В сентябре 2020-го 32-летняя Мария с двумя сыновьями — трехмесячным и полуторагодовалым — оказались на улице. После того, как арендодатель выгнал семью из дома, а гражданский муж, который является отцом детей и который периодически бил Марию, исчез в неизвестном направлении.
Марию мать воспитывала сама, отец оставил их еще в детстве. Дома были постоянные конфликты, поэтому девушка хотела создать свою семью как можно быстрее. Когда муж бил Марию, она на какое-то время возвращалась к маме…
Однажды прохожие обратили внимание на растерянную женщину с маленькими детьми, которая поздно вечером находилась на улице, и вызвали полицию. Полиция устроила мать с малышами в кризисную комнату. Ситуацию Марии усложняло отсутствие документов на детей (потому что отец детей забрал ее паспорт), прописки в Киеве и глубокая психическая травма: женщина не могла даже собраться с мыслями...
За время пребывания в кризисной комнате Мария и ее дети получили экстренную психологическую помощь и прошли медицинский осмотр, по направлению их устроили в социальную квартиру (миниприют) общественной организации «Украинский фонд общественного здоровья». Государственный приют не рассматривали из-за отсутствия документов и регистрации.
В социальной квартире после оценки потребностей составили индивидуальный план, по которому женщина с детьми при поддержке мультидисциплинарной команды дневного центра «Право на здоровье» будет двигаться к выходу из сложной жизненной ситуации. Сейчас первоочередные потребности в безопасном месте пребывания, средствах гигиены, продуктах питания и одежде обеспечены. Затем женщине помогут оформить документы, устроить старшего сына в детсад, заключить декларацию с семейным врачом. Мария сейчас работает с психологом. Социальное сопровождение предполагает также проведение социальными работниками индивидуальных и групповых занятий по развитию родительских навыков, поиску внутренних и внешних ресурсов для решения проблем.
За последние несколько лет в Украине произошли большие позитивные сдвиги в противодействии домашнему насилию. Это не только Закон Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» от 2017 года и ряд подзаконных актов для его имплементации. Указ президента «О неотложных мерах по предотвращению и противодействию домашнему насилию, насилию по признаку пола, защите прав лиц, пострадавших от такого насилия» от 21 сентября 2020 года свидетельствует, что глава государства поддерживает эту работу и ожидает от правительства и громад более активной защиты граждан от домашнего насилия. Поэтому систему защиты жертв домашнего насилия надо продолжать развивать. Но развивается ли она, и выполнил ли Кабинет министров возложенные на него обязательства? Больше внимания сейчас приковано к муниципалитетам и новообразованным громадам.
Сейчас муниципалитеты активно создают сеть специализированных служб для жертв домашнего насилия. Так, только в 2020 году:
— во Львове созданы приют и кризисные комнаты;
— в Виннице готовятся открыть дневной центр и кризисную комнату;
— в Одессе расширен действующий приют, ремонтируется помещение под новый приют;
— в Киеве открыты две кризисные комнаты;
— в Днепре готовятся открыть приют;
— в Николаеве планируют открыть приют и дневной центр.
Этот перечень не исчерпывающий. Продолжается подобная работа в Мирнограде, Краматорске, Кременчуге, Трускавце и других городах.
В связи с этим существует неотложная потребность нормировать и утвердить стандарты работы специализированных служб для жертв домашнего насилия:
- утвердить перечень рекомендованных штатных единиц для приютов, кризисных комнат, дневных центров;
- нормировать работу дежурных социальных работников;
- утвердить минимальные нормативы обеспечения клиентов в приютах и кризисных комнатах: клиентка должна получить хотя бы минимальный набор продуктов для приготовления еды себе и ребенку.
Если этого не сделать, создадим сеть служб без применения международных стандартов и рекомендаций Совета Европы.
Предоставляя прямые услуги жертвам домашнего насилия, общаясь со специалистами в регионах, наша организация «Украинский фонд общественного здоровья» обращает внимание на тенденции, которые прослеживаются в Украине по проблематике реагирования на домашнее насилие.
Отдельно хочу остановиться на проблематике детей, пострадавших от домашнего насилия или являющихся его свидетелями. Во время ведения случая или рассмотрения дела таких детей часто не принимают во внимание, как будто их нет. С ними не проводят реабилитационную работу, их обидчика не привлекают к ответственности. Особенно когда дети стали свидетелями домашнего насилия. Такая же ситуация с детьми-обидчиками. Общаясь с представителями регионов, мы ни разу не слышали, что с детьми-обидчиками работают по коррекционным программам. Огромным шагом вперед станет создание в Винницкой области при поддержке Винницкой ОГА, ЮНИСЕФ и УФОЗ центра для детей, которые были свидетелями или пострадали от домашнего, гендерно обусловленного насилия, по модели Барнахус. Об этом тоже речь идет в упомянутом выше указе президента.
Также не применяются коррекционные программы и относительно взрослых обидчиков. С другой стороны, суды не посылают обидчиков на такие программы. Таким образом, мы предлагаем ряд услуг женщине, а с обидчиком робота не ведется.
Если говорить о судебной системе в целом, то специалисты и клиенты специализированных служб отмечают случаи толерантного отношения судей к проблемам домашнего насилия. Бывает, что судьи закрывают дело в связи с примирением обидчика и жертвы, и тогда обидчик избегает наказания, а это недопустимо, когда речь идет о домашнем насилии. Надо больше внимания уделять обучению судей вопросам особенностей и доказательности совершения домашнего насилия.
Что касается полиции, то количество вынесенных обидчикам срочных запретных предписаний значительно увеличилось, и это следует подчеркнуть. Так, работники полиции за девять месяцев 2020 года вынесли ориентировочно 34 тыс. срочных запретных предписаний в отношении лиц, совершавших домашнее насилие. Кроме того, полиция составила 102,9 тыс. административных протоколов по статье 173-2 КУоАП (совершение домашнего насилия, насилия по признаку пола, невыполнение срочного запретного предписания или неуведомление о месте своего временного пребывания). В целом за девять месяцев прошлого года правоохранители зарегистрировали 157,8 тыс. заявлений и сообщений о домашнем насилии. Поскольку полиция первой реагирует на случай домашнего насилия, важно создать в каждой громаде карты перенаправления, чтобы ее работники могли предоставить пострадавшей женщине адреса и телефоны служб для дальнейшего обращения за услугами или защитой своих прав.
Кроме того, в каждой громаде должны быть утверждены алгоритмы перенаправления между службами и межведомственного взаимодействия на случай домашнего насилия. Это ключевое задание для местной власти, которое необходимо выполнить, чтобы система реагирования и предоставления услуг работала, а приюты и кризисные комнаты не стояли пустыми.
Пандемия указала на необходимость развивать региональные линии доверия для жертв домашнего насилия. Люди могут получить не только психологическую помощь, но и информацию об услугах, которые предоставляются в городе или громаде. Такие линии уже создали в Киеве, Херсоне, Одессе, Днепре.
Сейчас, в период пандемии, нужно использовать разные инновационные варианты для поддержки женщин — жертв домашнего насилия. Например, развивать социальное предпринимательство, куда привлекать пострадавших женщин для повышения их экономической состоятельности. Сейчас УФОЗ получил возможность таким образом поддерживать женщин, находящихся в приютах, дневных центрах, благодаря сотрудничеству с Фондом народонаселения ООН. Эта инициатива внедряется во Львове, Херсоне, Виннице, Полтаве, Николаеве.
Назрела необходимость развивать услуги через интернет-ресурсы, скайп, телефонное консультирование, усиливать социальные службы психологами и специалистами социальной работы. Я понимаю, что одномоментно невозможно расширить штаты, поэтому есть другой путь, который местная власть почему-то игнорирует. Это социальный заказ услуг у общественных организаций. Мы провели небольшой анализ сайтов областных, городских рад и громад: там почти не найти информацию о социальном заказе услуг в 2020 и 2021 годах у общественных организаций и других организаций, предоставляющих социальные услуги, о программах, конкурсах, выделенных на это средства. Почему-то легче инвестировать в ремонт и открытие нового центра, кризисной комнаты или приюта, чем заказать эту услугу у общественной организации, которая в громаде работает годами. Есть много клиенток и клиентов, находящихся в особенно сложных жизненных обстоятельствах, которые обратятся прежде всего в общественную организацию.
Кроме того, важно начать закупать услуги громады у громады: это могут быть услуги приюта или предоставления социально-психологических услуг, услуги проведения реабилитационной или коррекционной работы. Это позволит системе противодействия и предотвращения домашнего насилия развиваться качественно и отвечать запросам и потребностям клиентов, предоставляя услуги даже тем, у кого нет регистрации в громаде, где они живут и где столкнулись с насилием.
При этом важно помнить, что мы — «люди возможностей», а не «люди причины», которые ищут пробелы в законодательстве или системе предоставления услуг ради оправдания своей бездеятельности. Отстаивайте ваши права сегодня!
Другие материалы автора читайте по ссылке