Вау! — сказали граждане страны поздней ночью год назад, наблюдая развязку многомесячной коалициады, — знакомые все лица! И первое лицо — Виктор Федорович, и второе — Николай Янович, и третье, и так далее, по мере прохождения лиц к ложе правительства Верховной Рады. Ощущение было, как у булгаковского Берлиоза, — сердце его стукнуло и на мгновение куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем…
Мы прожили с этими лицами год. Ощущение осталось, хотя, по сравнению с Берлиозом, мы чувствуем себя все же лучше. По-прежнему. Прошедший год ни в жизни власти, ни в жизни при этой власти ничего не изменил. По-прежнему плохие дороги, по-прежнему воруют, по-прежнему все не так.
И что примечательно — невзирая на «кризис», толкотню у властных полномочий, наличие/отсутствие парламента, экономика, как выяснилось, не только здравствует, но и растет. Выяснилось это из отчета Виктора Федоровича об успехах правительства, а также из приуроченной к годовщине его же книги, названной строго в продолжение традиций «…И год при власти. Виктор Янукович: от кризиса к экономическому росту».
По прочтении выясняется, что традиция соблюдена не в том, что первая книга премьера называлась «Год в оппозиции». Традиция глубже. Чтобы ее обнаружить, много труда не надо. Стоит только интереса ради взять книгу Леонида Даниловича «После Майдана» и сравнить. Традиция — вплоть до текстуальных совпадений.
Но именинник сегодня — Виктор Федорович.
Поэтому о нем и его правительстве, о традициях, которые он продолжает и предлагает нам, несколько заметок, столь же традиционных.
…Наше Правительство… пришло к власти, чтобы выполнить условия контракта, согласно которому исполнитель обязуется служить обществу с максимальной пользой для государства.
В.Янукович, 18 августа 2006г.
Накануне годовщины правительство собралось на заседание, чтоб отчитаться, надо понимать, о результатах служения обществу с максимальной пользой для государства. Фрейда оставим в покое, несмотря на то, что государство на самом деле есть лица, государственную власть исполняющие, то есть сами исполнители.
Отчет премьера был краток и суров.
Для начала он весьма положительно охарактеризовал доселе ничем не примечательную дату 4 августа, разве что на Сахалине День лосося празднуют, а в США — морской гвардии. Теперь будет иначе.
Виктор Федорович сказал, что 4 августа прошлого года останется в истории как дата, во-первых, утверждения такой модели власти, которая «сделала реальностью народовластие и поставила окончательную точку на авторитарном наследии». Во-вторых, появления, наконец, возможности «создания системы эффективной и, что очень важно, ответственной власти, способной взять на себя проведение», как все за много лет успели выучить, «реформ, «необходимых украинскому государству». Опять хотелось бы — обществу, да ладно, если на дворе народовластие…
Если, кстати, о народе, то премьер сообщил также, что «исполнительная власть опиралась на поддержку большинства избирателей». Что не складывается ни по результатам выборов, на которых, напомним, коалиция получила 41,49% голосов, ни по результатам социологических опросов в течение года, согласно которым уровень полной поддержки действий исполнительной власти в лице Кабмина не превышал 10%, в лице Виктора Федоровича лично — 31%.1
Уместно также напомнить результаты специального социологического опроса, проведенного в марте-апреле в рамках мониторинга действий власти, когда премьеру и его правительству исполнилась не круглая, но приличная дата — 240 дней.2
К этому моменту 61% граждан полагали ситуацию в стране плохой или достаточно плохой. По регионам: 55% жителей Юга, 57% — Центра, 62% — Запада и 67% жителей Востока страны.
На вопрос об изменении ситуации с момента формирования правящей коалиции — коалиционного правительства во главе с В.Януковичем — почти половина (49%) граждан ответили, что ситуация изменилась к худшему, 38% изменений не увидели, 7% усмотрели изменения к лучшему.
По регионам: изменения к худшему заметили 45% жителей Юга, 46% — Центра, 48% — Востока. Думающих иначе — от 3% на Западе до 9% на Востоке. Ничего не изменилось для 27% жителей Запада, 38% — Востока, 40% — Юга, 42% — Центра.
С приходом правящей коалиции изменения к худшему впервые с апреля коснулись абсолютно всех сфер, перечисленных в опросном листе.
Так что с поддержкой большинства не все так, как хотелось бы видеть Виктору Федоровичу.
Далее премьер описал, как традиционно водится в отчетах, негодное прошлое, оставленное в наследство предшественниками, очертил очень приличное, построенное им и его командой настоящее, а также осветил одноименное будущее, которое непременно наступит, если, понятно, он и его команда останутся во власти. Ничего особо оригинального. Из текстов Виктора Федоровича можно взять, в принципе, любую фразу — и она, независимо от того, касается прошлого, будущего или настоящего, напомнит что-то, уже за 15 лет слышанное, виденное, читанное.
Прошлое, или Традиция исходная: топить предшественников
Уже на первом заседании Правительства я сказал, что мы ни в коем случае не должны поносить своих предшественников.
В.Янукович, 10 августа 2006 г.
В отчете что главное? Внятно рассказать о достижениях и четко объяснить, почему их меньше, чем хотелось бы. Премьерам и президентам доавгустовской поры было легче — потому что парламент палки в колеса совал. Виктору Федоровичу, дитяти 4 августа, эти аргументы не подходят — коалиция все же. К тому же, скованная одной цепью. Тут и пригодились предшественники, тем более — грозящие стать преемниками.
Поэтому, «придя в Дом Правительства и сделав анализ экономической ситуации», премьер со товарищи перво-наперво увидели, «что идеология социального популизма, которой пользовались предшественники, полностью истощила экономику и привела к возникновению целого комплекса острых проблем».
В части острых проблем согласиться можно, их у нас всегда есть, но в части экономики опять не складывается. Ибо, перейдя после подробного перечисления всех непотребств предшественников к собственным достижениям, премьер сообщил, что «темпы экономического роста в первые пять месяцев работы нашего Правительства в среднем составили 8,3%».
Я плохо знаю физику. Но если экономика к приходу нового правительства действительно лежала, истощенная идеологией социального популизма, то заставить ее побежать с такой скоростью можно только скипидаром. А если без него, то работала инерция, иначе получить более 8% экономического роста за пять месяцев не случится.
Премьер, правда, говорит, что экономика подпрыгнула, как укушенная, вследствие принятия и выполнения его правительством программы антикризисных действий. Возможно. Коль скоро программу никто не видел, то и проверить нельзя.
А в рассказах самого Виктора Федоровича — программа как программа, о таких граждане страны слышали много.
Традиция первая: борьба с коррупцией
Особо меня волнуют проявления коррупции, преследующие рядового гражданина на каждом шагу его повседневной жизни. Это коррупция в здравоохранении, образовании, ЖКХ и других сферах.
В.Янукович, из книги «…И год во власти».
Есть в творческом арсенале Виктора Федоровича и текст с поэтическим названием «Семь столбов, подпирающих небо нашей свободы». Третьим столбом значится борьба с коррупцией, «которую, — утверждает премьер, — мы начали решительно и необратимо». В этом утверждении Янукович не оригинален, ибо редкий из его предшественников и коллег по высоким постам решительно и необратимо с коррупцией не боролся.
Несколько оригинален премьер лишь в том, что в годовом отчете упомянул о коррупции не в разделе достижений или стратегических задач, а говоря о вопросах, которые его правительству «еще не удалось решить». И тем более — сказав о ней первой из еще неудач: «Очень непросто идет борьба с коррупцией».
Трудно не согласиться. И трудно не вспомнить профессора Преображенского. Действительно, сложно «лупить себя по голове».
Внимание: оговорка в сторону закона о защите чести и достоинства человека и гражданина — вот здесь, сейчас, конкретно никто в виду премьера лично не имеет, он, как жена Цезаря, вне.
Однако наблюдается опять же традиция, и весьма интересная в рассуждениях высоких официальных лиц. Коррупция у нас, конечно, есть, как же без нее, у всех есть. Но сосредоточена она где-то далеко от этих самых лиц, поближе к сержанту Петренко — как в должностном, так и в географическом измерениях, где-то там, в кустах на местах.
Вот и Виктор Федорович тоже — и тебе ЖКХ, и тебе местный уровень. Говоря о коррупции на юбилейном расширенном заседании правительства, он апеллирует исключительно к регионам и региональному начальству, которое очень непросто с коррупцией борется. «У меня, — говорит премьер, — есть многочисленные критические замечания к присутствующим здесь губернаторам, другим местным руководителям...», а если кто не понял, то еще раз: «Уважаемые коллеги, я обращаюсь к регионам. Что касается уровня коррупции в регионах, он, безусловно, очень большой...». К чему бы это? То ли Партия регионов, то ли губернаторы президентом назначены, то ли Виктор Федорович и впрямь даже мысли не допускает о наличии коррупции не то что в кабинете рядом, а в столице вообще.
Однако рядовые граждане, о которых так печется премьер, о локализации коррупции в стране думают иначе.
То есть никто не спорит, сержант есть. И управдом, и врач всякий попадается с учителем вкупе. Но в числе наиболее острых проблем, требующих первоочередного решения, местную, повседневную, бытовую коррупцию отметили 23% опрошенных, а коррупцию в высших эшелонах власти — 47%.3 Бытовая коррупция заняла восьмую позицию в рейтинге социально-экономических проблем страны, а коррупция в высших эшелонах власти — вторую в рейтинге проблем общественно-политических. Кстати, после «равнодушия власти к мнению граждан». Поэтому граждане могут думать, что хотят. В том числе и сомневаться в той простой и ясной мысли, что в центре, где решается все, коррупции нет.
Уж не знаю, случайно ли так совпало, но за 2006г. всего было привлечено к административной ответственности 5126 должностных лиц — и только 0,09% из них в Киеве, где в многочисленных министерствах и прочих органах и принимаются основные решения по случаю распределения всех и всяческих ресурсов. Что наводит.
На мысли не только о профессоре Преображенском и министерствах в Киеве, но и о правоохранительной системе страны в целом, которая, видимо, думает не так, как граждане, а так, как премьер, служащий обществу с максимальной пользой для государства. Мне, во всяком случае, известно только одно министерство, где за коррупционные действия отвечает не только сержант Петренко, а таки полковники, генералы, а также лица вполне должностные — вплоть до заместителя министра. И если правоохранительные органы, в которые министерство обращается, долго думают, то находятся средства вполне подручные и абсолютно законные — дисциплинарный устав, например… Поэтому, если хотеть с коррупцией бороться, то можно, а если традицию соблюдать — то придавить очень непросто.
И все более в сторону врачей глазами так тихо показывать, зарплаты у них-де, нейрохирург вон 200 долларов загребает, а поди ж ты…
Будущее, или Традиция вторая: если
Будущее, как положено ему в моей стране со времени даже не Леонида Даниловича, выглядит радужно. Как Баунти. И оно наступит непременно и неизбежно, если.
У Виктора Федоровича этих «если» всего два.
Первое, понятно, если премьер останется премьером, а его правительство — его правительством. Тогда оно осуществит упоминаемую всуе много раз, но никому не известную «комплексную среднесрочную программу реформ», которую оно уже подготовило и которая ни много ни мало «выведет Украину в число конкурентоспособных стран Европы».
Второе «если» — это если команде Виктора Федоровича не будут мешать Юлия Владимировна, социальные популисты и особенно критики. В частности, не учитывающие, во-первых, что после распада Союза Украине достались «обломки в прошлом единой экономической системы», и потому эти обломки до сих пор собираем.
Во-вторых, не желающие видеть изменений к лучшему по типу «давайте вспомним период начала-середины девяностых и сравним его с нынешним». (Помните бессмертное «изменений к лучшему не видит только слепой»?).
В-третьих, не желающие, начитанные, понимать, что проблемы, которые должна решать сегодня украинская власть, исторического прецедента не имеют, поэтому ей, власти, трудно, как никакой другой в мире никогда не было, потому — умолкли бы со своей критикой...
Пардон за длинную цитату, Виктор Федорович сообщает в этом контексте следующее: «Соответственно с историческими закономерностями общественно-политического развития постепенное дозревание рыночной системы в экономике всегда было предпосылкой и в то же время катализатором становления демократических форм правления. Один из уроков истории, как подчеркивает американский политолог Р.Дач, состоит в том, что «во всяком случае, в прошлом рыночная экономика предшествовала возникновению демократических институтов». В свете этого исторического опыта нынешнее стремление Украины перейти одновременно и к демократии, и к рынку является попыткой изменить модель взаимосвязей между экономическими и политическими преобразованиями, длящимися веками. Эти трансформации без преувеличения не имеют исторических прецедентов. Об этом не стоит забывать нашим критикам…».
Не забуду. Во-первых, потому что прочитала я это до знакомства с трудами Виктора Федоровича, и есть это кусочек статьи не Карозерса даже, а российского автора Григория Вайнштейна, дословно списанный вместе с цитатой из книги Дача. Только слово «Украина» проставлено вместо слов «посткоммунистических стран», поскольку работа автора называется «Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций». Ну, и от себя про критиков добавлено.
Во-вторых, не стоило Виктору Федоровичу ссылаться на двух сразу зарубежных производителей текстов, а остановиться на одном отечественном — Леониде Даниловиче, который в своей новой книге эту мысль повторил трижды.
Еще немного, и пора будет плагиат в отдельную традицию записывать. А чего? Весьма уважаемое занятие, идет же одно из высоких должностных лиц, уличенное в плагиате, то в ректоры Национального университета, то на парламентские выборы под девизом «Я — честность, порядочность, патриотизм». И ничего, очень быстро идет …
Традиция третья: социальный популизм
Правительство делает акцент на социально-либеральном характере реформ. Мы убеждены, что экономические реформы могут и должны проводиться в интересах широких слоев населения.
В.Янукович, 13 апреля 2007г.
Любимое ругательное слово Виктора Федоровича (печатное имеется в виду) — социальный популизм. Но, как видим, о широких слоях населения Виктор Федорович заботится. Помнится, даже обещал улучшение жизни для всех уже сегодня.
Впрочем, называть друг друга социальным популистом и этим самым популизмом заниматься — давняя традиция властных лиц, особенно перед выборами. Премьеру, как крепкому во всех смыслах рыночнику и верному сыну Леонида Даниловича, само слово «социальный» произносить, наверное, противно. Во всяком случае, среди Семи столбов, подпирающих небо нашей свободы, социальное нечто особо не замечено.
А отчет правительства в исполнении премьера — просто образец в социальной части сдержанности и четко проговоренной последовательности: сначала экономика, потом зарплата, и никакого популизма. «Опираясь на позитивные экономические показатели, — сказал премьер, — мы уже по итогам работы за первый квартал начали поэтапное (трижды в этом году) повышение заработных плат и пенсий».
И далее в телеграфном стиле: уровень зарплаты вырос почти на 25%, пенсий — на 20%. Почти в три раза увеличились ассигнования бюджета на социальные программы. Уже в октябре зарплата бюджетников увеличится почти в полтора раза. На 20% снижена задолженность по зарплате. Уровень безработицы — самый низкий за все время, 2,6%. Число граждан, нуждающихся в трудоустройстве, уменьшилось на 15%. Все. Так какая у нас зарплата? На 20% выше, уймитесь.
А тут еще оранжевые здорово Виктору Федоровичу нашкодили. «Наша Украина» обратилась в Конституционный суд, а Юлия Владимировна выигранное в нем дело о льготах понесла через общественные приемные в массы. Правительство, мол, какое пакостное, глянь: 67 законов приостановило, платить честным гражданам не желая, но справедливость есть и за нее надо бороться. Справедливость в данном случае не только есть, но имеет и стоимостное выражение — более 70 миллиардов гривен в год.
Правительство, конечно, пакостное. Но не заступиться за Виктора Федоровича не могу.
Во-первых, за закон о бюджете, которым и приостанавливается действие положений других законов, БЮТ и «НУ», если мне не изменяет память, голосовали. И не единожды. Во-вторых, приостанавливать действие многих и разных законов законом о бюджете — выдумка не Виктора Федоровича, а совсем даже Виктора Андреевича, который, будучи премьером, формировал бюджет на 2000 г. и приостановил действие более 30 законодательных норм. С тех самых пор практика понравилась и прижилась.
В-третьих, я, наемный работник по статусу, лютый социальщик и классовый враг крепких рыночников — по должности и призванию, уверена: льготы, доплаты, субсидии и прочие так называемые социальные трансферты в моей стране — не социальный даже популизм. А издевательство над людьми и здравым смыслом, кормушка для тех, кто этим самым популизмом занимается, служа обществу с максимальной пользой для государства.
Максимальная польза для общества состоит не в милостыне, а в установлении адекватной цены труда, денежное выражение — заработная плата, ключевое слово — заработанная. А слово, подпирающее небо нашей свободы, — достоинство.
Трудоспособный гражданин имеет право на достойную работу и достойную ее оплату. Не меньшее, чем работодатель и собственник на гарантию неприкосновенности его собственности. И имеет право, именно так, право сам содержать, кормить и обихаживать нетрудоспособных членов своей семьи, включая, как уже когда-то говорилось, кота.
Социальная помощь — забота общества о нетрудоспособных согражданах, у которых нет в семье кормильца. Забота, которую общество лишь делегирует государству, таки как исполнителю, а не благодетелю от его собственного имени.
Система льгот, субсидий и прочих выплат трудоспособным гражданам — уродливая и бессмысленная, ибо, не доплачивая за труд, им предлагают милостыню. Кто от этого выигрывает?
Чиновник, плодящийся на необходимости администрировать распределение благ, получающий возможность дать/не дать, а значит — взять. И больше никто. Если под государством понимать чиновников, то да, прав Виктор Федорович, заявивший службу обществу с максимальной пользой для государства. И без разницы, кто эту службу несет — синие, оранжевые или белые и пушистые. Теперь все.
По данным МОТ, Украина среди европейских стран по уровню оплаты труда находится на третьем месте снизу. Ниже — только Молдова и Албания. Отсюда — бедность работающих, которая, кстати, не нравится и премьеру. Таковой не должно быть по определению, веско сообщает он. Согласна, ну и?
Обещает разобраться, навести порядок и повысить. Путем «широкого и системного диалога власти и бизнеса». Чревовещатель, не иначе. Впрочем, не он первый. Это традиция, примерно так, как борьба с коррупцией — решительная и необратимая.
Традиция четвертая: защита национального производителя
Вытеснение национальных товаропроизводителей с украинского рынка вследствие необоснованной политики предыдущих правительств относительно либерализации импорта и разбалансирование внешнего торгового баланса еще не удалось преодолеть.
В.Янукович, 1 августа 2007г.
Я не только не физик, но и не экономист. Словосочетание «разбалансирование баланса», как и «макроэкономические показатели», заставляет меня терять дар речи. Мне трудно понять, почему премьера беспокоит вполне легальная либерализация импорта, достигнутая, в частности, и благодаря кампании, громко проводимой Юлией Владимировной, «Контрабанда-стоп!», — но напрочь не волнует, что при его правительстве контрабанда не только вернула себе временно потерянные позиции, но и очевидно берет новые. И как себя при этом чувствует национальный товаропроизводитель?
Почему его не волнует — раз в отчете об этом ни слова — происходящее с заблокированными государственными закупками, тендерами и Тендерной палатой, в которой «контрольный пакет» — за коалицией Януковича? Или это отношения к национальному производителю не имеет? Или как недовольство либерализацией сочетается с завершающим этапом вступления в ВТО?
С другой стороны, я полностью согласна с утверждением Виктора Федоровича: «Мы ставим задачу, чтобы рост экономики работал прежде всего на внутренний рынок. Чтобы расширение внутреннего потребительского рынка обеспечивалось прежде всего товарами отечественного производства. Чтобы расходы бюджета, Пенсионного фонда через рост потребительского спроса граждан стимулировали не зарубежного, а отечественного товаропроизводителя».
Вот только согласие это немедленно возвращает меня к учиненному выше скандалу по поводу оплаты моего труда. Потому что, позволю заметить, не «расходы бюджета, Пенсионного фонда через рост потребительского спроса», а рост потребительского спроса, доходов бюджета и Пенсионного фонда через рост дохода означенных граждан, прежде всего — оплаты их труда.
Хотя бы потому, что, во-первых, именно платежеспособность граждан есть предпосылка развития внутреннего рынка. А непосредственно бюджет или любой социальный фонд — это если из него не национальным, а своим товаропроизводителям чего перепадает. Например, на оплату якобы общественных работ. Или перевозку льготных категорий граждан. Проще, если из него воровать.
Во-вторых, да, прав один из национальных и очень известных экономистов, утверждая, что «повышение доходов беднейших слоев населения» уходит «на товары первой необходимости, опять же — импорт, в том числе нелегальный» . Но прав ровно в той степени, в какой речь идет о доходе, который не выводит беднейший слой из категории беднейших, а если и выводит, то в категорию просто бедных.
Об эффекте подлой инфляции уже писано-переписано. И все знают и понимают, но и сегодня премьер, о чем говорилось выше, сообщает о повышении заработной платы на некие 20% в три этапа.
Согласно данным Госкомстата, среднемесячный наличный доход на душу населения страны составил в прошлом году 657,3 грн., а за январь—июнь текущего — 665,6 грн., или на 1,3% больше. Чтобы не говорить много, можно лишь соотнести указанные цифры с прожиточным минимумом: в прошлом году он составлял 472 грн., сейчас — 561. Вычли? И что осталось, чтоб из категории бедных выйти?
В январе—мае текущего года я, среднестатистический гражданин страны, 84,2% своего дохода тратила на приобретение товаров и услуг. А на сбережения и накопления — только 5%, кстати, на 2% меньше, чем в прошлом году, хотя разницы, учитывая величину дохода, кот наплакал.
Иными словами, все, что я заработала, я проела. Или наоборот: мне платят за работу столько, чтобы поесть. И не более того.
Да, но когда моя зарплата позволяла мне не просто питаться, а все-таки есть, кушать, а местами — привередничать, то и обеспеченность продовольственного рынка страны продуктами питания отечественного производства достигла 90%. Ананасы я, конечно, продолжаю есть, но уже только с отечественными рябчиками. А также страусятиной, лягушкиными лапками и прочей экзотикой, из соседнего пруда выловленной.
Но одеваюсь — на рынке, где действительно импорт и действительно нелегальный, прав экономист. Согласно данным социологического опроса, проведенного, правда, в конце
2005 г.4, но, как мы выяснили, с тех пор ничего особо не изменилось, 40% граждан покупали продукты питания в магазинах и супермаркетах, 48% — на организованных рынках и только 5% — на стихийных. А одежду и обувь — 71% на организованных рынках, еще 5% — в комиссионках и секонд-хэндах и только 10% — в универмагах, фирменных магазинах, бутиках и в прочих подобных заведениях.
А если моя зарплата позволит мне одеваться-обуваться не с базара, то с национальным производителем конфекциона и внутренним рынком конфекциона произойдет то же самое. Национальный производитель, может, и шкурки от страусов собирать будет, и туфли из них производить, как у Виктора Федоровича.
А если моя зарплата позволит мне строить жилье, то я создам пять рабочих мест, как из мировой практики известно…
Впрочем, хватит. Что здесь написано — тоже своего рода традиция, ибо повторяется, только словами разными и цифрами другими, уже лет скоро 10 как. Так и живем. Теперь вот год и с этой властью прожили…
Традиция универсальная: перед законом все равны, но…
Наша команда всегда руководствовалась принципами законности и открытости перед обществом.
В.Янукович, 1 августа 2007г.
Сделав вид, что эпиграфа не существует, справедливости ради надо сказать, что достижения у премьера и его команды, по сравнению с командой оранжевых, были и есть. Синие несравненно более дисциплинированны, вопросы решают, а не обсуждают, документооборот оборачивается со скоростью, сравнимой с молниеносной скоростью выполнения антикризисной программы, а не лежат неделями, бюджет они выполняют и перевыполняют. И говорят их многие ораторы — заслушаться.
И все бы ничего, если б не производило это впечатления «свиньи» тевтонов на Чудском озере — железной стены без чувств и сожаления, сминающей на своем пути всех и все, кто против.
И если бы тезис премьера, например, о проведенных с российскими коллегами «интенсивных переговорах», которые обеспечили нам цены на газ, самые низкие среди стран Европы, не вызывал вопрос: если учесть, где лежит сыр, то что правительство пообещало российским коллегам взамен?
И если бы МИД и Минфин хоть что-то знали о переговорах по газу. И если бы СБУ, а не ФСБ, понимала, в чьи руки методично перекочевывает газораспределительная сеть страны.
И если бы жители крымского села Партизанское точно знали — они граждане Украины, чьи права и собственность защищены Конституцией, или крепостные при гольф-клубе лидеров «Партии регионов». И если бы бизнесмены не знали, какой «налог» они должны заплатить, чтобы вернуть себе НДС.
И если бы, поднимем глаза на эпиграф, это просто не было бы сказано, просто не сказано — и все. Но сказано.
Поэтому мне бы хотелось знать, например, где в этот момент декларация о доходах за 2006 г. премьер-министра Украины Виктора Федоровича Януковича, даже такая смешная, как за год 2005-й?
Или Виктор Федорович не знает, что, не подав ее вовремя, он нарушил закон, а не опубликовав, нарушил приведенный выше тезис об открытости перед обществом, а проделав все это вместе — дал повод усомниться в серьезности намерений бороться с коррупцией? Знает.
Не знает, что из упомянутых выше 5126 должностных лиц, привлеченных к административной ответственности, четверть привлечены за отказ от предоставления информации, ее задержку или ее извращение? Знает.
Разве премьер не знает, что обществу нужна и важна информация, что в стране — свобода слова, право на доступ к информации? Знает, он сам говорил об этом: «На собственной жизни, будучи в оппозиции, я почувствовал, как важно обществу иметь доступ до информации, — правдивой, сбалансированной, отражающей действительное положение вещей…». Седьмой, кстати, столб, подпирающий небо нашей свободы.
Но теперь он во власти — и не просто чиновникам, а политикам, членам Кабинета министров запрещено без согласования с Виктором Федоровичем рассказывать о ходе заседаний и позициях, на них излагаемых.
Вот вам и небо, господа, и свобода, и столбы.
Вместо юбилейного адреса
Вызов, стоящий сегодня перед Украиной, — это способность политических сил объединиться вокруг общей цели и принципов ее достижения.
В.Янукович
У меня почему-то нет сомнений, что политики вокруг их общей цели объединятся. Слишком много на кону. Слишком много бизнес-интересов завязано в один тугой узел. Слишком одинаковы так громко ссорящиеся на людях политики. Слишком они дети Леонида Даниловича…
С одной стороны, самые видные из них вроде не пересекаются. Виктор Федорович хочет стабильности и рыночной экономики, Юлия Владимировна — справедливости, Виктор Андреевич хочет жить в Мариинском дворце. С другой — все они хотят стабильности, если власть — их; справедливости — если не их. И жить во дворцах, а не хижинах.
Объединимся ли мы, граждане, общество, вокруг наших общих интересов — вот в чем вопрос и главный вызов, стоящий сегодня перед Украиной. Потому что демократии на самом деле все равно: республика или монархия, президентско-парламентская или наоборот, кто главнее — президент или канцлер, конституционно-политическая или административно-территориальная реформа, конституционный или политический кризис, наконец.
Единственное, без чего демократия невозможна — это граждане. Граждане во власти и граждане, первым власть делегирующие.
1 По данным исследований, проводившихся Социологической службой Центра Разумкова в 2006—2007 гг. во всех регионах Украины. В ходе каждого исследования было опрошено более 2000 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки – 2,3%.
2 Исследование проводилось Социологической службой Центра Разумкова с 23 марта по 6 апреля 2007 г. во всех регионах Украины. Было опрошено 2011 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки – 2,3%.
3 Исследование проводилось Социологической службой Центра Разумкова с 31 мая по 18 июня 2007 г. во всех регионах Украины. Было опрошено 10 956 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки – 1%.
4 Исследование проводилось Социологической службой Центра Разумкова с 3 по 13 ноября 2005 г. во всех регионах Украины. Было опрошено 1993 респондента в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки – 2,3%.