На праздник положены подарки. И президент Владимир Зеленский к 30-летию Независимости сделал такой подарок и себе, и публике: внес в украинский календарь новый праздник (и выходной день — гулять так гулять). День украинской державности, согласно указу президента, будет отмечаться в День крещения Руси и памяти равноапостольного князя Владимира, 28 июля. Который — подумайте, как удачно! — совпадает с днем тезоименитства самого действующего президента.
История с риторикой
О чем этот новый праздник? Чем он отличается от уже имеющихся в календаре дней Независимости и Соборности, Конституции и Флага?
Согласно указу президента, в фокусе праздника — украинская державность, укорененная во времена основания Киева и расцвета государства при князе Владимире-державотворце. Это он принятием христианства в 988 году «засвидетельствовал цивилизационный выбор Киевской Руси», наследниками которого стали Галицко-Волынское княжество, Украинская казацкая держава, УНР, ЗУНР, Карпатская Украина и современная Украина.
Немного странно читать в указе президента то, что очевидно и давно написано, в том числе в школьных учебниках по истории. Но президент, по всей видимости, учился по другим учебникам. Он сейчас только открывает для себя историю и культуру Украины — и спешит поделиться этими открытиями с нами. Тех, кто с историей и культурой Украины сколько-нибудь знаком, эти открытия удивляют своей очевидностью и огромными пробелами в знаниях одновременно. Но и на том, как говорится, спасибо: звезда «95 квартала» наконец занялась просвещением своего зрителя в том, что касается отечественной истории и культуры. Если эта просветительская программа получит популярность хотя бы вполовину от популярности «Сватов», ни у кого не повернется язык сказать, что президентская каденция Зеленского стала для страны утраченным временем.
Новый праздник ничего по сути не добавляет ко Дню независимости (он же — государственный суверенитет). По отношению к нему отдельный «День державности» тавтологичен.
Но он вызывает сомнения не только и не столько тавтологией, сколько датой, на которую назначен. 28 июля, как верно отмечено в указе, день памяти равноапостольного князя Владимира Крестителя, и именно в этот день церкви Киевской традиции отмечают собственный «день рождения» уже на протяжении более чем 10 лет. Своим указом президент Зеленский заявляет чисто светскую претензию на то, что до сих пор было сугубо церковным событием.
Неужели не нашлось другого дня?
С Москвой князей не шерим
На поверхности лежит желание скрутить кукиш Москве с ее претензиями на безраздельное право на наследие Киевской Руси. Москва каким-то образом — не только «Третий Рим», но еще и «Второй Киев». Во всяком случае с тех пор, как Киев вырвался из имперских объятий или, если говорить по-московски, «предал» «Святую Русь». Напомнить о том, что «Киевнаш», что он — первый и единственный, а московские возражения — фантомные боли империи. Это та правда, которую говорить приятно. А для президента еще и полезно — ведь это тешит избирателей.
Из Москвы подыграли привычно, хоть и несколько вяло: министр Лавров заявил, что «украинцы приватизировали празднование Дня крещения Руси». С точки зрения грамматики, фраза ужасна. Но российским пропагандистам не привыкать «нагибать» язык. На замечание российского коллеги с готовностью отреагировал министр Кулеба. Не без блеска, но тезис о том, что «нам нечего приватизировать — это и так наше» фактически повторял тезисы праздничной речи президента Зеленского.
В украинском политикуме принято строить свой имидж на антитезе с Москвой. Мы, мол, совершенно другие, мы, как Бэтмен и Джокер. И так же как мы не дадим им ни пяди нашей земли, мы не уступим «ні титли, ані тої коми» своей истории. Но в отличие от Бэтмена, который дрался и побеждал Джокера, наша власть наступлением на историческом фронте компенсирует отсутствие успеха на фронте реальном. Где, увы, без перемен — и это принципиальная позиция государственного руководства.
Чье крещение?
Мы, конечно, другие. Но иногда хорошо умеем это скрывать. Президентская инициатива по превращению Дня крещения Руси в День державности — шаг к огосударствлению религии и политизации церкви. Формулировки указа, в которых крещение и державность не представляются самостоятельными ценностями, а только «подпирают» друг друга, само стремление перетянуть у церкви ее праздник указывают на то, что Зе!команда решила взять в игру «церковную карту».
На то у президента есть и субъективные, и объективные резоны. К субъективным можно отнести сложные отношения Владимира Зеленского с «термосом». Стремление «оседлать» именно День крещения Руси — праздник, учрежденный в Украине Виктором Ющенко под первую автокефальную инициативу — выдает глубоко припрятанную ревность президента Зеленского к успеху противника-предшественника. Каждый День крещения Руси — напоминание о той победе, которую одержал Порошенко.
Но и рациональные основания для попытки взять под контроль церковный праздник имеются. Именно День крещения Руси традиционно отмечается массовыми крестными ходами (традиция уходит корнями в те времена, когда такого праздника еще не было). А все массовые мероприятия так или иначе могут быть использованы и используются в политических целях.
Так, например, как случилось в этом году — когда УПЦ МП свезла в столицу и вывела на улицы более 50 тысяч верующих. Крестный ход, приуроченный ко Дню крещения Руси, имел характер протестной акции: верные протестовали против визита патриарха Варфоломея и поддерживали ОПЗЖ. Конечно, в Киевской митрополии постарались убедить всех, что ОПЗЖ просто использовала крестный ход для своих политических целей. Но ОПЗЖ считала, что она в своем праве, потому что массовая явка верующих в Киев была оплачена из карманов спонсоров этой политсилы.
Думаю, этот крестный ход вызвал большое раздражение на Банковой. И, судя по количеству охраны вокруг патриарха Варфоломея, даже некоторый страх. Но просто взять и прикрутить эту церковную вольницу власть не может.
Значит надо попытаться ее возглавить. Назначить на День крещения Руси государственный праздник с чисто светским содержанием, наполнить его государственными и массовыми мероприятиями, а церковные таким образом вытеснить «на поля» — неплохой способ обезвредить церковную фронду, кто бы за ней ни стоял.
А что же крестный ход? Пускай будет! Но чтобы как на параде: в определенное время, согласно расписанию государственных мероприятий, колонны верующих поконфессионально проходят по киевским улицам, сопровождаемые лучезарными улыбками президента с трибуны. Во-первых, это красиво...
Расходы — пополам. А профит?
Будут ли возражать церкви? На этот вопрос сложно ответить. Пока ярких комментариев со стороны церквей нет, при всей неуклюжести своей церковной политики, президент кое-чему научился. Формулировки указа могут быть расценены церквями как комплиментарные и многообещающие.
Церковники уже давно лоббируют признание «особой роли христианства и церкви» в украинском законодательстве. В идеале это должно было бы войти в Конституцию. Но раз с Конституцией пока не получается, пускай хотя бы указ президента. Главное, чтобы это прозвучало на законодательном уровне: «державообразующая роль», «крещение как цивилизационный выбор». В общем признание того, что христианство и соответственно церковь — краеугольный камень украинского государственного проекта.
Это дает церквям право претендовать на расширение влияния в обществе и политике, а также сотрудничества с властью хотя бы по некоторым направлениям, которые церковь совершенно откровенно хотела бы оставить за собой — образовательная сфера, вопросы морали и «защиты семьи» и т.п.
Но за всеми плюшками теряется нечто важное. День крещения Руси из церковного праздника превращается в государственный. И на это можно было бы смотреть сквозь пальцы, если бы не тот факт, что перемена «хозяина праздника» несет с собой изменение содержания. То, что Крещение Руси — это акт веры, мистическая встреча целого народа с Богом, вытесняется на периферию зрения. Главное, что это был «мудрый политический шаг». «Цивилизационный выбор». Простите, не могу без кавычек — от этой фразы отчетливо смердит Сурковым.
Совместить два дня рождения — Киевской церкви и Киевской державности — со всех сторон может казаться выгодной сделкой. Да еще и все расходы пополам. Но в конечном итоге у подобных праздников оказывается только один хозяин. Хорошо, если в церкви понимают, что у них мало шансов оставить эту роль за собой. Из хозяев праздника они быстро превратятся в гостей президента. До сих пор было наоборот.
***
Владимир Зеленский очень чувствителен ко всему символическому. Оно ему как профессиональному актеру ближе, понятнее и привычнее, чем упрямая реальность политики и экономики. Никак, кроме искреннего пристрастия к символическим жестам, невозможно объяснить страстное желание принять Большой герб, единолично определять, кому называться «легендой нации» или подправить календарь памятных дат. Президенту очень хочется оставить после себя что-то, что будет ассоциироваться именно с ним, с его именем. Так, как акт провозглашения Независимости ассоциируется с именем Кравчука, Конституция Украины — с именем Кучмы, а Томос об автокефалии — с именем Порошенко. Возможно, в самых сладких мечтах президент Зеленский видит свое имя под актом о капитуляции «ДНР» и «ЛНР», или даже о капитуляции России в Крыму.
Лично я искренне желала бы, чтобы эти мечты сбылись. Но пока в перспективе — всего лишь еще один государственный праздник. И это, увы, не День освобождения.
Больше статей Екатерины Щеткиной читайте по ссылке.