Какие аргументы вы бы привели в пользу принятия украинскими СМИ публично задекларированных редакционных принципов?

Поделиться
Егор СОБОЛЕВ, ведущий программы «Чи на п’ять?» «5 канала»: — Потому что соглашение о редакционной политике — это единственный барьер против манипуляций...

Егор СОБОЛЕВ, ведущий программы «Чи на п’ять?» «5 канала»:

— Потому что соглашение о редакционной политике — это единственный барьер против манипуляций. Потому что правила всегда лучше, чем их отсутствие. Потому что классический редакционный устав требует фиксации ключевых принципов журналистики: о представлении всех точек зрения, о невмешательстве владельца в редакционный процесс, о правах журналиста на собственную точку зрения.

Анатолий Борсюк, ведущий программы «Чорним по білому» на канале «Студия 1+1»:

— Мне трудно приводить какие-либо аргументы. Они столь известны, что ничего не нужно объяснять. Иное дело, у меня существует надежда, что редакционные соглашения, которые сложатся между владельцами СМИ и журналистами, будут действовать. Потому что какие бы мы ни выписывали хорошие законы и документы, владельцы всегда будут находить пути, как их обойти. Они будут продолжать вызывать журналистов в рабочий кабинет по одному и с каждым в отдельности обсуждать определенные вопросы. От этого мы не скоро избавимся. Но, думаю, если мы будем постоянно об этом говорить, то все изменится к лучшему. Еще многое зависит от характера отдельного журналиста: будет ли он требовать защиты своих прав — от больничных до отпусков.

Виталий Докаленко, президент НТКУ:

— В нашей стране были попытки инициирования подписания Этического кодекса украинского журналиста, но далеко не все журналисты даже знают о нем, а что касается соблюдения, — об этом вообще речь не идет, ведь сегодня часть журналистов существует на средства «заинтересованных лиц». Поэтому сегодня мы и говорим о публично задекларированных редакционных принципах СМИ. Я считаю это насущной необходимостью.

Сегодня как президент НТКУ я практически являюсь заложником ситуации, когда журналисты спекулируют «свободой слова», прикрывая откровенный непрофессионализм. И любые замечания расцениваются как давление на журналистов! Поэтому публично задекларированные принципы редакционной политики необходимы, чтобы журналисты чувствовали ответственность за то, как они информируют власть — о мнении народа, народ — о деятельности власти!

Подписав соответствующий документ, где будут задекларированы такие принципы, как непредвзятость, объективность, достоверность, своевременность и т.п., я считаю, журналист больше будет чувствовать ответственность перед обществом за предоставляемую информацию.

Ольга Скотникова, обозреватель новостей Первого канала:

— Я думаю, что региональные СМИ, особенно коммунальные, слишком зависимы от местной власти, и потому им особенно необходимо настоящее соглашение по редакционной политике. Для того чтобы журналисты могли работать по профессии, а не обслуживать местную власть и местных владельцев.

В Киеве больше правозащитных организаций, сильнее журналистское сообщество. Шире круг общения журналистов между собой, где может быть утечка информации, где журналисты могут сплотиться и противостоять неприятностям. А в регионах это все слабее, журналисты беднее. Им труднее заработать себе на жизнь, и потому они находятся в худшей ситуации.

Игорь Куляс, тренер по новостийной журналистике «Интерньюз-Украина»:

— Для журналистов это очень надежная защита, во-первых, от вмешательства в авторские материалы, во-вторых, это защита от многих возможных судебных исков, потому что, когда журналист работает по стандартам, у него намного меньше возможностей предъявить претензии в судебном порядке. А для менеджеров и владельцев, которые хоть в какой-то степени рассматривают свою телекомпанию, радио или газету как способ зарабатывания денег, это дает дополнительные аргументы, когда власть начинает давить на владельца. Потому что он скажет: «Я не хочу этого делать. Я декларировал, что не буду вмешиваться в политику редакции». Но я не понимаю, в чем состоит принципиальное отличие между региональными и центральными СМИ. Возможно, что на региональные СМИ может осуществляться более сильное давление, чем на крупные и богатые каналы. Но мы были свидетелями того, как влиятельные центральные каналы ущемлялись довольно сильно, не меньше региональных.

Вместе с тем мы знаем немало очень сильных региональных каналов, удерживающихся в рамках стандартов даже в очень тяжелые времена. Я не утверждаю, что региональные и центральные СМИ находятся в равных условиях, но в этой ситуации аргументация одинакова.

Алексей Мустафин, экс-шеф-редактор «Интера», зампред правления и руководитель информационной службы СТБ:

— На самом деле аргументы являются общими и для общенациональных, и для региональных СМИ.

Для владельцев публично задекларированы редакционные принципы — это средство защиты от давления со стороны власти и политиков (и оппозиционных также), затем — гарантия независимости, авторитета, а следовательно — и влияния, общественного и даже политического. Возможно, не все это сегодня понимают, но на самом деле с человеком, отказывающимся выполнять «заказухи», считаются больше. Это аргумент для тех, кто вкладывает деньги в СМИ именно для обеспечения своего влияния. Для тех владельцев, которые считают свои СМИ прежде всего бизнесом, публично задекларированные редакционные принципы действительно могут стать своеобразным «дипломом качества», что намного увеличивает стоимость этого бизнеса — если не сейчас, то в будущем, и не таком далеком, как некоторым кажется.

Журналистам, честно говоря, это даже странно объяснять. Потому что публично задекларированные редакционные принципы — это гарантия (не всегда стопроцентная, но уж точно не лишняя) от превращения журналистов в пиарщиков, рекламщиков или коммивояжеров. Возможно, кому-то эти профессии нравятся больше, но думаю, что настоящие журналисты хотят оставаться журналистами.

Впрочем, есть одна слишком важная вещь — принципы должны одобряться для того, чтобы их выполнять. Потому что в действительности — при желании той или иной стороны — даже тщательно расписанный документ можно обойти.

Поэтому любым публичным акциям должно предшествовать внутреннее решение владельца — готов ли он не только подписать, но и соблюдать документ. Аналогичное решение должны одобрить — не для публики, для себя — и журналисты. Если они на это пойдут, в их руках окажется мощное оружие. К сожалению, в Украине пока что немного «эпических героев», отважившихся вытянуть этот «меч из камня».

Олег Панюта, экс-вице-президент НТКУ по информационной политике:

— Редакционные принципы меня вообще очень радуют. Сейчас в стране стало очень модным высказывание «дорожная карта». Для меня редакционные принципы являются полностью нормальной классической дорожной картой тех журналистов, которые готовы присоединиться к этому процессу и четко, объективно и непредвзято освещать события. Этот путеводитель обезьяне, медведю, а тем более нормальному журналисту поможет обойти препятствия, возникающие у него на пути.

С другой стороны, это дает четкие ориентиры относительно выполнения своих профессиональных обязанностей. Для журналистов, которые ежедневно выполняют свою работу и за ежедневными хлопотами могут что-то забыть, это документ, который бы я советовал каждое утро или хотя бы раз в неделю просматривать и открывать для себя новые вещи. Все четко и классически разложено по полочкам. Если что-то непонятно или возникают колебания по поводу того, как подойти к определенному вопросу, такой документ всегда поможет. Если журналист не может дать себе какой-то внутренний ответ, ему тоже стоит почитать этот документ. Если возникают конфликты с человеком, который не хочет предоставлять информацию или интерпретирует представленную вами информацию как неправдивую, этот документ снова пригодится. Но если человек четко придерживается критериев и советов, указанных в принципах редакционной политики, у него не должно возникать с этим проблем.

Там есть вещи, выписанные на абсолютно простом доходчивом языке, доступные даже для начинающих. Это колоссальная работа. Это стена, за которой журналист должен чувствовать себя уверенно, безопасно и честно выполнять свои профессиональные обязанности. Я думаю, что, к сожалению, региональным СМИ принятие этих принципов более важно, чем центральным. В центре у нас есть возможность чаще поднимать эти вопросы. В регионах немного сложнее. Там чувствуется давление административной системы, чувствуется зависимость изданий от людей, окружающих их на властных эшелонах и на финансовом уровне. По-видимому, когда они будут конкретно и прозрачно декларировать такие вещи, то смогут избежать многих ненужных для них проблем. Таким образом, я бы сказал, что редакционные принципы являются не только определенной защитой, а помогут оказаться на высшем уровне в плане выполнения своих профессиональных обязанностей. Это вещи, на которые они должны равняться и благодаря которым будут творчески и профессионально расти. Это гарантия защитить свое издание, себя и свой коллектив от вероятных посягательств на свободу слова.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме