Комментируя сложившуюся ситуацию, Григорий Викторович заметил: «В Украине есть несколько крупных предприятий, которым по плечу работать самостоятельно на мировом рынке, одно из них «Завод им.Малышева». Уход нас из зоны влияния «Укрспецэкспорта» вызвал недовольство этой организации, озлобленность, которую мы наблюдаем, непонятна и смешна. «Укрспецэкспорт» много задолжал по контрактам, которые мы реализовывали вместе, сумма исчисляется миллионами долларов, если бы с нами рассчитались хотя бы за иорданский контракт, мы смогли бы решать многие вопросы, вместо этого начались попытки обвинить нас в низком качестве изделий. Нет ни одного рекламационного акта, ни одной претензии со стороны иорданских вооруженных сил, машины прекрасно себя ведут, наши специалисты подготовили все 50 БТР для участия королевства Иордании в миротворческих силах. Почему, не являясь техническими специалистами, «Укрспецэкспорт» присваивает себе право комментировать на уровне переводчиков, работает наша техника хорошо или плохо? Мы сами сделаем нужные выводы, где у нас недоработки, не надо нас учить, как делать продукцию, за 100 лет работы мы знаем, как ее делать. Что касается платежей, то мы аккуратно платим налоги, но если говорят, что надо платить налог «на дым», то это вызывает негодование. Налоговой администрацией Харьковской области, в интересах чисто ведомственных, была раздута история, связанная с методологическим вопросом, — куда и что входит в валовые затраты. Мы опротестовали акт проверки налоговой администрации и обратились в арбитражный суд».
То, что происходит вокруг предприятия, является лишь отображением ситуации в стране, и в частности в оборонно-промышленном комплексе, считает наш постоянный автор Валентин БАДРАК.
Если говорить о самом предприятии, то, действительно, его руководство сегодня попало в немилость некоторых ведомств, о чем сам же гендиректор и сообщил, обращаясь в вышестоящую инстанцию — Госкомиссию по вопросам оборонно-промышленного комплекса. Говорят, там он нашел твердую поддержку и перспективы таковы, что руководителя предприятия отстоят, поскольку, говоря языком одного из корифеев национальной оборонки, «хоть и были ошибки, нельзя забывать, что сделал этот человек для страны». В то же время те, кто детально разбирался в дебрях заводской активности, утверждают, что нарушения правил экспортного контроля со стороны завода были. К слову, это же подтвердил и сам Григорий Викторович в письменном виде...
Но на самом деле не так важно, как и кем трактуется работа предприятия, благодаря продукции которого (но не внешнеэкономической деятельности) Украина стала прогрессировать на мировом рынке оружия. Действительно, с одной стороны, можно говорить, что за истекший год (ГП «Завод им.Малышева» получил право осуществления внешнеэкономической деятельности с товарами военного назначения и товарами, содержащими сведения, представляющие государственную тайну, 4 октября 1999 г., после того, как во время предвыборной поездки в Харьков глава державы лично позаботился о заводе, несмотря на то, что в таких правах на тот момент предприятию уже было отказано) завод не заключил ни одного крупного контракта на поставки бронетехники, что где-то ошибся с выбором посредника, а где-то отгрузил технику заказчику несколько позже, чем предполагалось по условиям контракта. Это коротко, не вспоминая, как именно завод получал эти самые права.
Но, с другой стороны, заводские аргументы тоже вески. И Рим был построен не за один год, так что, может, через несколько лет завод и разберется в тонкостях внешнеэкономической деятельности. А вместо одного большого контракта (правда, если быть до конца откровенным, заключенного отнюдь не заводом, хотя заводом реализованного без каких-либо шероховатостей) предприятие имеет несколько мелких. Но ведь и спрос на танки падает, небезосновательно говорят на заводе.
Кто сегодня может ответить на вопрос, нужен ли Украине танковый гигант таких масштабов? А если ему нужны права, то не нужны ли такие же Харьковскому конструкторскому бюро им.Морозова, которое в силу специфики работы специализируется лишь на мелких, или правильнее, разовых, и следовательно, недорогостоящих проектах, вряд ли представляющих большой интерес для госпосредника. Учитывая, что отношения КБ и завода не самые теплые, вопрос этот приобретает гораздо больший вес.
Трудно сказать, кто прав — те, кто не хотели бы видеть танковый завод самостоятельным, или те, кто верят, что его самостоятельность принесет успех, пусть даже когда-нибудь. Главная проблема в том, что мнения разделились. И еще большая проблема в том, что был прецедент для того, чтобы мнения были разными. А если по сути, то мнений может быть много, если процессом пытаются руководить все сразу.
Рискну сказать, что ответственность за создавшуюся ситуацию должен взять на себя не кто иной, как глава державы. Он дал права заводу в пылу предвыборной кампании (хоть и скрепя сердце). Но завод жил бы себе своей жизнью еще очень и очень долго (кстати, неважно, с правами или без), если бы не другое решение, явившееся летом с.г. И если долгое время конфликтные ситуации удавалось гасить более дипломатичному гендиректору концерна «Бронетехника Украины» Юрию Миргородскому, то с некоторых пор и ему это стало не под силу. Речь о том, что появление практически одновременно двух центров влияния на оружейный бизнес с двумя профессионалами и просто сильными личностями во главе стало если не толчком, то предпосылкой такого развития событий. Попытки отвоевать-отстоять завод являются лишь следствием этих процессов, и зря Григорий Викторович грешит на прессу, которая не может быть виновной в желании по меньшей мере рассказать о том, что соперничество на верхних этажах никому пользы не принесет. И уж тем более, державе, которая с таким трудом вырвалась на рынок оружия.
О том, что передел национальной оборонки еще не закончился и реальный старт для строительства национального военно-промышленного комплекса еще не дан, свидетельствуют и некоторые факты. Так, уже третье по счету обещание в мае принять в сентябре Программу развития вооружений и военной техники не выполнено (ее пытаются принять с 1997 г.). При таком раскладе еще долго две наиболее важные и взаимосвязанные госпрограммы в сфере национальной обороны и безопасности — Программа развития вооружений и военной техники и Программа развития и реформирования ВСУ до 2005 г. будут развиваться отдельно одна от другой. Негативные результаты этого мы пожнем года через два-три. Естественно, все кивают на Госкомиссию по вопросам ОПК. Но можно ли рассматривать серьезный документ, даже не имея помещения? И можно ли в этом случае говорить, что все сосредоточено в одних руках?
Возможно, именно шум вокруг танкового завода переполнит чашу и станет поводом для доведения до конца вертикали оружейного бизнеса и оборонки, которые все же находятся на одной оси, а не на разных полюсах.