «самоуправляемой» УПЦ), но и еще раз на обе страны продемонстрировать «единство». Как РПЦ и УПЦ, так и вообще духовного пространства Украины и России. В своей краткой поздравительной речи патриарх не мог удержаться и не ввернуть любимое — про «братские народы», составные части «Святой Руси», «могучее дерево восточноевропейской христианской цивилизации». И напутствие, разумеется, — продолжать хранить единство этого «пространства».
У большинства наблюдателей вызвало вопросы цитирование патриархом «Молитвы за Украину»: «Боже великий, єдиний, Русь-Україну храни». Для части слушателей это прозвучало «оговоркой по Фрейду». Но на самом деле это таки «редакторская правка». И патриарх в этом не виноват — вряд ли он знает украинский настолько хорошо. Это здесь, в Украине, поспоспешествовали: точно так же пел хор на Владимирской горке летом, когда патриарх Кирилл служил молебен, посвященный Крещению Руси. Вот тогда, видно, в душу запало...
В отличие от президента и премьера России, которые отклонили приглашение В.Януковича, патриарх Кирилл приехал и получил полную свободу в роли «доброго опера». Он не только вел примирительные речи — он искренне, на весь экран исповедовал любовь к Украине, к Киеву, демонстрировал свою готовность говорить «на нашем» и цитировать наши духовные гимны. Пускай и в отредактированной версии. Для патриарха Украина — не «соседнее государство», а «каноническая родина» («крещенская купель»). Наднациональный характер РПЦ — очень важный пункт программы патриарха. И он не может пропустить возможности напомнить о том, что до сих пор держит вместе расползающиеся по политической карте «братские народы».
Есть, впрочем, еще одно обстоятельство. Украина — это его политический капитал. И если взаимоотношения российского патриарха с российским премьером действительно так сложны, как о том говорят, ему следует дорожить своим влиянием на президента Украины и статусом «своего на своей земле», который он лелеет здесь. В крайнем случае, всегда остается возможность увеличить расстояние между собой и Кремлем, перебравшись в «южную столицу».
На этом фоне рассуждения о «личном деле» Виктора Януковича бледнеют и теряются, как и призывы «не политизировать» со стороны УПЦ. Вопрос ведь не в том, кто будет есть «сало в разных видах» и расстегаи на праздничном банкете. Пускай даже в пост (ах, и здесь не получилось «по-православному»). Как и когда возносят молитвы те или иные представители власти — это действительно их личное дело. Ровно до тех пор, пока это не политизируется. И делаем это не мы, журналисты, как нас в том постоянно упрекают. Это делают сами политики с молчаливого (или не очень) согласия священноначалия. Если бы инаугурационный молебен в Лавре догадались оставить «за кадром», а еще лучше — удовлетворились бы воскресным молебном, отправленном предстоятелем УПЦ, нового президента трудно было бы в чем-то упрекнуть. Ну, разве что в незнании Гимна.