Что бы там ни говорили, но МИДу все-таки повезло: ему, в отличие от некоторых других ведомств, в министры достался таки профессионал. Да еще и профильный. А ведь были варианты…
И хотя к Владимиру Огрызко дипломаты относятся по-разному (впрочем, как любые подчиненные ко всякому строгому и требовательному начальнику), они, во всяком случае, давно знакомы с ним, его убеждениями и методами работы и знают, чего от него ожидать.
Хорошо известен новый глава внешнеполитического ведомства и нашим читателям. Еще в должности первого замминистра он не раз давал «ЗН» интервью и комментировал те или иные события. Мы также достаточно подробно освещали прошлой зимой эпопею попыток президента провести кандидатуру В.Огрызко через парламент на пост министра после отставки Бориса Тарасюка и тогдашнее неприглядное поведение антикризисной коалиции. Помнится, больше всего коммунистов с регионалами возмущало то, что Огрызко говорил с парламентской трибуны по-украински и обещал придерживаться законодательства, в частности закрепленного в нем курса на вступление Украины в НАТО. А еще тогдашнее большинство опасалось, что назначение В.Огрызко министром ухудшит отношения Киева и Москвы.
Ради справедливости стоит отметить, что и сегодня многие эксперты даже из числа симпатиков Владимира Станиславовича вздыхают: «Да-а-а, теперь держись, Россию это назначение здорово разозлит, а бескомпромиссный Огрызко своей жесткостью и прямолинейностью ситуацию только усугубит, да еще, небось, и Черноморский флот с первых же дней выводить начнет». Но опять же ради справедливости заметим, что сегодня Россию злит буквально все, что происходит в Украине. Предвыборный период — не лучшее время для развития двусторонних отношений, особенно когда к выборам готовится Россия. Кстати, последняя московская истерика по поводу «роста антироссийских настроений в Украине» началась еще до назначения В.Огрызко министром иностранных дел. К слову, за время нахождения в главном кресле на Михайловской лояльного ко всем и вся, в том числе и к России, Арсения Яценюка, которого хвалили буквально все — и Ющенко, и Янукович, и даже Черномырдин, особых прорывов на российском направлении почему-то не случилось. Президенты Украины и России так и не встретились, второе заседание комиссии Ющенко—Путин так и не состоялось. На цене на газ толерантность предыдущего министра тоже почему-то не отразилась. Поэтому выскажем личное твердое убеждение: в нынешних реалиях фамилия министра иностранных дел Украины вряд ли сможет что-то существенно изменить в украинско-российских отношениях. Особенно если учесть, что этот министр будет работать в правительстве Юлии Тимошенко, которой в прошлое свое премьерство так ни разу и не удалось побывать с визитом в Москве.
Девять месяцев назад Владимир Огрызко решительно отказывался, чтобы его кандидатура предлагалась на пост главы внешнеполитического ведомства, поскольку его «сдерживал общеполитический фон, сложившаяся в стране ситуация», которые вряд ли позволили бы нормально работать и достигать результатов, «а не создавать иллюзию работы». Тогда Огрызко согласился, лишь выслушав аргументы президента. Нам не известно, какие настроения были у Владимира Станиславовича на этот раз. Через два дня после назначения он заявил, что Украине нужно использовать уникальный шанс, появившийся благодаря созданию «демократического правительства» при наличии «демократического президента» и «демократической Верховной Рады, которая создала демократическую коалицию». И хотя новый глава внешнеполитического ведомства не настолько вовлечен и искушен в вопросах политики внутренней, как близкий ему и настойчиво его протежировавший перед президентом Борис Тарасюк, думается, дипломат вполне отдает себе отчет и в том, насколько «демократичны» все перечисленные им выше институции и насколько призрачен, на самом деле, очередной выпавший Украине шанс, при том что общеполитический фон и ситуация в стране не настолько изменились, чтобы дипломатическое ведомство получило возможность нормально работать и демонстрировать весомые результаты. И что ему самому, скорее всего, уготована роль камикадзе, на которого впоследствии можно будет взвалить ответственность за все неприятности с Россией, без сомнения, ожидающие нас в скором будущем.
Если уж говорить о реакции России, то, думается, назначение Григория Немыри вице-премьером по вопросам евроинтеграции в Москве бурных восторгов также не вызвало. С точки зрения Кремля, у этого члена украинского правительства масса недостатков, один непростительнее другого: близость к Тимошенко, длительная работа в финансируемом Соросом фонде «Відродження», неприличное «происхождение» — из третьего сектора, прозападные взгляды и приверженность идее построения гражданского общества.
Но хватит о переживаниях Москвы. В данном случае нас больше должно волновать, как на появление нового вице отреагирует Брюссель. Пока что европейская столица, ожидая начала работы нового украинского правительства, пребывает в задумчивости: с кем же ей теперь иметь дело — то ли с МИДом, то ли с вице-премьером по евроинтеграции. Впрочем, в Киеве пока что тоже вряд ли кто может ответить на этот вопрос, включая Банковую, Михайловскую и Грушевского. Каковы будут полномочия вице-премьера по евроинтеграции, чем он будет заниматься и зачем снова ввели эту должность — над этим вопросом сегодня ломают голову многие как эксперты, так и дипломаты. Три года назад пост главного евроинтегратора в правительстве был учрежден по двум основным причинам. Во-первых, Олег Рыбачук очень хотел им быть. Во-вторых, в постмайданной эйфории многим верилось, что вот теперь-то Евросоюз, наконец, распахнет нам свои объятия, и для быстрого и бурного слияния с ним без вице-премьера по евроинтеграции нам никак не обойтись. Иллюзии развеялись быстро, Олег Рыбачук исчез в неизвестном для широкой общественности направлении, а созданная под него должность была упразднена.
Любопытно, что еще десять месяцев назад в одном из интервью занимавший на тот момент пост главы подкомитета по вопросам европейской интеграции и евроатлантического сотрудничества комитета по иностранным делам Верховной Рады Григорий Немыря с неодобрением вспоминал о постреволюционных «прожектах в отношении создания новых институтов, которые координировали бы, в частности, европейскую интеграцию» и говорил, что «введенная должность вице-премьера не оправдала себя». Что, как мы видим, вовсе не помешало ему гордо занять эту должность несколько дней назад.
Пока не последовало официальных разъяснений, мы можем высказывать лишь собственные догадки и озвучивать кулуарные версии, почему в правительстве вновь возникла должность вице-премьера по вопросам евроинтеграции. Во-первых, как говорят, в БЮТе существовали опасения, что министром иностранных дел может стать Петр Порошенко, и в качестве противовеса ему и был восстановлен пост вице-премьера, который Тимошенко затребовала в бютовскую квоту. Во-вторых, Тимошенко отблагодарила своего советника по международным делам, до сих пор отлично справлявшегося с поставленными задачами и значительно расширившего как внешнеполитический кругозор Юлии Владимировны, так и круг ее международного общения. В-третьих, если думать о предстоящих президентских выборах, то Тимошенко крайне необходим в команде человек, который будет формировать ее позитивный имидж на международной арене. В-четвертых, вполне можно предположить, что искренне приверженный идее евроинтеграции, европеец по духу и образу жизни Григорий Немыря полон планов и желания попытаться что-то сделать на этой ниве.
Но вот по поводу реализуемости последнего пункта у многих экспертов возникают серьезные сомнения. Во-первых, мало кто верит в продолжительность существования правительства Тимошенко и, следовательно, в успешность его евроинтеграционных усилий, если таковые и будут наблюдаться. Во-вторых, многие обращают внимание на тот факт, что до сих пор Григорий Немыря занимался больше теорией евроинтеграции и ему мало знакомы нюансы ее практической реализации, особенно в экономической сфере. В-третьих, многих смущает отсутствие управленческого опыта нового вице-премьера, незнание особенностей и тонкостей работы в исполнительной власти, а ведь ему, вполне возможно, придется координировать деятельность всех министерств и ведомств на вверенном ему направлении. В-четвертых, эксперты отмечают, что на самом деле евроинтеграция — вопрос внутренней политики (что, кстати, неоднократно подчеркивал и сам Григорий Михайлович), а сильные стороны и качества Немыри — как раз в сфере внешней. Поэтому, считают эти эксперты, более логично было бы не вводить в правительстве еще одну должность вице-премьера, а назначить Г.Немырю помощником или советником премьера по международным вопросам, кем он, скорее всего, и будет на практике.