КРЫМ ЕЩЕ НИКОГДА НЕ БЫЛ ТАК БЛИЗОК К ВЫХОДУ ИЗ РАЗРЯДА «КРАСНЫХ» РЕГИОНОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПРОЦВЕТАНИЮ

Поделиться
За годы независимости Украины общественно-политическая жизнь Крыма сильно разнообразилась. Мест...

За годы независимости Украины общественно-политическая жизнь Крыма сильно разнообразилась. Место сообщений о привлекательности Крыма как здравницы в средствах массовой информации стали занимать сообщения о политических и общественных конфликтах по поводу полуострова и внутри него. Украина и Россия долго и трудно делили Черноморский флот и решали вопрос о территориальных претензиях Москвы, бандитские группировки устраивали разборки на улицах, а крымские политики выясняли отношения с центральной властью по поводу пребывания Крыма в правовом поле Украины и время от времени вели политические войны между собой. Все больше появлялось статей и сюжетов о массовых выступлениях и требованиях вернувшихся в Украину крымских татар в адрес центральных и крымских властей. С вопросами о том, что сейчас происходит в Крыму, мы обратились к председателю Совета министров Крыма Сергею КУНИЦЫНУ.

— Недавно украинские и крымские СМИ сообщили, что наконец-то снят конфликт между Куницыным и Грачом. Но ходят слухи, что митинги граждан с социальными требованиями, которые стали последнее время часто проходить перед зданием Совмина, организуются именно Л.Грачом, что Грач саботирует проведение референдума 16 апреля, зная, что вы отвечаете за проведение этой акции. Не думаете ли вы, что между вами и Грачом установился не мир, а временное перемирие и скоро конфликт начнется снова?

— Я бы хотел быть уверен, что это не так. Сегодня дестабилизация политической ситуации в Крыму является, на мой взгляд, антигосударственной деятельностью. Сейчас нужно поднимать жизненный уровень крымчан, нужно решать вопросы крымских татар. Мы должны не оставить поводов для сепаратистских настроений на полуострове. Это требует интенсивной работы и совместных усилий обеих ветвей крымской власти. Грач — умный политик, он прекрасно понимает, что сегодня нужно не бередить раны общества, а лечить их. Так что я не хочу верить этим слухам.

Что же касается организации акций протеста, то, выступая против правительства, коммунисты лукавят. Потому что и руководство рескома КПУ, и рядовые жители Крыма знают: правительство погашает задолженность по зарплатам и по всем социальным выплатам. А в 2001 году мы намерены поднять доходы населения. Об этом люди тоже знают. Рост доходов жителей Крыма возможен сегодня только за счет роста экономики полуострова. Этого роста мы уже добились в объеме 18% за 1999 год и намерены увеличивать его. Сейчас нужна конструктивная работа.

Между тем, надо понимать, что политическая жизнь в Крыму имеет еще один аспект. Здесь ведь действует совершенно особая модель управления, отличная от других регионов Украины. Крым — это республика. Есть парламент, есть правительство. Эта модель программирует некоторую конкуренцию между лидерами ветвей власти. В этой ситуации все время нужно на деле доказывать и своим сторонникам, и своим оппонентам, что ты — лидер, знаешь, что делать, обладаешь хорошими управленческими навыками. Это нормальные политические отношения. Главное, чтобы в них не было ничего личного, чтобы эти отношения не протекали в ущерб общественной стабильности и экономическому развитию.

— Вам что-нибудь известно о переговорах Л.Грача и А.Франчука? Ходят слухи, что ими обсуждаются варианты вашей отставки, что экс-премьер давит на крымского спикера…

Возможно, Л.Грач действительно проводит консультации с А.Франчуком. Не исключено даже, что они обсуждают возможные изменения в Совете министров Крыма. Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что не Л.Грач решает, кому быть премьером Крыма. Ведь Леонид Иванович — это еще не вся Верховная Рада Крыма. И если вдруг глава крымского парламента будет закулисно инициировать отставку действующего правительства, ему придется объяснить, почему он выступает против прогрессивных преобразований в автономии. Думаю, Грач прекрасно понимает, что ему самому не выгоден политический кризис, которого не миновать при попытке отправить правительство в отставку.

А в то, что Франчук способен оказывать сильное влияние на Грача, я не верю. Леонид Иванович слишком опытный и самодостаточный политик, чтобы позволить влиять на себя на региональном уровне.

— 5 апреля в Верховной Раде Украины прошли слушания по крымским татарам. Как вы расцениваете этот шаг?

— На мой взгляд, страна до сих пор уделяла недостаточно внимания урегулированию правовых и межкультурных сложностей в отношениях между прибывающими в Крым представителями депортированных народов и остальным населением Крыма. Не было целостной политики в отношении возвращения и обустройства в Крыму депортированных народов, в первую очередь крымских татар. Но сейчас ситуация меняется. Совещания и парламентские слушания по вопросам обустройства крымских татар и представителей других депортированных народов свидетельствуют о том, что центр начал вплотную заниматься этими вопросами.

— Некоторые аналитики говорят, что крымские татары являются дестабилизирующим фактором в Крыму, что их присутствие на полуострове угрожает национальной безопасности Украины. Как вы можете прокомментировать эту точку зрения?

— Нет, это не так. Народ никогда не является фактором дестабилизации. Я хоть и славянин, но родился и вырос в Азии, в общей сложности 15 из 40 лет своей жизни провел в мусульманском мире, хорошо знаю менталитет мусульман. Это мне здорово помогает в работе. Крымские татары меня по-другому воспринимают, у меня хорошие человеческие и деловые отношения с представителями этого трудолюбивого и организованного народа.

Главным дестабилизирующим фактором, на мой взгляд, всегда является отсутствие адекватной политики в отношении того или иного вопроса. Так, нет политики по поводу продолжающейся репатриации депортированных народов. Как урегулировать этот процесс? Люди прибывают, а земли- то больше не становится. Это создает проблемы и для приезжающих людей, и для постоянных жителей Крыма. Сегодня мы только подходим к общему пониманию того, какой должна быть политика в отношении всех вопросов депортированных народов.

— Не сталкиваетесь ли вы в своей работе с шантажом со стороны общественно- политических объединений крымских татар?

— Очевидно, что у репатриантов есть проблемы, которые нельзя не решать. Ведь это живые люди, со своими бедами и проблемами. Они приехали в Крым не от хорошей жизни. И наша задача — создать представителям депортированных народов условия для достойного существования и самореализации наравне с другими гражданами Украины и жителями Крыма.

Иногда татары выдвигают очень сложные, даже невыполнимые требования. Последний пример — требование перепаевания земли. Сейчас проблемы есть в Симферопольском, Бахчисарайском и Белогорском районах, в которых проживает очень много крымских татар и где земельные ресурсы крайне ограничены. Но я уверен, что мы — представители центральной и крымской власти и крымские татары — сможем решить этот вопрос в рамках украинского законодательства и без нарушения прав других жителей Крыма. Для меня очевидно: нет неразрешимых вопросов, если стороны готовы к диалогу и конструктивной работе. При этом нужно понимать, что власть не может отдавать предпочтение тому или иному народу, той или иной этнической группе в ущерб другим. Власть отвечает за поддержание баланса интересов всех социальных групп.

Хочу также отметить, что решение многих вопросов зависит от общей культуры людей. Мы строим современное общество. А главная особенность современного человека — это способность к самоограничению. Я очень доволен, что в ряде районов Крыма татары и члены КСП на месте договариваются о том, как сделать так, чтобы все желающие работать на земле получили ее.

Главный же путь стабилизации отношений власти и крымских татар — это интенсивное развитие экономики Крыма. Не секрет, что ни Украина, ни Крым не были готовы финансово к массовой репатриации депортированных ранее народов. И сейчас большинство татар поддерживает требование перепаевания земли не в последнюю очередь потому, что им не хватает рабочих мест в других сферах хозяйства. Это значит, что нужно работать над экономикой — развивать базовые отрасли экономики Крыма, в частности курортный бизнес, создавать новые производства на основе частного капитала, повышать платежную дисциплину. Нужно встраивать репатриантов в современные экономические реалии. Есть много других сфер приложения труда, кроме земли. Эти сферы будем развивать.

— Но ведь вы говорите о значительном экономическом росте. А возможен ли этот рост в Крыму?

— Подъем всегда более медленный и трудоемкий, чем падение. Вся страна и Крым вместе с ней упали слишком глубоко, и резкий подъем невозможен. Но все экономические индикаторы свидетельствуют о том, что мы движемся вверх по склону реформ.

По сравнению с 1998 годом, поступления в крымский бюджет-99 увеличились в 1,5 раза, а среднемесячные поступления — в 2 раза. То есть за короткий период работы правительства складывается устойчивая тенденция роста доходной части бюджета республики. За 1999 год на территории Крыма собран 1 млрд. грн. налогов и сборов, из которого в сводный бюджет Крыма, по оперативным данным, зачислено свыше 600 млн. грн, что на 18% выше прогноза.

Проведенная работа по наполнению бюджета позволила сократить оставленную нынешнему правительству в наследство задолженность бюджета Крыма почти вдвое, или на 106 млн. грн. При этом по социально-культурным учреждениям и мероприятиям, финансируемым из республиканского бюджета, задолженность уменьшена более чем в три раза.

Наибольшее снижение долгов достигнуто по заработной плате и социальным выплатам. На протяжении всего истекшего года Крым являлся лидером среди регионов Украины по организации и проведению этой работы. За период работы правительства задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы сокращена в 2,4 раза, или на 51 млн. грн. В то же время этот показатель в среднем по Украине не превышает 30%. По выплате помощи малообеспеченным слоям населения долги уменьшены в 1,5 раза, стипендий учащимся — почти в 5 раз.

Если бы правительству не пришлось в течение полутора лет расплачиваться по долгам, накопленным в предыдущие периоды, возможно было бы улучшить почти на одну треть финансовое обеспечение учреждений образования, здравоохранения, культуры, выплатить полностью детские пособия, оплатить льготы инвалидам.

Удалось решить проблему последних четырех лет — в истекшем году погашена имеющаяся задолженность за энергоносители на сумму, превышающую 120 млн. грн.

Но многое еще предстоит сделать. Мы планируем полностью погасить бюджетные задолженности уже в 2001 году. Правительство усиливает борьбу с преступностью, ведь Крым должен стать самым безопасным местом отдыха. Мы намерены создавать новые рабочие места, развивать курортный бизнес. Нужно решать вопрос энергообеспечения автономии — сегодня только 8% потребляемой энергии вырабатывается на территории Крыма. Эти задачи требуют больших вложений, а значит — увеличения экономической базы и привлечения корпоративных инвестиций. Для этого мы сейчас разрабатываем новые меры по обеспечению экономического роста и надеемся, что эти меры будут поддержаны в Киеве.

— Что позволило добиться роста экономики Крыма: крымские ноу-хау или особое отношение к Крыму со стороны центральной власти?

Безусловно, экономический рост Крыма был бы невозможен без активной поддержки наших инициатив со стороны Президента и Кабинета министров Украины. Сегодня экономическая политика Киева в отношении Крыма выстроилась однозначно. Менее чем за два года были подписаны четыре указа Президента, направленных на социально-экономическое развитие автономии. Сейчас мы возлагаем большие надежды на территории приоритетного развития, создание которых было поддержано центральными органами власти. Мы сумеем доказать правильность этого решения.

На самом деле, то, что мы называем ростом, является лишь выравниванием экономической ситуации. Чтобы добиться настоящего роста, нам предстоит многое сделать.

А крымские ноу-хау — это воля к тому, чтобы идти по пути реформ. Ведь сегодня перед властью стоят настолько сложные проблемы, что разрешить их с выгодой для всех в краткосрочной перспективе невозможно. Возьмем коммунальные тарифы. Их нельзя не повышать. Но как подписать решение о повышении коммунальных тарифов, если многие люди или не получают зарплату вовремя, или имеют минимальные доходы в 120—150 гривен, при этом имея детей, которых нужно одевать, кормить и отправлять в школу. Тут каждое решение — правильно. И каждое решение будет половинчатым. Нужна воля, чтобы находить нестандартные решения проблем, которые бы учитывали потребности и бюджета, и экономики, и граждан. А там, где это невозможно, нужна воля делать выбор. Мы выбираем реформы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме