Двери в хаос или авторитаризм?

16 июля, 2020, 08:35 Распечатать
Автор
Отправить
Отправить

Блокируя постановление 3650 о новых районах, мэры могут выиграть бой, но рискуют проиграть битву.

Автор

Вчера парламент снял с повестки дня постановление 3650 о ликвидации старых и утверждении новых районов. Причина одна: отсутствие  у «монобольшинства» голосов за архиважный документ второго этапа децентрализации, над которым правительство и комитет интенсивно работали последние полгода. А страна, — последние шесть лет.  

Очевидно, что местное самоуправление вошло в лобовое столкновение с центральной властью. Точнее с пулом экспертов, моделировавших эту реформу, и линию которых до сегодняшнего дня ведут профильное министерство и комитет.

Все это происходит накануне старта местной избирательной компании. И лоббисты от мэров оказались  сильнее. Почему так произошло? Почему власть, оставив голосование ключевых для страны законопроектов на последние три (!) дня последней сессионной недели, настолько безответственно подошла к этому вопросу?

Не стала профессиональным рефери для всего круга игроков децентрализации, включая архитекторов-экспертов и местное самоуправление, которые (ну, как так?!) пришли к голосованию на абсолютно разных позициях. Более того, — команда Зеленского погрузила это столкновение в уже начавшуюся жесткую и лицемерную политическую борьбу парламентских партий и групп за местную власть. Готовых провалить все, что угодно, лишь бы «исправить ошибку», и выбрать  «другую правильную власть на местах». В рамках старого районного деления, где округа насижены и намолены, это сделать конечно же удобнее.

Свою позицию они, абсолютно не стесняясь,  продемонстрировали в зале Верховной рады. Начиная от вопиющей некомпетентности  нардепа из «Голоса» Романа Лозинского, на полном серьезе призвавшего прямо сейчас «уничтожить областные государственные администрации» и «наконец-то отдать всю власть громадам» (можно было еще туфлем по трибуне лупануть), и заканчивая  опытнейшей Юлией Владимировной, заявившей, что новые районы  «нарушают государственный суверенитет» и «забирают у людей право жить». Люди, по всей видимости, должны тут же подняться и бежать к парламенту — защищать это свое конституционное право.

Апофеоз популизма, некомпетентности и, простите, глупости. 

Realpolitics — от АГУ

Правление Ассоциации городов Украины приняло решение не поддерживать постановление о новых районах 3650. У АГУ — серьезное лобби в парламенте. Им даже не надо проводить подрывную работу, стоит просто уйти в сторону и не помогать. Что они, собственно, и сделали.  О причинах избранной линии поведения мы уже подробно писали в материале «Судный четверг. Завалят ли мэры децентрализацию?». Здесь просто напомним в контексте развития ситуации. 

Во-первых, финансы и версия, связанная с усилением властью субрегионального уровня как запасной площадки, куда можно приземлиться в случае провала выборов в громадах. АГУ давний и глубокий сторонник  оптимизациисистемыместногосамоуправления до двух уровней — громада и область. Поэтому логичным для нее было требование голосовать пакетом вместе с новыми районами и изменениями в бюджетный кодекс. Которые бы закрепили финансы, в том числе и 60 процентов ПДФО, за громадами.

Надо признать, что власть играла в эту игру с АГУ. Появление в парламенте первого постановления о назначении выборов, где право объявить первые выборы в громадах и новых укрупненных районах отводилось ЦИК. Которая в районах могла их и не объявить. Но ЦИК заблокировала постановление, не пожелав участвовать в игре, правила которой до сих пор не ясны. Новое административно-территориальное устройство не принято, а Избирательный кодекс вместе с партизацией громад в 10 тысяч избирателей висит дамокловым мечом над выборами. 

В итоге, после вчерашнего заседания парламента, в повестке которого в правильной очередности стояли —  районы, изменения в бюджете и выборы, выпало ключевое звено  районы. Выборы ВР все-таки объявила, включив и районы, и громады. А бюджетный законопроект 3614  – приняли в первом чтении. В качестве первой и немаловажной гарантии для местного самоуправления. Так что в этой точке напряжение после голосования несколько спало. Остается вопрос – когда проголосуют в целом?

Во-вторых, города областного значения, которые реформа лишает привычного статуса. Здесь – точка бифуркации.

«24 района из 133 – это  областные центры, – уточняет наш источник в партии власти.–  Я хочу посмотреть в глаза мажоритарщику, который выйдет на выборах против любого мэра областного центра. Да его умножат на нуль! И все это прекрасно понимают. На любой вопрос в него укажут пальцем и скажут: «Это тот деятель, который сделал из Львова село. И таких где-то 35-40 человек».

В-третьих, двойные стандарты. «30 процентов районов – это договорняки, – продолжает источник в парламенте. – Почему Харьковской и Киевской областям можно переголосовывать, а Житомирской, к примеру, нельзя. Почему исторический Хотин не центр района?А вы знаете, как пропал Малинский район Житомирской области?  Все ж было опубликовано уже. И вдруг приезжает глава профильного комитета Клочко и узнает, что там вотчина БЮТ. И район просто убивают по политической причине».

«Вопрос с Коцюбинским, – делится информацией другой источник в комитете. – Почему глава комитета месяц не проводит рабочую группу? Там давняя и мутная история с Беличанским лесом. Но Коцюбинское приняло решение о присоединении к столице. Киев сделал то же самое. И что?  Коцюбинское уводят под Бучанский район. Этот вопрос висит целый месяц. Я не думаю, что кто-то из мажоритарщиков Киева нажмет кнопку за такое постановление».

«Речь идет еще и о чисто экспертном мнении, — поясняет линию АГУ ее исполнительный директор Александр Слобожан. —  Постановление о новых районах – не качественное. АГУ, в целом поддерживая реформу субрегионального уровня, по городам областного значения довольно давно и четко обозначила свою позицию. Более того,  я как эксперт проинформировал людей, влияющих на принятие решений, – обо всех слабых точках, которые видит местное самоуправление. 

ФОТО_2.jpeg (49 KB)
ФОТО_2.jpeg (49 KB)

В чем сегодня основная манипуляция и путаница? АГУ не говорит, чтобы Винница была городом-районом и все. АГУ считает, что Винница по предоставлению уровня услуг уже покрывает то количество населения, которое определено методикой для района. Как можно вообще построить адекватную систему госуправления, имея разницу между районами в 20 раз?! Вы представляете себе  вилку хотя бы в штатном расписании? Районный отдел соцзащиты — от 5 до 100 человек?

Мы, безусловно, понимаем, что районы делаются для опоры государственной власти, а не для местного самоуправления. Мы слышим заявления заместителя министра Негоды: «Не лезьте в государственную власть». Мы и не лезем. Однако нас волнует вопрос справедливости. Если методика, то для всех. А так, друзьям все, врагам — закон.

Почему в календарном плане реформы изменения в законах о местном самоуправлении, госадминистрациях стоят после местных выборов? Мы под какие вообще полномочия избираем местные власти? Да, есть утвержденная правительством Концепция реформы, но еще есть реальная политика. И нет доверия. А когда нет доверия между ветвями власти,  система в любом случае будет сопротивляться. В этой связи абсолютно логично заявление экс-премьера Владимира Гройсмана, который, собственно, и начинал децентрализацию в этой стране. Как, впрочем, и поддержка наших европейских партнеров».  

Policy — от экспертов

Очевидно, что основным камнем преткновения позиций противоборствующих сторон остается статус областных центров, который их мэры  не хотят терять. Против которого тем не менее категорически выступают авторы реформы, чью линию поддерживает  Министерство развития территорий и заместитель министра Вячеслав Негода, а также глава профильного подкомитета Виталий Безгин. Возможен ли здесь компромисс?

«Во-первых, сегодня вокруг каждого города областного значения создалась громада, — уточняет ZN.ua свою позицию директор по развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук. —  И теперь это не просто город областного значения. То есть, к примеру, Тернопольская городская территориальная громада состоит из Тернополя и многих других прилегающих к нему населенных пунктов. Поэтому в границах этой громады выделять место областного значения — абсолютно некомпетентно.

https://decentralization.gov.ua/news?page=81
https://decentralization.gov.ua/news?page=81

Во-вторых, экономика территорий завязана на города. И поэтому изъятие города из района, ослабляет всю территорию. И международный опыт, и наши исследования это подтверждают. Если город областного значения изъят из района, то на такой территории экономическая ситуация значительно хуже, чем там, где сохраняется, скажем так, полный комплект.К примеру в той же Франции, где в организации системы власти сейчас бардак полнейший. Однако там даже большие города, которые имеют свой статус, входят в департаменты. 

В-третьих, мы говорим о равенстве прав территориальных громад. Для этого и затевалась вся реформа. Чтобы все были равными.  И теперь вдруг кто-то решил, что среди равных есть первые? Если нужны статусы, зачем было городить огород? Зачем было объединять тысячи громад? Можно же было просто разделить их на сорта, как колбасу: высший сорт, первый, второй и так, вплоть до «собачьей радости». Каждый сорт имеет свои полномочия, свои ресурсы, которые он «выбивает» из правительства, исходя из своего величия. У всех работа появляется: делить и получать благодарность от благодарных просителей.

Если мы хотим, чтобы территория нормально развивалась и  действовали автоматические правила взаимоотношений разных уровней управления  относительно распределения бюджетных ресурсов, то все должно быть унифицировано. Этот принцип был заложен в Концепцию реформы.  С ним знаком и экс-премьер министр Владимир Гройсман, с которым мы  начинали реформу, и нынешние топ-чиновники. Другими словами, как только у нас появляются какие-то особенности, ручной режим, лоббизм, поиск своих интересов – все снова распадается и превращается  в СССР».

«Если вы планируете федерализацию Украины в среднесрочной перспективе, то  вы усиливаете регионы и создаете условия для их партийной поляризации, – еще более категоричен эксперт на своей странице Фейсбук.– Но это необходимо сделать так, чтобы никто ничего не заподозрил. Поэтому нужно найти тех, кто не думает системно, но хочет выгоды прямо сегодня. Берем партии и рекомендуем им "развить партийную инфраструктуру" — принять пропорциональную систему выборов сразу и везде. Партийные лидеры быстро понимают свой гешефт от продаж партийных франшиз и готовы горло рвать за пропорционалку. Далее  следует сделать так, чтобы иметь лакуну в исполнении полномочий громадами, которые они не могут осуществлять по причине природных ограничений, а следующий уровень, куда можно передать полномочия – только региональный.

Поэтому надо побороть районы, что можно сделать через сочетание в одном несочетаемом: "советской вертикали советов" и "европейской субсидиарности". Приправить все это можно коммунистическим перчиком статуса. И все — гремучая смесь готова. Все дискутируют о том, что давно всем известно, а главное остается за кадром — толкание в хаос и федерализацию. Читайте Дугина и Солженицина, очень лечебное чтиво!»

Хотя, может быть еще один сценарий. «АГУ нарвется в итоге на еще большую проблему,— уточняет Ткачук. —  Благодаря ей будет завален этот этап  реформы и Украина ввергнется в хаос. Тогда ВР примет несколько важных решений, например отменит закон об ассоциациях. Или введет какой-то новый контролирующий орган на районном или областном уровне. То есть тут надо понимать: если мы не хотим нормальных либеральных правил, то это приводит к проблемам, и тогда либерализм заменятся авторитаризмом. И это уже было в истории не раз. В том числе в истории Украины».

Здесь, правда, актуален вопрос: а есть ли у нынешней власти хребет для  реализации второго  варианта?

Impotentia — от «Слуг народа»

Сегодня постановление 3650 снова будет вынесено в зал. Чем закончится эта история, и закончится ли сегодня,  прогнозировать сложно. Потому что упущенное время наверстать невозможно.  Выборы перенести невозможно. Уступить мэрам в статусе и подарить им областные центры — невозможно. Это поломает всю конструкцию реформы. Единственная зацепка для возобновления диалога с местным самоуправлением  — принятие 3614 с его изменениями в Бюджетном кодексе в целом. А не только в первом чтении. 

А пока — политический торг.Районами. Уйдет с молотка то, что  не успели толкнуть за время подготовки постановления. Что, собственно, сейчас и происходит. Так что 133 — не предел. Ну, а что там дальше — хаос, авторитаризм или все-таки еще один шаг к адекватной системе управления страной? — станет ясно после сегодняшнего голосования. 

P.S. При этом важно понимать, что во всей этой истории есть пул людей, в числе которых эксперты, чиновники Кабмина, нардепы от власти и оппозиции, мэры, громады, местные депутаты, представители ассоциаций, искренне поверивших в реформу. Те, кто компетентно боролись за нее до последнего. И, думаю, что продолжат бороться, как бы ситуация не развивалась дальше. Вот они сегодня переживают по-настоящему. По какую бы сторону этого обусловленного некомпетентностью власти лобового столкновения центра и местного самоуправления не находились.

Все статьи Инны Ведерниковой читайте здесь. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК