Украина станет региональным центром глобального проекта «Демократическая коалиция»
Даже несмотря на некоторые недавние попытки развенчать «мифы гражданского общества», в Украине многие все еще всерьез опасаются, что, как и в России, власть (по принципу, если движение нельзя уничтожить, его нужно возглавить) попытается взять под свой неусыпный контроль формирование гражданского общества. (Помните, как осенью Путин по подсказке изобретательного Глеба Павловского провел в Кремлевском дворце съездов Гражданский форум?) На этой неделе одним из своих главных приоритетов назвал формирование гражданского общества Леонид Кучма.
В то же время гражданская апатия большинства украинцев уже начинает напоминать летаргию, а демократические лозунги, обмусоленные и пожеванные властью, вызывают у многих соотечественников лишь скептические усмешки и раздражение.
В условиях, когда после резкого потепления отношений России с Западом нашу страну перестали рассматривать как средство для решения «российской проблемы», и внимание к ней снова ослабло, Украина рискует остаться наедине со своими проблемами и еще глубже погрузиться в глухой застой. Поэтому появление и начало реализации масштабного и амбициозного международного проекта под названием «Демократическая коалиция» (ПДК) может вселить некоторую надежду в тех, кто еще хоть немного верит, что и нынешнее поколение украинцев имеет шанс увидеть реальные демократические преобразования в своей стране.
Немного предыстории. Полтора года назад, в июне 2000 г., представители более ста государств, в той или иной степени приверженных идее защиты демократических ценностей и представляющих все регионы, религиозные и культурные традиции и уровни развития, собрались в столице Польши на первую встречу Сообщества демократий на уровне министров иностранных дел. По итогам конференции была принята заключительная Варшавская декларация «На пути к созданию Сообщества демократий», в которой подписавшие ее государства (в том числе и Украина) взяли на себя обязательства соблюдать и поддерживать целый ряд основных демократических принципов.
Большинство из них давно содержится во Всеобщей декларации прав человека и описаны в международном праве. Однако Варшавская декларация включила и несколько важных и прогрессивных новшеств, касающихся в том числе и прав прессы, конфиденциальности электронной почты и других форм электронных сообщений, гражданского и демократического контроля над вооруженными силами. И впервые правительства государств из всех регионов мира обозначили продвижение и развитие демократии у себя дома и за рубежом отдельной темой для сотрудничества
Для контроля и отчета правительств перед гражданским обществом и другими членами Сообщества демократий о соблюдении ими принципов и методов, заложенных в Варшавской декларации, страны-подписанты договорились встречаться на уровне министров каждые два года. Следующую конференцию Сообщества планируется провести в ноябре текущего года в Сеуле.
Изначально идея создания Сообщества демократий была горячо поддержана Мадлен Олбрайт (на Варшавской конференции она выступала с основным докладом). В нынешней администрации США также есть активные сторонники этой инициативы, например, помощник госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда Лорне Крейнер и посетившая на этой неделе Киев заместитель госсекретаря по глобальным вопросам Пола Добрянски. В свое время она заявила, что Сообщество демократий и содействие демократии с большой буквы являются для нее наивысшими приоритетами. Идея американцев была поддержана несколькими государствами (Польшей, Чешской Республикой, Португалией, ЮАР, Мали, Индией, Республикой Корея и Чили), которые вошли в инициативную группу, своеобразный исполнительный комитет, и организовали первую конференцию в Варшаве. Однако дальнейшие события (сначала смена американской администрации, затем трагедия 11 сентября и антитеррористическая операция) и элементарное нежелание некоторых правительств, формально поставивших свою подпись под декларацией, соблюдать ее принципы, затормозили дальнейшее развитие инициативы.
Так родилась еще одна идея — создать международную сеть неправительственных организаций «Демократическая коалиция», которая среди прочего будет заниматься мониторингом и оценкой действий государств по исполнению положений Варшавской декларации и других обязательств по поддержке демократических принципов. Кстати, летом 2000 года в Варшаве параллельно с межправительственной встречей Сообщества демократий прошел Всемирный форум за демократию с участием представителей неправительственных организаций (НПО), активистов гражданского общества из многих стран. Участники обеих конференций получили прекрасную возможность для общения. Идея подобного взаимодействия и заложена в основу проекта «Демократическая коалиция», поскольку ее авторы глубоко уверены: «без решительных и последовательных усилий со стороны гражданского общества правительства будут сопротивляться изменениям, а апатия и цинизм в отношении к демократии будут расти».
«Демократическая коалиция» задумана в качестве международной структуры. Цель ее заключается в выявлении и поддержке активистов, вовлеченных в процесс демократического строительства в своих странах и готовых отстаивать демократические реформы.
Инициатором создания Демократической коалиции выступает широко известный институт «Открытое общество» Джорджа Сороса, который уже давно задумывается над тем, как расширить свою деятельность по продвижению демократических ценностей за пределы бывшего СССР и создать глобальное движение за гражданское общество. По словам содиректора проекта Роберта Германа, посетившего Киев в конце прошлого года, г-н Сорос настаивает на том, чтобы проект «Демократическая коалиция» был международным, а не американским, не навязывался кем-либо извне и основывался исключительно на демократическом движении внутри каждого государства. «Открытое общество» в данном случае должно сыграть лишь роль «инициатора и катализатора». ПДК создается как отдельное юридическое лицо, и уже сейчас идет поиск и переговоры с другими фондами, которые могли бы в дальнейшем финансировать этот проект.
На первом, уже начавшемся, этапе создания коалиции институтом «Открытое общество» совместно с внешними экспертами будет отобрано 15—20 адресных стран, представляющих все основные регионы мира — Северную Америку, Азию, Латинскую Америку, Африку, Ближний Восток и Европу (по 3—4 страны в каждом регионе). Причем каждая выбранная страна должна относиться к одной из трех групп. Во-первых, это страны, переживающие переход от авторитарного государства к демократии и успех или неудача которых будут иметь серьезные последствия для соответствующего региона и за его пределами (например, Нигерия, Индонезия, Перу, Украина или Хорватия). Во-вторых, это государства, правительства которых способны играть руководящую роль в мобилизации Сообщества демократий, ООН, международных финансовых учреждений, региональных организаций на роль эффективных инструментов в проведении демократических реформ (например, ЮАР, Великобритания, Чили, Республика Корея, Индия, Япония, Швеция, Франция, Португалия). И к третьей группе относятся страны, развитие которых все еще сдерживается полуавторитарными режимами, но где существуют группы гражданского общества, активно выступающие в поддержку демократических преобразований (например, Казахстан, Египет, Белоруссия, Кения, Азербайджан). В каждом регионе будет создан региональный офис проекта, возглавляемый одним из местных лидеров гражданского общества. Офис для стран бывшего СССР будет открыт в столице Украины.
Затем с помощью экспертов в рамках проекта в каждой из выбранных стран планируется определить ведущие организации и лидеров гражданского общества, уже участвующих в демократическом строительстве в своих обществах и имеющих репутацию независимых, вдумчивых и влиятельных правозащитников, а также способных создать эффективные коалиции со своими единомышленниками и союзниками. Организованные в каждой адресной стране демократические коалиции в рамках проекта будут получать финансовую и техническую поддержку в разработке непрерывной правозащитной кампании, направленной на решение задач как внутренних демократических реформ, так и внешних, связанных с оказанием нажима на свои правительства в целях укрепления демократии за рубежом. Объединяющей темой для всех национальных структур, считают авторы проекта, должно стать признание Варшавской декларации в качестве основополагающего определения демократии и ценного инструмента для привлечения государств к ответственности за их недемократические действия.
Таким образом, проект будет развиваться параллельно на трех уровнях — местном, региональном и глобальном. Что, по идее, дает ему сразу несколько преимуществ. Во-первых, ощущая международную поддержку и будучи включенными в глобальное движение за демократию, национальные коалиции станут чувствовать себя гораздо увереннее в общении со своими правительствами и выглядеть в глазах этих правительств (зачастую с большим недоверием относящихся к различным общественным структурам) более «законно», считает Р.Герман. А тот факт, что создается не только всемирная коалиция, но и региональные и национальные структуры, по мнению председателя правления фонда «Відродження» Григория Немири, дает определенную гарантию, что некий наднациональный центр не будет решать, что является приоритетным для того или иного региона или той или иной страны. Кроме того, в Демократической коалиции присутствуют как страны развитой демократии и демократии «второй волны» (например, Португалия или Испания), так и государства, где трудный период перехода к демократии начался относительно недавно. Так что, во-первых, преодолевается деление на «цивилизованный Запад» и «нецивилизованный Восток», а во-вторых, создается прекрасная возможность для обмена опытом демократического строительства.
«Демократическая коалиция» может стать своего рода преемницей Хельсинкского движения, которое к сегодняшнему дню в значительной степени уже устарело, считает Г.Немиря. Ведь в ХХ веке все подобные процессы так или иначе были связаны с Хельсинкским заключительным актом и возникали в атмосфере «холодной войны». В XXI же веке в мировой обстановке уже успели произойти серьезные изменения, идет новая «волна демократии», которую в период Хельсинки вряд ли кто мог предвидеть.
Крайне важным (если не ключевым) в проекте является задача мониторинга и оценки действий государств по исполнению положений Варшавской декларации и других обязательств по поддержке демократических принципов, а также разработка механизмов быстрого реагирования на нарушения и угрозы демократии. (Кстати, создание подобных структур предполагается и в рамках Сообщества демократий. По инициативе Чили создается экспертная группа по реагированию на угрозы для демократии, результаты деятельности и рекомендации которой должны быть представлены на сеульской встрече на уровне министров.) Как показывает история, в свое время оперативный мониторинг и быстрая международная реакция оказались решающими для обеспечения демократических реформ, например, в Перу и Мексике.
В рамках ПДК планируется, что национальные коалиции будут регулярно составлять отчеты о том, какие обязательства, взятые их правительством в Варшаве, не выполняются и какие меры предлагается принять. (Обширные отчеты будут готовиться участниками «Демократической коалиции» и к каждой встрече Сообщества демократий в качестве информации, альтернативной той, что предоставляется правительствами.)
Если же в одной из стран ПДК возникают какие-то проблемы или угрозы демократии, то, во-первых, национальная коалиция может оперативно получить советы от национальных коалиций государств, уже сталкивавшихся с подобными проблемами. Кроме того, в проблемную страну может быть оперативно выслана группа международных экспертов, способных оказать консультативную помощь. И, что очень важно, все национальные коалиции региона, в который входит проблемная страна (а если необходимо, то и других регионов), немедленно начинают оказывать давление на собственные правительства и региональные международные организации с тем, чтобы те в свою очередь повлияли на правительство-нарушителя демократических принципов на межгосударственном уровне.
И все же самым важным для любого государства, стремящегося к демократии, является внутренний, а не внешний мониторинг, уверен Г.Немиря: «Демократия начинается не в Страсбурге или Брюсселе, а дома — в Киеве, Жмеринке, Донецке. Доступ к информации, придание процессу принятия государственных решений большей прозрачности, подотчетность, создание условий для развития свободных СМИ, повышение роли гражданского общества — одни из главных направлений демократического государственного управления». «Основной потенциал ПДК — это усиление горизонтальных связей между неправительственными организациями, собирание сил для усиления влияния на местные власти, предотвращение антидемократических проявлений в каждой из стран коалиции», — считает и исполнительный директор фонда «Відродження» Евгений Быстрицкий.
Для какой-нибудь учительницы, скажем, из Житомира, которую, например, принуждают перед выборами вступить в ту или иную партию или выгоняют на митинг в поддержку главы местной администрации, почти невозможно донести свои проблемы до мониторингового комитета ПАСЕ или наблюдателей ОБСЕ. Этим же структурам, в свою очередь, весьма непросто разобраться в местной специфике. «Наши политики, которые не верят в демократию точно так же, как раньше не верили в коммунизм, очень хорошо научились манипулировать демократическими терминами. А Запад легко этим обманывался, — констатировал на презентации ПДК в Киеве председатель правления фонда Сороса в Грузии Паата Закарейшвили. — Наши же народы и без выборов всегда знали, кто будет президентом или какая партия победит на выборах. Когда же ценности неправильно используются, они девальвируются, происходит их дискредитация, и в обществе начинают возникать сомнения: а нужны ли нам вообще демократические ценности? И происходит это потому, что в наших странах была построена лишь «фасадная», а не истинная демократия». Суть же проекта «Демократическая коалиция» в том, чтобы заглянуть за фасад.