ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЫБОР УКРАИНЫ

26 апреля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 16, 26 апреля-11 мая 2002г.
Отправить
Отправить

Синхронизированная с Россией интеграция в евроструктуры усилит позиции Украины в Европе Появлен...

Андрей Деркач
Андрей Деркач
Андрей Деркач

Синхронизированная с Россией интеграция в евроструктуры усилит позиции Украины в Европе

Появление доктрины «В Европу — вместе с Россией» стало серьезным историческим этапом не только для Украины, но и в целом для процесса становления единой Европы, Европы «от Атлантики до Урала» согласно знаменитой деголлевской концепции. Вне этой геополитической схемы любой проект объединенной и стабильной Европы будет заведомо ущербен, так как никакое прочное континентальное объединение невозможно без России и Украины, традиционно являющимися неотъемлемыми элементами безопасности европейского континента. Ее реализация позволяет обеспечить, с одной стороны, геостратегическую стабильность и эффективное функционирование ЕС, с другой — поэтапное и органическое вхождение Украины и России в экономические и политические структуры Евросоюза.

Евроатлантический блеф

Подобный системный поход, обеспечивающий соблюдение взаимосвязанных интересов Украины, России и европейских стран в целом, вполне логично вызвал ожесточенное противодействие лоббистов так называемой «евроатлантической интеграции». Как я уже неоднократно отмечал, для определенных политических сил в Украине и за ее пределами стало привычным маскировать подобным невнятным определением курс подмены интеграции в ЕС вхождением в НАТО и проведением четко выраженной политики конфронтации с Россией. Не стоило бы, вероятно, останавливаться на «глубокомысленных» замечаниях некоторых деятелей, что с тем же успехом Украина может «интегрироваться в Европу с Малайзией», если бы это так ярко не иллюстрировало уровень, на котором проходит отрицание единственно возможной для Украины интеграционной доктрины. Подчеркну — доктрины, лишенной внутренних противоречий и отвечающей ожиданиям подавляющего большинства населения нашей страны. Сравнение в любом контексте роли России для Украины с далекими тихоокеанскими государствами свидетельствует не только о крайнем уровне невежества, но и о вполне сознательном желании сделать нашу внешнюю политику лишенной основы. Историческая взаимосвязанность интересов Украины и России аксиоматична, обе они принадлежат к единому восточнославянскому православному цивилизационно-культурному типу, являющемуся составной полифонической частью европейской мегацивилизации. Если же взять только экономические аспекты двухстороннего сотрудничества, то переплетение экономик отнюдь не является «колониальным наследием», как это представляется страдающим комплексом национальной неполноценности квазиполитикам, а подтвержденной временем объективной необходимостью. Разрыв экономических связей с Россией будет государственной катастрофой для Украины — адекватную им замену невозможно найти даже теоретически. Не видеть этого нельзя — можно не хотеть этого видеть…

Что же касается упорного связывания процесса евроинтеграции с вхождением в НАТО, то показателен пример Турции, которую активное членство в Североатлантическом альянсе ни на йоту не приблизило к вхождению в ЕС. Вообще, говорить о сближении Украины с НАТО можно будет только при изменении ее фундаментальных основ, соответствию их концепции безопасности мира, пережившего трагедию 11 сентября. Подгонять подобное сближение под юбилейные даты, составлять пятилетние планы можно только в состоянии полного невосприятия реальной действительности. Кстати, опыт Анкары показателен еще в одном отношении — сейчас уже ясна ошибочность взятой ею стратегии на получение статуса ассоциированного члена ЕС как переходной ступени к полноправному членству. Несмотря на все усилия Турции, этот ошибочный шаг фактически заморозил ее отношения с Евросоюзом при отсутствии реальной перспективы изменения сложившейся конфигурации. Поэтому наша задача состоит не в достижении полумер, а в получении полноправного членства в ЕС.

Курс новой России

Немаловажно отметить, что доктрина «В Европу — вместе с Россией», в отличие от лозунга «евроатлантической интеграции», не имеет неакцентируемых скрытых смыслов, а более конкретно — не означает маскируемого курса на вхождение в Союз России и Белоруссии. Синхронизированный с Россией процесс евроинтеграции — это не скрытая интеграция в СРБ, а составная часть европейского выбора Украины, отсутствие которой приведет к дальнейшему прозябанию Украины на задворках Европы.

В России понимание целесообразности данной политики уже перешло от деклараций к этапу реализации. Весьма показательны заявления Владимира Путина во время его последнего визита в Германию, в которых данная позиция была высказана предельно четко. Совершенно логичным результатом прагматических действий является заключение особого стратегического партнерства России с ЕС в топливно-энергетической сфере, что имеет непосредственное отношение к интересам Украины как транзитной страны.

Уже сейчас можно констатировать, что благодаря правильно выбранному внешнеполитическому курсу и его скрупулезно выверенной реализации Россия после бессодержательной пассивности в течение ряда лет вышла на уровень субъектности в мировой политике, что в первую очередь проявляется в ее роли в процессе евроинтеграции. Для Украины это пока далекая перспектива, и нельзя уйти от признания нашей безусловной объектности.

Евроинтеграция через призму суверенитета

Немаловажно также отметить, что синхронизированный с российским стратегическим партнером курс на вхождение в экономические и политические структуры объединенной Европы находится, в отличие от других предлагаемых сценариев развития, в полном соответствии со статусом Украины как нейтрального внеблокового государства и, что не менее важно, не нарушает ее национальный суверенитет. Синхронизированная с Россией политика евроинтеграции позволит Украине избежать неприемлемого для независимого государства югославского пути вхождения в ЕС, проводимого путем разрушения единого государства и отказа от защиты национальных интересов. Эта проблема отнюдь не является надуманной. В европейских государствах все более крепнет понимание тупиковости пути отрицания национального суверенитета ради абстрактных идеологем. Украина сможет успешно отстаивать свои интересы только вместе с Россией, засвидетельствовавшей свою приверженность именно данному пути вхождения в Европу. Таким образом, доктрина «В Европу — вместе с Россией» имеет не только внешне-, но и глубокое внутриполитическое содержание. Более того, ряд наиболее болезненных проблем страны не имеют приемлемого решения на внутреннем уровне и нуждаются в применении не противоречащих Конституции Украины внешних факторов. Достаточно привести хотя бы пример со статусом русского языка, придание которому официального статуса поддерживает большая часть населения Украины. Стараниями национал-радикалов, блокирующих принятие любых вариантов, нарушающих искусственно возводимый монолингвизм, не отвечающий интересам ни русскоязычных, ни украиноязычных граждан, становится малореальным решение проблемы на внутреннем уровне. Не вызывает сомнения, что наилучшее решение вопроса находится в плоскости приведения законодательства Украины в соответствие с общеевропейскими демократическими нормами посредством ратификации Европейской Хартии региональных языков. Таким же образом легко разрешаются все проблемы, ставшие предметом внутриполитического противостояния. Бессмысленно устраивать политические дискуссии, не приводящие к конкретным результатам и только способствующие усилению дестабилизации государства. Достаточно просто унифицировать отечественное законодательство в соответствии со стандартами ЕС, что одновременно является и обязательным условием для вступления Украины в Евросоюз. Исходя из этого можно констатировать, что унификация законодательства является прежде всего внутренним процессом. Недооценка необходимости изменения внутреннего законодательства, уход от решения насущных для общества вопросов чреваты самыми серьезными последствиями, как это было продемонстрировано успехом Жан-Мари Ле Пена. Французы в своей массе проголосовали за лидера «Национального фронта» не из-за приверженности ксенофобским идеям. Просто действующая власть и традиционные партии длительное время уходили от решения вопросов, волновавших рядовых избирателей в первую очередь гарантий личной безопасности граждан, ставших весьма условными при динамике роста насильственных преступлений. Бездеятельность власти породила разочарование в ней, и НФ, предлагающий иллюзорно простые решения, приобрел немало сторонников. Дополнительная причина роста популярности французских ультра — опасения, связанные с боязнью утраты национальной идентичности и суверенитета в процессе нарастающей глобализации, неумение правительства убедительно развеять эти страхи, показать положительные аспекты проходящей евроинтеграции. Учитывая французский опыт, для Украины представляется еще более очевидной позиция выработки синхронизированной с Россией политики евроинтеграции, позволяющей сохранить национальный суверенитет как основную гарантию обеспечения личной безопасности граждан.

ЕС и ЕАЭС

Не менее верно данное положение и в экономических аспектах евроинтеграции, которые имеют ключевое значение для процесса в целом. Экономические позиции Украины в странах Евросоюза и ЕС в целом определяются ее статусом транзитной страны в процессе транспортировки на Запад энергоносителей. Только вопросами транзита она интересна в экономическом плане для объединенной Европы. Будучи реалистами, нельзя не отдавать себе отчет в том, что ни промышленность, ни сельское хозяйство Украины в обозримой перспективе не будут представлять интерес для ЕС. Он объективно не заинтересован в развитии потенциальных конкурентов, и было бы наивно ожидать крупных западных инвестиций как единственной панацеи от экономического кризиса. Эти отрасли экономики Украины нуждаются в реализации параллельного курса — воссоздании комплексной экономической интеграции и взаимодействия на постсоветском пространстве, что возможно наиболее эффективно реализовать в рамках Евро-Азийского экономического сообщества. Первым шагом Украины в обозначенном направлении должно стать получение статуса наблюдателя в этой организации, что значительно усилит ее позиции на внешних рынках. При этом всестороннее украинско-российское сотрудничество в рамках ЕАЭС стратегически важно для интеграции в ЕС, который всегда более склонен считаться с консолидированной экономической силой.

Для ЕС, в отличие от ЕАЭС, главный интерес заключается в транзитных возможностях Украины. Было бы, однако, большой ошибкой выстраивать на этой основе спекулятивную политику по отношению как к ЕС, так и к России, что априори принесет негативные результаты. Транзитным статусом следует не спекулировать, а выстраивать на его основе долговременную стратегию экономических отношений с Россией и ЕС, сделать его ключевым элементом экономической и опосредованно политической евроинтеграции.

Шаги в Европу

Особо хочу отметить, что объединение «В Европу — вместе с Россией» не ограничилось формулированием новой комплексной доктрины, но и проводит системную работу по выработке мер по следующим ключевым направлениям евроинтеграции:

— разработка совместно с российской стороной экономических проектов евроинтеграции с использованием как потенциала двух стран, так и возможностей ЕАЭС;

— унификация украинского и российского национальных законодательств в соответствии с утвержденными европейскими правовыми стандартами, координация работы в этом направлении Верховной Рады Украины и Государственной думы РФ;

— определение конкретных направлений совместного украинско-российского сотрудничества с приоритетными государствами ЕС, в первую очередь с Германией, имеющей наибольший объем инвестиций в экономику Украины и объективно заинтересованной в создании континентальной геополитической оси Москва — Берлин — Киев;

— развитие политического диалога с ЕС как на двустороннем уровне, так и в плане выработки единой политики в отношении третьих стран и межгосударственных союзов;

— социальные аспекты евроинтеграции и их адаптация к условиям Украины и России;

— права человека и защита гражданских свобод посредством налаживания конструктивного диалога в этом вопросе;

— украинско-российское взаимодействие в рамках ПАСЕ, что должно стать одним из основных направлений международной деятельности нового парламента;

Альтернативы практической работе по налаживанию диалога по формуле «Украина — Россия — ЕС» не существует. Или, если быть точным, она заключается в вытеснении Украины на дальнюю периферию мировой экономики и политики, возврат откуда будет уже невозможен…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК