6 октября 63-мя голосами «за» при одном воздержавшемся крымский парламент утвердил в должности премьер-министра правительства Крыма бывшего министра по управлению государственными предприятиями в правительстве Мешкова-Сабурова Анатолия Франчука. Таким образом, Верховный Совет Крыма поставил последнюю точку в споре с Президентом автономии о том, кто будет контролировать исполнительную власть в Крыму. Днем позже, в присутствии руководителей министерств и госкомитетов правительства, Евгений Сабуров сдал дела и кабинет своему недавнему подчиненному. Бывший вице-премьер выразил удовлетворение в связи с тем, что его желание уйти в отставку наконец исполнилось и, пожелав присутствующим, «чтобы Крым шел впереди Украины, не сбавляя темпов реформы», покинул высокое собрание. И хотя у экс-вице-премьера было не совсем праздничное настроение, он согласился дать «прощальное» интервью нашему корреспонденту.
- Евгений Федорович, как вы оцениваете тот факт, что на должность премьер-министра назначен человек из вашего правительства?
- Это далеко не худший вариант, и это подтверждает то, что я всегда говорил, - причина отставки отнюдь не наша плохая работа. Вчера Анатолий Франчук выступил на Верховном Совете, где не была представлена какая-то новая программа, была представлена наша программа, то есть подтверждена верность нашему курсу.
- Мне кажется, сейчас вы выглядите несколько грустным, несмотря на то, что вы долго ждали этой отставки. Что удалось сделать за время вашего пребывания в дол лености вице-премьера, когда вы фактически возглавили исполнительную власть в Крыму, а что», на ваш взгляд, не удалось?
- Я бы не сказал, что мне грустно. 6 октября, после того, как в Москве стало известно о происшедшем, было несколько звонков. Первый звонок от моей жены с поздравлениями. Собственно говоря, все мои друзья и родственники очень рады тому, что произошло, и единственное, что они говорили, - наконец-то. Что же касается грусти за происходящее, то она возникла значительно раньше и относится к ситуации в Крыму, возможным последствиям политического раздора и следующим за ним решении об отставке правительства.
- То есть вы считаете, что ваша отставка - это чисто политический шаг?
- Безусловно. Это подтвердили мне депутаты, члены президиума Верховного Совета Крыма. Никаких претензий по нашей работе нет.
Вы спросили, что удалось, а что не удалось сделать. Удалось сделать некоторые вещи, которые, я думаю, будут еще осмысляться не только жителями Крыма, Украины и России, но, я надеюсь, получат какое-то отражение в серьезных экономических исследованиях. Мне самому еще надо отойти на некоторое расстояние для того, чтобы осмыслить, каким это образом удалось сделать то, что я всегда утверждал, но никогда практически не происходило. Я утверждал, что можно одновременно работать и в финансовом секторе, и в так называемом секторе реальной экономики. Улучшение в финансовом секторе связано с ликвидацией дефицита бюджета.
Когда мы пришли в Крым, его бюджет представлял из себя нечто чудовищное - его не было, это была огромная зияющая дыра, Всего 20% исполнения бюджета по доходам, а это значит, что 80% запланированных трат бюджета вообще неоткуда взять. Сейчас, когда мы уходим, дефицит бюджета составляет 20%, то есть мы перевернули ситуацию. Последние месяцы бюджет наполнялся на 150-120%. Нигде на всей территории постсоветского пространства, нахально заявлю я, никто таких результатов не достиг. Одновременно с этим было обеспечено торможение спада производства. Это очень серьезная вещь. Мне кажется, что удалось показать, что это вещи не параллельные, а взаимосвязанные.
Когда мы пришли сюда, зарплата в Крыму была на 11% ниже, чем в среднем по Украине. Сейчас зарплата в Крыму на 5,9% выше, чем в среднем по Украине. Это не означает, что удалось предотвратить падение уровня жизни, поскольку общий уровень жизни в Украине падает. Тем не менее, для крымчан это происходит несколько мягче. Проценты невелики, но самое главное - произошел перелом, и, в сущности, нет причин, чтобы этот рост прекратился. Последним постановлением правительства повышены зарплаты всем работникам бюджетной сферы. Это, скажем так, наша особая крымская добавка, которая позволит нашим учителям и врачам получать несколько больше.
Я думаю, это уже можно отнести к разряду довольно серьезных достижений. Хочу обратить внимание, что все это мы сделали в условиях национального бедствия в Республике Крым - небывалой за последние 100 лет засухи. В былые времена для победы над природной стихией привлекались средства всей страны. Я с сожалением должен сказать, что помощи не было.
Что не удалось? Не удалось из того, что совсем необходимо Крыму для разгона и размаха реформ, две вещи. Прежде всего обеспечить приход сюда иностранных банков. Несмотря на то, что указ «О банках и банковской деятельности на территории Республики Крым» был одним из первых указов, подготовленных нами и подписанных президентом автономной республики, можно сказать, что он фактически не исполняется. Я хочу снять один из мифов, который здесь бытует. Считается, что приход иностранных банков, в том числе и в виде филиалов, влечет за собой откачку средств из Крыма. Этим мотивировали свои действия наши противники. Это либо экономическая безграмотность, либо просто недобросовестность. По-моему, совершенно ясно любому человеку, даже не связанному с экономикой, что вода перетекает в тот сосуд, который стоит ниже. Если банк располагается в двух регионах и осуществляет свободный переток ресурсов внутри себя, то ресурсы стекаются туда, где ниже налог. Мы ни в коем случае не собирались открывать филиалы банков, пока не создали здесь так называемую «low taxes zone» - зону пониженных налогов по отношению к Украине и к России. Если бы это было не так, никто не проявлял бы такого интереса к Крыму.
Концепция Крыма как банковской республики была выставлена мной и профессором М.Бернштаммом (Стэнфордский университет) еще до моего приезда сюда и получила большую популярность. Но, при этом, не все понимали, что это сложная техническая задача. Чтобы сделать банковскую республику, прежде всего надо обеспечить «low taxes rone» действительно разрешить филиалы, сделать еще много шагов, в том числе свободный валютный режим. В Крыму достаточно много финансовых ресурсов. Конечно, я сомневаюсь в той цифре украинских специалистов, которые говорят, что половина ресурсов Украины находится в Крыму. Но то, что приток ресурсов в Крым велик, это очевидно. Приток сюда российских ресурсов, а финансовые спекуляции в России становятся невыгодными, был бы обеспечен, если бы мы открыли филиалы российских банков. Кроме того, здесь бы началась работа с мягкими валютами. Эта работа могла бы принести большой доход в крымский бюджет. Уже сейчас, проанализировав поступления в бюджет, можно увидеть, что налог на прибыль в несколько раз превышает доходы от налога на добавленную стоимость. А это означает, что банковские операции занимают очень большое место в Крыму. И вовсе не идет оттока средств. Второе, что не удалось сделать, и, что, по-моему, сделать надо срочно - ввести приватизацию в цивилизованные рамки. Прекратить эту кашу, когда приватизация идет подпольными путями, и начать действительное определение четких прав вокруг собственности, поскольку в противном случае в Крым не пойдут инвестиции. А в случае совершенно четкого определения собственности и защиты собственности в Крым пойдут инвестиции - это мое твердое убеждение, основанное не только на экономическом анализе, но и на конкретных переговорах, которые очень интенсивно велись весной и в начале лета и которые затихли в связи с тем, что ничего не делалось.
- Именно эти шаги, на ваш взгляд, прежде всего надо будет сделать вашему преемнику?
- Да, хотя я думаю, что это будет очень трудно сделать. Поскольку относительно банков, наработки достаточно ясны и даже существуют соответствующие нормативные документы, эта задача несколько проще. А что касается приватизации, то целесообразно поручить это банкам и инвестиционным фондам.
- Насколько знаком Анатолий Франчук с вашими наработками и идеями и согласен ли он с вашей программой в принципе? Как вы считаете, Евгений Федорович, будет ли он продолжать реформы в таком же темпе, как и вы?
- Франчук является членом правительства, причем очень близким к руководству, поэтому, естественно, полностью как член правительства разделял всю программу. Он в курсе этой программы, но ему будет несколько трудновато, так как он, в сущности, оперативный руководитель из директоров. Иногда бывает, что экономист начинает, а исполнитель, если он не сворачивает с пути, продолжает, правда, не в таком уже темпе.
- Станете ли вы оказывать помощь Крыму, если вас об этом попросят?
- В отличие от того, что говорили обо мне, - я крымчанин и остаюсь крымчанином. Судьбы Крыма никогда не были мне безразличны и не будут. Поэтому все, что от меня потребуется, если ко мне обратятся за советом, я сделаю и буду оказывать помощь в порядке рекомендаций.
Опыт приватизации, наработанный мной в России, знание плюсов и минусов приватизации в Польше и Чехии позволяли мне думать, что я это сделаю хорошо. Мне захотелось показать экономистам и практикам постсоветского пространства, как это сделать без спада производства. Мне казалось, что этого можно избежать. Я бы хотел, чтобы у будущего руководства это получилось, хотя здесь есть такие экономические тонкости, которые трудно учесть людям, не сталкивавшимся с ними.
- Евгений Федорович, как вы думаете, что может ждать Крым в ближайшем будущем?
- Что самым неприятным может быть для Крыма - это приведение законодательства Крыма в соответствие законодательству Украины. Пока я был здесь, мы шли на два шага вперед. Сейчас мы рискуем все это утратить. Украинское руководство очень внимательно следило за тем, что происходит в Крыму и с большими потугами через некоторое время все это делало в Украине. И политические несоответствия в конституциях далеко не самое главное. Нельзя дать уровнять законодательство, так как законодательство определяет, кто и в каком» размере устанавливает налоги, кто работает с банками, кто проводит приватизацию. И это больше всего всех волнует. Демонстрационный крымский эффект очень сильно повлиял на украинские регионы. Это Крыму необходимо сохранить. Надо изо всех сил бороться за самостоятельность, ни в коем случае нельзя превращаться в область. Это должна оставаться Республика Крым со своим законодательством и со своими возможностями. Я глубоко уверен, и об этом неоднократно говорил Л.Кучме, что это нужно не только Крыму, а прежде всего Украине. В России такую роль сыграла. Нижегородская область. Украине тоже нужен свой демонстрационный эффект. Именно таким регионом фактически стал Крым.
- Как Президент Украины относится к этой идее?
- О пионерном регионе мы разговаривали с Л.Кучмой до и после его избрания. Его взгляды не изменились, он согласен, но я не берусь сейчас отвечать за то, что он будет делать. Я желаю ему всяческих успехов, он продолжает оставаться мне очень симпатичным. Президент - это очень своеобразная должность. И в сущности, вся работа Президента, на мой взгляд, должна сводиться к подбору кадров, причем эти кадры могут и не знать. Мы не помним и не знаем, кто был советником Рузвельта - мы говорим4 реформа Рузвельта, мы говорим о рейганомике и т.д. Если говорить об украинской ситуации, то рекомендации после встречи в Испании выражают полное неверие в возможность Украины провести мягкие реформы, которые требуют очень высокого профессионализма. Рекомендации настолько топорные, но может ли Украина найти достаточно квалифицированные кадры, чтобы им не следовать? Мексика в свое время смогла. Россия худо-бедно, с большим трудом находит.
Кстати, хочу развеять еще один миф, существующий в Украине, о том, что Россия хочет поглотить Украину. Это абсолютно не соответствует действительности. Россия будет делать все, чтобы Украина с ней не объединилась. Поверьте человеку, который не последнюю роль играл в ситуации 91-го года и последним из государственных деятелей был против распада. Распад был осуществлен Россией и никем другим! Я знаю это изнутри, персонально. Я вижу, что сейчас в Украине есть очень сильное интеграционное стремление, особенно на востоке Украины. Но я не вижу этих интеграционных устремлений со стороны России. Даже более того, персональный состав администрации президента и правительства России - антиинтеграторы. Существует некая ностальгическая мысль о том, что хорошо было бы славянам вместе, тем более, что в руководстве России очень много украинцев, но это не принимается всерьез.
- Интересно, почему вы, человек, побывавший на высших этажах власти России, решили возглавить правительство в провинциальном Крыму? - Вообще, я родился в Ялте, в 46-м году, когда это была еще Россия, только во втором классе я плавно стал украинским жителем вместе с крымскими скалами. Как все более-менее соображающие мальчики поехал учиться в Москву. Закончил Московский университет, мехмат, работал в различных НИИ и, поскольку никогда не был членом партии, а принципиальным антисоветчиком, то все пути к руководящим должностям были закрыты. Я это понимал, отнюдь не стремился к этому и считал, что у меня нет способностей к руководству, тем более я не хотел связываться с этим строем! В 90-м году, когда в России произошла демократическая революция, я был внезапно для себя приглашен заместителем министра образования в первом демократическом правительстве Силаева. Затем возглавил группу по разработке программы российского правительства. Т.к. программу утвердил съезд, я стал заместителем председателя Совмина - министром экономики России. К сожалению, именно тогда мне пришлось заниматься очень несимпатичным мне делом - разделом Союза, так как Силаев стал руководителем Межгосударственного комитета, я выступал просто от имени России и фактически остался на хозяйстве. Я подал в отставку, когда стало ясно, что ситуация развивается не так, как мне хотелось бы. Я был за цивилизованный развод, потому что знал, что сохранить Союз не удастся. После этого я возглавил Центральный научно-исследовательский' институт при российском правительстве, который занимался выдачей рекомендаций. Каждую зиму после всего начинались разговоры о моем возвращении в правительство, в том числе и в прошлую зиму. В это время последовало предложение Ю.Мешкова. 13 февраля, в мой день рождения, я решил, что мне все надоело, поеду в родной Крым и покажу, как все надо делать!
8 месяцев спустя стало очевидно, что Е.Сабурову, крымчанину-теоретику из Москвы, Крым предпочел управленца А.Франчука, воспитанного в лучших советских традициях, который, несмотря на винницкое происхождение, оказался более «своим».
В субботу бывший вице-премьер покинул свой кабинет, но Анатолий Франчук не спешит его занимать, пока там чуть ли не ежечасно проводятся совещания. На утверждения о том, что на смену экономисту-теоретику пришел практик, А.Франчук с некоторой обидой напоминает, что он и сам по образованию экономист и имеет в этой области более 30 научных трудов. Многое в его поведении и взглядах напоминает руководителя доперестроечного периода среднего уровня. Некоторые депутаты крымского парламента отмечают, что «может быть и А.Франчук и не лучшая кандидатура, но другой не было». «Родственные связи А.Франчука (его сын женат на дочери Президента Украины) не упоминались во время обсуждения кандидатуры на пост премьера во фракции, - говорит член президиума ВС Крыма Вячеслав Балла, - однако, это сыграло большую роль при его назначении». Владимир Клычников, лидер фракции «Республика» в крымском парламенте, более категоричен: «Без сомнения, именно родственные связи А.Франчука стали причиной его утверждения, а не деловые качества». Сам премьер-министр уверен, что родственные отношения с Президентом Украины не будут оказывать какое-либо влияние на взаимоотношения Симферополя и Киева. Так это или нет, но в самое тяжелое время, когда под сомнение поставлена государственность Крыма, возглавлять и формировать коалиционное правительство автономной республики будет .родственник Л.Кучмы.
Новому правительству наблюдатели отводят не более полугода. После того, как ВС Крыма лишил президента автономной республики полномочий главы исполнительной власти и возможности формировать правительство, парламенту крайне необходимо пережить зиму, и в случае, если это удастся, весной следует ожидать очередного передела власти в Крыму. Несмотря на прогнозы Е.Сабурова, в создаваемое сейчас правительство скорее всего не войдут те, кто в Верховном Совете возглавлял борьбу с «московской командой», ибо, по утверждению самого бывшего вице-премьера, «по личной инициативе в это правительство могут войти только самоубийцы».
Между тем, президент Крыма Юрий Мешков отставку Е.Сабурова и его министров так и не принял. По свидетельству очевидцев, один из президентских помощников даже отчитал Е.Сабурова за то, что тот «самовольно покинул кабинет». Тем не менее, две недели, положенные по законодательству, со дня объявления об отставке вице-премьера уже прошли. По словам Е.Сабурова, он намерен отправиться в отпуск, который по привычке проводит только в Крыму, после чего планирует возвратиться в Москву и вновь возглавить созданный им научно-исследовательский центр при правительстве России.